Один из свидетелей событий, связанных с Кировской ОПГ Прокоповские был допрошен судом через видеоконференцсвязь, так как сейчас находится в Москве. Это Михаил Смирнов, который тесно общался с членами группировки в неспокойные годы криминального передела.
Но прежде, в Кировском суде выступила жена убитого Романа Городчикова, который являлся участником известной Кировской ОПГ Гагаринские. Она зачитала гражданский иск, предназначенный Михаилу Прокопьеву, лидеру Прокоповских:
«Убийство моего мужа произошло 19 марта в подъезде нашего дома, где мы совместно проживали. Мой муж умер в результате многочисленных огнестрельных ранений, — зачитывала женщина. — Я перенесла нравственные страдания в связи с гибелью мужа. Моя жизнь и жизнь моей семьи была сломана. Я и мой сын остались без средств к существованию, так как мы лишились кормильца и поддержки. Мне было очень тяжело это пережить. В настоящее время я живу одна с этой болью в душе. Прошу взыскать с лиц, причастных к убийству моего мужа, причиненный моральный вред в размере 3 млн рублей».
Свидетель Смирнов
После этого всех из зала суда попросили перейти в другой кабинет, в котором имеется оборудование для видеоконференцсвязи, но связь с Перовским районым судом Москвы установилась только час спустя. На экране было видно, что в кабинет зашел мужчина средних лет и сел. «Я, Смирнов Михаил Петрович, родился в Кирове, проживаю в Москве. К уголовной ответственности привлекался давно», — начал свидетель. По версии следствия, Михаил Смирнов в 90-е годы был водителем Валерия Натыкача, а также дружил с Абашевым, Хапугиным и Изместьевым (члены банды Прокопа).
Судьба Абашева и Хапугина
«В то время я занимался коммерцией и спортом. О группировках знаю лишь по слухам. Но это обычные группы, мы просто общались, занимались бизнесом. Никто так не представлялся: «Здравствуйте, я — представитель криминальной группировки». Были какие-то группы по районам (у автовокзала, на Дружбе)», — сказал Смирнов. По словам свидетеля, у Абашева и Хапугина появились охотничьи ружья, когда они познакомились с Валерием Натыкачом и стали его охранять. «Как они познакомились, я не знаю. Знаю только то, что он (Натыкач) в 92-м году помог им устроиться охранниками в бар «Светлана» на улице Дзержинского», — рассказывал свидетель.
Правда, поработали там Абашев с Хапугиным недолго, около 2-х лет. Вскоре Натыкача посадили, и ребята стали ездить к нему на свидания в тюрьму. Во время свиданий они и познакомились с Сергеем Кривошеиным, который входил в «Прокоповскую» ОПГ. Через некоторое время (в 96-м году) Абашев и Хапугин по своему желанию вступили в эту банду. После освобождения Натыкача,Абашев и Хапугин стали вновь тесно общаться с Натыкачем и стали его охранниками.
«Сначала мы все вместе общались: я, Абашев, Хапугин и Изместьев, а потом они только с Натыкачом были, — сказал Смирнов. — Они занимались какой-то коммерческой деятельностью».
Летом 1998 года Абашева и Хапугина расстреляли. Я был удивлен, испугался. Убили друзей. Они постоянно были бдительными, чувствовали опасность, поэтому всегда ходили с охотничьими ружьями», — вспоминал свидетель.
После смерти друзей Смирнов общался с Изместьевым и Натыкачом около года, а потом «отошел от дел». «Натыкач — такой человек, что улыбается в лицо, а потом козни строит за спиной. Говорил другим, что я плохой и подговаривал Васю Смехова (охранник Натыкача) что-то со мной сделать. Потом до меня слухи дошли», — подчеркнул свидетель.
Прокуратура попросила свидетеля рассказать о его судимости. «Я юридически не судим. Вы не можете мне это напоминать. Первая — до 18 лет. Вторая — по 105-й статье («Убийство»), но там была фальсификация. Потерпевший был Тришин. Я с ним не знаком, он был известным — чемпион по культуризму, был авторитетом на районе, — сказал Смирнов. — В круге его общения были братья Койковы. По слухам, Тришин был знаком с криминальными кругами».
Рэкет
Свидетель признал, что в 90-е годы они брали деньги с предпринимателей за услуги охраны и решения проблем с криминальными элементами. На таких встречах они могли ссылаться на известных авторитетных людей, таких как Кощеев, Комаров, Городчиков. «Хапугин и Абашев могли ссылаться на фамилию Прокопьева, а также просить у него помощи. С начала середины 1990-х годов мы так и начали ссылаться. Постоянно были какие-то встречи», — рассказывал Смирнов. Но свидетель полностью отрицал, что у Прокопьева была какая-то группировка. «Можно сказать, что это был «клуб по интересам». Никакого посвящения не было, никто не говорил, что вот ты сейчас в группировке. Просто все друг с другом общались. Там было много людей, но сейчас уже не помню», — рассказывал спокойно свидетель.
Вспомнить все
Странно, но в прошлом году, когда допрашивался свидетель следователем, Смирнов смог вспомнить 20 фамилий, которые входили в «клуб по интересам» под названием «Прокоповские». «В группировку Прокопьева входили следующие люди: Прокопьев — лидер группировки; Кривошеин — «правая рука Прокопьева»; Ситников, который занимался деньгами Прокопьева; Натыкач; Ширин; Кара; Колпаков; Абашев; Хапугин; Изместьев; Халявин; Новиков; Веснин; Борняков; Коваленко; Шулятьев; Шишкин, позже в группировку вошли Подгаец, Смехов и Гирш», — говорил следователям Смирнов в 2015 году.
Кроме того, в прошлогодних показаниях говорится, что Изместьев говорил Смирнову, что к смерти Абашева и Хапугина могут быть причастны «Гагаринские». Спустя несколько месяцев после смерти Абашева и Хапугина Изместьев и Гирш по указанию Кривошеина совершили покушение на убийство Андрея Тришина (участник банды «Гагаринских»). «Я также участвовал в этом деле. Я сообщил по рации Изместьеву, что Тришин выезжал на своей машине со двора дома. В этом преступлении я принял участие по просьбе Изместьева. В связи с тем, что Абашев и Хапугин были моими друзьями, а не из-за того, что я являлся членом «Прокоповской» ОПГ. В начале 99-го года я женился и прекратил всякое общение с представителями группировки», — говорилось в документах.
«Показания подтверждаю, но слово «группировка» не говорил. Не считал, что я в неё входил. Если заменить слово «группировка» на «круг общения», то все показания я подтверждаю», — говорит свидетель. Но Прокопьев не унимался, говоря о том, что Смирнов не мог знать, что Кривошеин является его правой рукой и что Ситников занимается его финансами. «По слухам, я знал, что Прокопьев лидер группировки, а Кривошеин ближе всех общался с Вами, поэтому «правая рука» написано», — пояснил свидетель. «Вы даете подробное описание группировки. Вы в нее не входили, со мной не знакомы, а так все знаете», — донимал свидетеля Прокоп.