Роберт Кочарян ─ последний в списке избранных президентов бывших союзных республик СССР, как и они прошедший школу комсомола и коммунистической партии, оказался первым из них, кто лишился президентской неприкосновенности и на пару недель попал, как подследственный, в настоящую тюрьму. Для всех президентов-пенсионеров, спокойно доживающих свой век в почете и комфорте, новые армянские власти создали очень опасный прецедент. Политика, как известно, грязное дело и в биографии любого высокого руководителя, хорошо покопавшись в его прошлом, наверняка можно найти не один неправедный поступок, за которые, не будь он в прошлом главой государства, можно привлечь к ответственности.
Самого Кочаряна обвинили не больше, не меньше, а в попытке свержения конституционного строя и узурпации власти. Четверть века назад ему приходилось заочно выслушивать подобные обвинения от властей соседнего Азербайджана. Кочарян был лидером вооруженной борьбы за независимость Нагорного Карабаха, включенного еще при Ильиче в состав Азербайджанской ССР. Тогда он был абсолютно для всех армян героем. Сегодня часть общества считает его преступником и требует для экс-президента сурового наказания.
Роберт Кочарян
Роберт Кочарян родился в Степанакерте ─ столице Нагорного Карабаха. Получив независимость в результате кровопролитного армяно-азербайджанского конфликта, непризнанная республика выбрала президентскую форму правления, а ее первым президентом как раз стал Роберт Кочарян. По образованию Кочарян инженер-электротехник. Он с отличием окончил Ереванский политехнический институт, но работать на производстве ему долго не пришлось. Его рекрутировали сначала в Степанакертский горком ЛКСМ, а затем в партийное руководство города.
«Перестройку» он встретил парторгом Карабахского шелкового комбината. Членство в КПСС не помешало ему выступить против генеральной линии партии, исповедующей интернационализм. Коммунист Кочарян вступил в группу армянских националистов «Крунк» и стал одним из лидеров Арцахского движения за независимость автономной республики. Частые бытовые конфликты между соседями из двух закавказских народов быстро переросли в настоящую войну. В августе 1992 года Роберт Кочарян становится премьер-министром независимой Нагорно-Карабахской республики и председателем государственного комитета обороны. Карабах выстоял в войне и в этом немалая заслуга Кочаряна, в 1994 году избранного первым президентом непризнанного государства.
Дальше его путь лежал в Ереван. Первый президент Армении Левон Тер-Петросян назначил его премьер-министром республики. Через год между политиками произошел конфликт, послуживший причиной раскола политической элиты и последующей отставки Тер-Петросяна. Бывшие соратники разошлись во взглядах на решение проблемы Нагорного Карабаха. Президент Армении поддерживал идею о создании демилитаризованных зон, отводе войск от границы и даже о возвращении ряда населенных пунктов, захваченных армянами, Азербайджану. Премьер Роберт Кочарян, министр обороны Вазген Саргсян и министр МВД и национальной безопасности Серж Саргсян категорически возражали. В феврале 1998 года на выборах нового президента Армении с большим перевесом Роберт Кочарян одержал уверенную победу.
На этом испытания не закончились. Нестабильная политическая ситуация в стране привела к тому, что в октябре следующего года вооруженные террористы захватили здание парламента. Во время проведения их акции погибло несколько народных депутатов. Роберт Кочарян проявил мужество и решительность, лично вступив в переговоры с оппозиционерами захватившими парламент, и уговорил их сдаться, предотвратив возможное дальнейшее кровопролитие.
В 2003 году его избрали на второй срок. В тот раз ему противостоял кандидат от оппозиции Степан Демирчян ─ сын бывшего лидера армянских коммунистов во времена СССР Карена Демирчяна, погибшего в стенах парламента от рук террористов. Проигравшая сторона не согласилась с результатами выборов, считая их сфальсифицированными и указывала на широкое применение победителями административного ресурса. Это был первый тревожный звонок Роберту Кочаряну, который он пропустил мимо ушей. По Конституции Армении президенту не положено более двух сроков. За год до истечения президентских полномочий Роберт Кочарян выбрал преемника. Им стал его давний соратник Серж Саргсян.
Операция «Преемник»
Кочарян и Саргсян одногодки, родившиеся в Степанакерте. Они вместе работали в горкоме ЛКСМ и КПСС Степанакерта. Во время армяно-азербайджанского конфликта Саргсян всегда был рядом с Кочаряном, занимая пост министра обороны республики. Вместе с ним он перебрался в Ереван. Филолог по образованию он большую часть жизни проработал в структурах, относящихся к государственной безопасности. В 2003 году именно Саргсян возглавлял предвыборный штаб Кочаряна, пошедшего на второй срок.
Операция «Преемник» имела шансы пройти гладко, но неожиданно в большую политику вернулся первый президент Армении Левон Тер-Петросян, после ухода в отставку занимавшийся исключительно наукой. Он спутал все карты. По результатам первого тура голосования Саргсян набрал более 50% голосов. Оппозиция отказалась признать эти результаты, назвав их грубой подтасовкой. Тер-Петросян призвал своих сторонников выйти на улицы. В Ереване появились первые баррикады.
Озабоченный проблемой обязательной преемственности власти Кочарян приказал разогнать силой митингующих. Демонстрантов было около 7000 человек. Служителям правопорядка, выполняющим указ президента, удалось рассеять митингующих, при этом пострадало 131 человек, а 8 протестантов было убито. В Ереване было введено чрезвычайное положение. Решение Кочаряна аукнулось ему через 10 лет.
Среди самых активных критиков результатов тех выборов оказался журналист Никол Пашинян. Его разыскивали, арестовали и судили за участие в массовых беспорядках. Он вскоре попал под амнистию, но мысль взять политический реванш Пашинян долго хранил в себе. Уже в этом году он стал народным лидером новой волны протестов и в результате оказался на месте премьер-министра.
Роберт Кочарян в отставке
Годы в отставке Роберт Кочарян провел вдали от большой политики. Официально бывший политик занимал пост независимого директора АФК «Система». Редкий случай, когда ему пришлось высказаться на внутриполитическую тему, случился в 2015 году. Роберт Кочарян категорически не согласился с проведенной реформой избирательного законодательства. Депутаты парламента проголосовали за систему рейтингового территориального голосования вместо использовавшейся ранее пропорциональной системы. В прошлом за места в парламенте боролись партии, теперь в нем предстоит работать победителям в мажоритарных округах. Роберт Кочарян вполне справедливо считал, что выборы могут превратиться в войну кошельков кандидатов в депутаты.
Другое законодательное новшество критике он не подверг. Армения отказывалась от президентской формы правления в пользу парламентской республики. В будущем ключевым постом в государстве оказывалась должность премьер-министра. Президент Серж Саргсян, исчерпав возможности пребывания на посту президента, воспользовался предоставленной возможностью остаться у власти. Пользуясь большинством в парламенте, он избрался на пост премьер-министра, оставшись главным носителем государственной власти. Оппозиция почувствовала себя обманутой и вновь вышла на улицы. Вторая попытка Никола Пашиняна воздействовать на власть с помощью уличной демократии возымела успех. Саргсян ушел в отставку, а вакантное место занял сам бунтарь Пашинян.
26 июля этого года Роберт Кочарян был вызван на допрос в Генеральную прокуратуру. Ему пришлось вспоминать подробности событий февраля 2008 года. На следующий день он был арестован и помещен в СИЗО. В той же России реакцию на задержание Кочаряна можно было определить, как настоящий шок. Экс-президенту пришлось провести в заключении 2 недели. Апелляционный суд Армении отменил выбранную меру пресечения, посчитав, что как бывший глава государство он пользуется неприкосновенностью. Генеральная прокуратура Армении подала протест.
Окончательное решение вопроса находится в динамике, но Роберт Кочарян, по прежнему, продолжает находиться в статусе обвиняемого в совершении тяжелого государственного преступления, повлекшего смерть людей. Сам он считает, что новая власть сводит с ним старые счеты, преследуя его по политическим мотивам. Свою десятилетнюю паузу в политике он отменил и заявил о желании участвовать в предстоящих парламентских выборах. Время покажет, насколько экс-президент сохранил былую популярность в народе.