Борьба с коррупцией продолжает набирать обороты, как это обычно бывает к концу года. Новое начальство столичного метрополитена, судя по всему, начало бороться с прикормленными подрядчиками, с которыми ранее существовали некие устные договоренности, не отраженные в контрактах. Так, с подачи Мосметро появилось уголовное дело на 35 млн рублей за работы на станции «Бауманская», которые, как оказалось, просто не были выполнены, в то время как деньги были выплачены в полном объеме. Подписи в документах ставил уже ушедший с поста главы московской подземки Дмитрий Пегов. Претензии к нерадивому подрядчику, который успел получить из бюджета несколько миллиардов рублей, появились сразу после ухода Пегова.
Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении пока неустановленных лиц по факту хищения 35 млн рублей на ремонтных работах станции «Бауманская» в Москве. Речь идет о контракте «на аварийно-восстановительные работы по гидроизоляции пилонных проходов на платформенной части станции Арбатско-Покровской линии». Название станции в самом договоре не отражено. Возможно, чтобы оно не бросалось в глаза проверяющим, которые могли заметить, что аварийно-восстановительный ремонт требуется на недавно отреставрированной станции. Однако в техническом задании сказано, что гидроизоляцию нужно было провести именно на станции метро «Бауманская». Работы необходимо закончить в течение 75 дней «в связи с неудовлетворительным техническим состоянием конструкций». Договор был заключен с компанией «Триада-Холдинг» в феврале 2017 года.
АО «Триада-Холдинг» — не компания-однодневка или новичок в строительстве. Она была основана более 25 лет назад Андреем Шилиным — доктором технических наук, профессором кафедры «Строительство подземных сооружений и шахт» МГГУ, академиком РАЕН, основателем дисциплины «Ремонт и реконструкция подземных сооружений».
Сама компания имеет многолетний опыт с крупнейшими заказчиками в стране. «Триада-Холдинг» проводил ремонтные работы в ГМИИ им. Пушкина, исследование несущих конструкций Большого театра, фундамента Царь-колокола в Московском Кремле, занимался строительством развязок и мостов в столице, а так же проводил оценку технического состояния конструкций на Байконуре. А в московском метро компания можно сказать прописалась — с 2011 года метрополитен заключил с ЗАО «Триада-Холдинг» несколько десятков контрактов общей стоимостью более 3 млрд рублей. Это ремонтно-восстановительные работы и гидроизоляция на более чем 30 станциях и перегонах метро.
Контракт по станции «Бауманская» был заключен на сумму 35 754 546,33 рублей (по максимальной стоимости, без снижения) у единственного поставщика. Подрядчик должен был провести работы по гидроизоляции пилонных проходов на платформенной части станции. Уже в марте 2017 года работы были завершены. Однако теперь выяснилось, как уверяет руководство метрополитена, что ремонт фактически не выполнялся. Следователи установили, что сведения об объеме и видах произведенных работ в исполнительной документации были недостоверными. Московский главк СКР возбудил уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере и халатности после обращения руководства Московского метрополитена.
Для того чтобы убедиться в том, что сквозь облицовку на станции сочится вода, не нужно даже заказывать экспертизу. Подтеки видны даже невооруженным взглядом.
Особенно много вопросов в связи с «Бауманской» возникает, когда вспоминаешь, что фактически весь 2015 год станция была закрыта на капитальный ремонт. С февраля по декабрь там проводили масштабную реконструкцию с заменой эскалаторов, которые ни разу не меняли с 1944 года. Были проведены и восстановительные работы исторического облика вестибюлей и платформы, осуществлен монтаж новых касс и модернизированных турникетов, произведено обновление всех инженерных сетей и устройств метрополитена. На станции обновили мраморную облицовку, мозаику и скульптуры. Основным подрядчиком реконструкции выступила компания ПО «Элером». На открытие в метро лично приехал мэр Сергей Собянин и глава подземки Дмитрий Пегов.
Уже после торжественного открытия ГУП «Московский метрополитен» объявил еще один конкурс на «выполнение работ по реставрации архитектурных элементов платформенной части станции «Бауманская», который выиграла ООО ТМ «Китеж». То есть зачем-то понадобилось за 111 млн рублей после масштабной реконструкции снова реставрировать станцию? Все работы согласно документам были завершены в январе 2017 года. Сроки заключения контрактов больше походят на подгонку документов задним числом. Ведь во время приезда Собянина, да и в отчетах метрополитена было уже видно, что исторический облик восстановлен во время капитального ремонта, а не год спустя. И как мы уже знаем, вслед за этим «Триада-Холдинг» начала аварийно-восстановительные работы по гидроизоляции, которые, как теперь уверяет руководство метрополитена, фактически не проводились.
В свою очередь руководство «Триада-Холдинга» обвинения в свой адрес не признает. По словам Андрея Шилина, те протечки, которые можно на станции наблюдать сейчас, не касаются работ, выполненных возглавляемой им организацией. Компания подала встречные иски к ГУП «Московский метрополитен» о взыскании денег, не полученных по исполненным договорам подряда.
А судебные тяжбы с некогда прикормленным подрядчиком начались сразу после ухода Пегова. В мае 2017 года он вернулся в структуры РЖД, кресло главы московского метро занял его бывший заместитель Виктор Козловский. А уже к сентябрю новое руководство подало в суд на АО «Триада-Холдинг». Причем иск стал рекордным — 1,8 млрд рублей. Раньше таких сумм не предъявляли ни одному подрядчику.
Детали искового заявления не раскрываются, но суть его сводится к взысканию денежных средств за некачественно выполненные работы (или не выполненные совсем). Сейчас дело зависло в апелляциях и окончательного решения по нему не принято. Да и ради такой суммы адвокаты с обеих сторон постараются приложить максимум усилий, а значит, скорого исхода противостояния не предвидится.
Были ли у Пегова личные договоренности с Шилиным, узнать пока не удастся. Во всяком случае, до официальных комментариев со стороны Следственного комитета, который заинтересовался реконструкцией «Бауманской». Ни того ни другого руководителя, которые заключали сделки и подписывали акты выполненных работ, пока к делу не привлекли.
Авария в метро в 2014 году
Впрочем, после ухода Дмитрия Пегова ГУП «Московский метрополитен» начал активно разгребать авгиевы конюшни. В июле 2017 года метро подавало иск к генподрядчику строительства — АО «Мосинжпроект» и компании «Спецтехреконструкция», которая выполняла работы в тоннеле на Арбатско-Покровской линии, где сошел с рельсов поезд. Речь идет о крупнейшей техногенной аварии в московском метро, которая произошла 15 июля 2014 года в тоннеле между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар».
Погибли 24 человека, 217 получили ранения. Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье «Неисполнение требований транспортной безопасности, повлекшее смерть двух или более лиц». Однако доказать вину подрядчиков не удалось, и в феврале 2018 года Арбитражный суд Москвы отклонил иск Московского метрополитена о взыскании 331,7 млн рублей ущерба. Авария произошла еще при прежнем начальнике — Иване Беседине, который из-за нее ушел в отставку. Однако при Пегове дело до суда так и не дошло.
Хищения в метро
В октябре 2016 года Следственное управление СКР по Центральному округу Москвы закончило расследование уголовного дела о взятках при заключении госконтрактов в отношении подчиненных Пегова. Обвинения были предъявлены бывшим начальнику службы электроснабжения ГУП «Московский метрополитен» Глебу Верховскому, его заместителю Дмитрию Борисенко, а также бывшему главному инженеру компании ЗАО «Теплоэнергосбыт» Александру Ищенко, ранее работавшему в столичном метро.э
Следствие инкриминировало Верховскому и Борисенко «вымогательство» и «получение взятки» в размере 15 млн рублей (ч. 6 ст. 290 УК РФ) от главного инженера «М-Автоматики» Артема Комарова за подписание акта приемки электротехнических работ, проведенных с нарушениями условий договора, и за дальнейшее получение выгодных госконтрактов. Ищенко вменили в вину «посредничество во взяточничестве» (ч. 4 ст. 291.1 УК РФ).
В 2015 году оперативники МВД и ФСБ вскрыли другое хищение в московском метрополитене. По данным следствия, при строительстве станции «Шипиловская» было похищено более 330 млн рублей. Как выяснили следователи, генподрядчик отдал исполнение госконтрактов аффилированным с ним компаниям, которые завышали расценки на проектные и строительные работы, похищая бюджетные средства. В деле уже появились шестеро обвиняемых, один из которых признал свою вину, заключил сделку со следствием и дает показания на других.
Московский метрополитен с его нынешними темпами строительства и реконструкции вестибюлей и переходов — благодатное поле для деятельности недобросовестных подрядчиков. Еще в 2016 году активисты ОНФ поймали руководство подземки на лжи. Официальный сайт метрополитена рапортовал о завершении ремонта на тех станциях, где фактически работы еще продолжались. А главное, подрядные организации, которые срывали сроки ремонта, не наказывались. Московский метрополитен перезаключал контракты с теми же подрядчиками на новые даты и продолжал работы. Ведь со «своими» компаниями работать проще. Главное, чтобы заказчик не сменился.