Модой давно стало проведение всевозможных экономических форумов, круглых столов, научно-практических конференций, на которых светила науки и выдающиеся практики пытаются разгадать секрет успеха и сформулировать надежный рецепт, чтобы направить страну в верном направлении развития. Жители небольшого азербайджанского селения Красная Слобода, расположенного совсем близко к границе с российским Дагестаном, слушая или читая новости об очередном глобальном слете экономистов, наверное, усмехаются.
Не там ищут истину отечественные и зарубежные ученые. Для каждого жителя поселка не существует больше тайн в экономической теории. Выходцы из Красной Слободы давно нашли ответы на все вопросы. В пору поселку присваивать звание «наукограда» или переносить сюда из Подмосковья Сколково. По числу рожденных на душу населения миллионеров и миллиардеров Красная Слобода вне конкуренции не только на просторах всего СНГ, но и мира. Издавна в этом месте проживала самая крупная община горских евреев. Выгнанные из Испании в самом конце 15-го века евреи осели сначала в Персии, а потом по приглашению Кубинского хана поселились неподалеку от его резиденции.
Многие поколения татов, а так их называют азербайджанцы, веками занимались ремеслами и торговлей, превратив Красную Слободу в ухоженный городок, весьма непохожий на пыльные поселки коренного населения тех мест. Теперь численность постоянно проживающих жителей в Слободе уменьшилась почти в 3 раза. Большинство уехало зарабатывать деньги далеко от родного дома и, как правило, на жизнь не жалуется. Крупнейшая община татов сейчас проживает в российской столице. Их в ней около 15 тысяч человек.
Зарах Илиев
Зарах Илиев, родившийся в Красной Слободе в 1966 году, с детства начал помогать отцу. Вместе они шили кепки ─ самый популярный в советское время головной убор среди всех закавказских народов. Едва окончив школу, Зарах сразу подался в Москву к родному брату на заработки. Шел 1981 год, но уже тогда в столице монопольным правом на торговлю цветами обладали выходцы из Азербайджана. Русские не различали их ─ азербайджанцы или таты.
Первая торговая точка Зараха Илиева расположилась в Черемушках. Сейчас он отгрохал на том месте не памятник, а торговый центр «Панорама». При желании преуспевающий бизнесмен мог бы повесить при входе мемориальную доску в назидание потомкам и самому себе в радость. Ведь Зарах Илиев является единственным владельцем здания. После цветов уже в годы перестройки Зарах Илиев снабжал коньяком маленький магазинчик родственников в районе Лубянки. Собственное дело он открыл в пору начавшегося подъема рыночной торговли. Все оказалось предельно просто. Зарах выкупил несколько грузовых контейнеров на Измайловском рынке и начал сдавать их под склады-торговые точки предпринимателям.
Заработав стартовый капитал, вместе с другим горским евреем Тельманом Исмаиловым Илиев приступил к превращению Черкизовского рынка в крупнейшую оптово-розничную торговую площадку Москвы. В 1993 году фирма Зараха Илиева взяла в управление 15 гектар земли на территории Черкизона. Дуэт двух горских евреев быстро доказал, что в организации торговли они могут дать фору всем вместе взятым зарубежным ритейлерам.
Дело было поставлено таким образом, что арендаторам торговых мест на рынке оставалось думать только о реализации своего товара, пополнении ассортимента и определении стоимости, учитывающей баланс спроса и предложения. Стихийность и привычный беспорядок, вечно присущий торговле на открытых рынках, быстро были полностью устранены. До всех участников торговли был доведен свод нехитрых правил, которые они должны были неукоснительно соблюдать. Решение остальных вопросов взяла на себя администрация рынка. Она смогла договориться с контролирующими органами без особой надобности не досаждать проверками.
Порядок на рынке поддерживала собственная охрана, сумевшая вытеснить из толп покупателей привычных при больших скоплениях народа карманников. Организаторы рыночной торговли установили гибкую систему арендной платы за торговые места, причем, частенько разрешая пользоваться ими под честное слово в долг.
Зарах Илиев и Год Нисанов
Зарах Илиев все же оказался гораздо проницательнее и мудрее Тельмана Исмаилова. Он воспринимал Черкизовскй рынок, лишь как временный инструмент для получения капитала, который должен быть обязательно вложен в проекты, устремленные в будущее. Стратегией Илиева стала подготовка перевода торговли «под крышу». Пробный камень он бросил в Люблино в 2001 году. Огромные заброшенные площади Московского шарикоподшипникового завода были переоборудованы под торговые павильоны.
Проект получил название «Оптово-розничный торговый центр «Москва» и поражал воображение гигантскими масштабами. Около 200 тысяч квадратных метров были предоставлены всем желающим для ведения торговли во вполне цивилизованных условиях. Владельцем центра стало акционерное общество с аналогичным наименованием, в котором 57% акций принадлежало Зараху Илиеву. Остальной частью владела московская мэрия, ставшая после этого главным стратегическим партнером коммерсанта.
В Люблино началось многолетнее сотрудничество Зараха Илиева с еще одним горским евреем Годом Нисановым, заменившим ему Тельмана Исмаилова. Специально для инвестирования следующих проектов Зарах Илиев учредил в декабре 2000 года компанию «Сафра Инструментс». В 2005 году на пару с культовым скульптуром-авангардистом Зурабом Церетели Илиев основал компанию «Город чудес». Оперативным управлением компании опять занялся Год Нисанов. «Город чудес» был учрежден для реализации двух глобальных проектов ─ детского парка развлечений в Мневниках и реконструкции ВВЦ. Обе попытки проникнуть в иную сферу бизнеса остались не реализованными
К 2009 году имущество Зараха Илиева приросло долями в ТЦ «Электронный рай», мебельным центром «Гранд» и автомобильным гипермаркетом «Москва» на Каширском шоссе. В автоцентре Илиев установил свое запатентованное изобретение ─ демонстрационный стенд для представления покупателям одновременно 7-ми автомобилей. Еще раз бизнесмен проявил техническую смекалку, спроектировав глобус, установленный перед ТЦ «Европейский». Со скульптором Церетели, помимо бизнес-интересов, у него была еще одна тема для общения. Зарах Илиев считал себя творческим человеком, увлекающимся живописью. С мэтром отечественного монументального искусства он мог обсуждать его и свои художественные творения.
С привлечением Года Нисанова удалось перестроить бывшую гостиницу сталинско-хрущевских времен «Украина» в современный отель Radisson Royal Moscow. Гостиничная тема продолжилась отелем Radisson CAC «Славянская». Не все и всегда шло гладко. Отчаянные попытки построить хотя бы одно из запланированных «чудес» успехом не увенчались. Во Мневниках дело дальше забора вокруг пустыря не двинулось. Обещание воздвигнуть на территории ВВЦ гигантский «Мосаквариум» закончилось тем, что строительством на самом деле занимался не Илиев, а олигарх Аркадий Ротенберг. Но на презентации построенного объекта президенту Путину в свите встречающих первое лицо государства бизнесмен все же присутствовал.
Свобода от рэкета
Еще с рыночной молодости Зарах Илиев всегда стоял в одном шаге от организованного криминала. Каким то образом ему удалось освободить торговцев Черкизовского рынка от пресса рэкетиров. Вполне вероятно, что он сам выплачивал деньги «крыше», закладывая определенный процент в арендную плату. Черкизон со временем превратился в огромный центр контрабанды, нелегальной эмиграции и рабского труда, и один из его владельцев Зарах Илиев не мог не знать про эту его «темную» сторону.
В 2009 году рынок, наконец, был закрыт столичными властями, похоронив дальнейшую карьеру Тельмана Исмаилова, в итоге объявившего себя банкротом. Большинство участников торговли нашли себе новые места в торговых павильонах Зараха Илиева. Два московских тата к моменту завершения эпохи Черкизона полностью переключились на строительство коммерческой недвижимости, превратившись в крупнейших столичных ее собственников.
Опять же на пару они учредили ЗАО «Киевская площадь», занявшееся приданию современного облика торговой площадки перед Киевским вокзалом. Зарах Илиев обладал выходом на столичного мэра Лужкова и его бизнесвумен Батурину. Без доброй воли московской власти ему, конечно же, не удалось бы построить ТЦ «Европейский» в водоохранной зоне Москвы-реки и заодно вырубить под строительную площадку сквер. Такое в Москве не позволялось делать никому.
Вскоре растущие аппетиты вынудили Илиева искать место для застройки за пределами городской черты. На Каширском шоссе, повторив удачный опыт с цехами шарикоподшипникового завода, вместо производственных строений ФГУП «Элерон» возник гипермаркет автомобилей «Москва». На 14-ом километре МКАД Илиев построил ТК «Садовод», а чуть дальше ТК «Южные ворота», чем еще больше усугубил транспортную ситуацию на этом участке кольцевой дороги. Специалисты по дорожному движению предупреждали московскую администрацию о такой перспективе, но в очередной раз аргументы Зараха Илиева оказались весомее.
Погоня за прибылью заставляет его закрывать глаза на многие недопустимые вещи. Его продовольственный терминал «Фуд Сити» мало того, что стал причиной постоянных гигантских пробок, так и размещен в месте, плохо сочетаемом с торговлей продуктами питания. Рядом с ним находится Николо-Хованское кладбище и совсем недавно законсервированный полигон бытовых отходов ─ Саларьевская свалка, отравляющая окрестности вонючим газом и ядовитыми стоками.
Сброшенные за десятилетия существования городской помойки отходы уходят в толщу земли на глубину 27-этажного здания. Сложную техногенную обстановку дополняют протянувшиеся совсем рядом газопровод высокого давления и ЛЭП. Аренда торговых площадей ежегодно приносит Зараху Илиеву около $500 млн. Большую часть доходов он упорно инвестирует в новые проекты. Суммарный капитал российского бизнесмена давно перевалил за $1 млрд. На своей родине в далекой Красной Слободе оставшиеся соплеменники могут гордиться Илиевым и ставить его в пример всем, кто решил схватить за хвост «птицу удачи».