Можно вспомнить немного отечественных сериалов про бандитов, поставленных на высокохудожественном уровне. Первые части «бандитского Петербурга», безусловно относятся к этой категории. Зрители полюбили его отрицательных персонажей, а словосочетание «бандитский Петербург» ушло в народ.
Бандитский Петербург-2 — одна из самых полюбившихся частей проекта — был поставлен по книгам известного питерского журналиста Андрея Константинова «Адвокат» и «Судья». Хорошо изучив криминальную среду‚ лично пообщавшись с реальными «авторитетами» того времени, Константинов отлично разбирался в вопросе. Многие персонажи книги и фильма имеют реальных прототипов, а само словосочетание «бандитский Петербург» ушло в народ.
Сюжет второй части «Бандитского Петербурга» получился интересным, захватывающим и трогательным. Это история о, как теперь говорят, лихих 1990-х. Но режиссер первых двух сезонов сериала Владимир Бортко сумел изобразить мафию не просто лихо, но и художественно.
Бандиты в фильме даже если и отморозки, то действуют согласно определенной логике, руководствуясь своими кодексами поведения, которые были отлично прописаны сценаристами. А главное, каждый персонаж выглядит объемным и живым, со своей сложной судьбой и своим тяжелым прошлым.
Сериал заставляет зрителей сочувствовать героям, но в то же время помогает осознать, что выбор между злом и добром это в каждый момент личный выбор каждого человека. И за выбор зла рано или поздно приходится расплачиваться.
Бандитский Петербург
«Бандитский Петербург» не развлекательный шарж вроде «Жмурок» и не боевик о следующем поколении «нормальных пацанов» вроде героев из «Бумера». Здесь во всей полноте показаны казалось бы очень трудно представимые человеческие отношения в жестокой маргинальной среде. Оказывается, что бандиты не только воруют и убивают друг друга, о чем ежедневно сообщала хроника 1990-х, но еще дружат‚ любят‚ ищут справедливости. По крайней мере в том виде, как они ее себе представляют.
У всех них есть внутренняя мотивация находиться именно в той роли‚ в которой они находятся: «А вообще это история не о бандите, а о людях, которые, к сожалению, стали бандитами потому, что они жили в этом месте, в это время. Это история о многих моих знакомых, которые очень тяжело переживали 90-е. Это история о любви, которая разворачивалась на фоне кровищи, стрельбище», — вспоминал Андрей Константинов.
А ведь история создания сериала по-своему уникальна. Он снимался еще в то время, когда киностудии (да тем более региональные!) не обладали неограниченными бюджетами‚ а средства на съемки создателям зачастую приходилось искать самостоятельно. Изначально сценарий Константинову заказал режиссер Валерий Огородников, заплатив при этом довольно крупную по тем временам сумму 2 500 долларов, но снять фильм не удалось.
Тогда Константинов обратился к Владимиру Бортко. Тот в первую встречу с недовольным лицом взял книги‚ заметив: «Я такое не читаю». Однако все же позвонил Константинову через какое-то время и согласился приняться за работу над первой отечественной гангстерской сагой. Совершенно случайно удалось раздобыть и денег на съемку — спонсором выступил президент одного банка, который оказался большим почитателем творчества Константинова. Одна серия стоила немыслимые по тем временам 35 тысяч долларов. Но создателям и актерам при этом доставалось немного.
Сам Константинов, будучи сценаристом «Бандитского Петербурга», вообще ничего не получил за сценарий. Самым высокооплачиваемым актером стал сыгравший главного героя Дмитрий Певцов, получавший за работу 300 долларов в сутки, а, например, Олег Басилашвили всего 100 долларов. Владимир Бортко вспоминал: «Первые 15 серий были сняты одной единственной камерой, и‚ тем не менее‚ эти серии стали лучшими, потому что люди работали с душой, думали не о деньгах, не о заработках, а о том, как сделать хорошую вещь».
Сериал «Бандитский Петербург»
Когда после первых двух частей к «Бандитскому Петербургу» пришел невероятный успех, продюсеры, как часто бывает, захотели его монетизировать и подзаработать. Они предложили Константинову воскресить некоторых героев, или хотя бы одного Певцова, но тот был непреклонен. Оно и понятно, ведь это убило бы и замысел сериала, и законы гангстерского жанра вообще. Приходилось объяснять почти на пальцах: «Понимаете, я категорически против посыла бандита-победителя как в сериале „Бригада“. Правда, не на этой стороне. У нас история про хороших людей, которые приняли неверное решение. Продали душу дьяволу, руководствуясь, может быть, какими-то хорошими посылами. Но в итоге они обязаны были заплатить за это своими жизнями. Они сожги себя еще до того, как их убили», — пояснял Константин.
К сожалению, сериал «Бандитский Петербург» не избежал скатывания в штамповку и растянулся на 10 сезонов, разных по качеству и влиянию. На канале «Россия» выходили три последние части «Расплата», «Терминал» и «Голландский пассаж». Позже все три фильма вышли и на дисках, где значились как продолжение знаменитого «Бандитского Петербурга». Но в телевизоре эта ремарка почему-то выпала из титров.
Сам Андрей Константинов последние три части не признал за свои, поскольку считал, что сценаристы и режиссеры не так работают с материалом. Автор легендарной саги так это прокомментировал: «Сериалы «Терминал», «Голландский пассаж» и «Расплата» не имеют ничего общего с моими романами. Шесть первых сезонов «Бандитского Петербурга» были сняты по моим книгам, для седьмого я написал синопсис, а поучаствовать в создании продолжения сериала меня не пригласили. Но в фильме фигурируют придуманные мной персонажи, например подполковник Кудасов».
При этом Константинова хватило только на просмотр первой части «продолжения» «Бандитского Петербурга», и она его, мягко говоря, не порадовала: «У меня такое ощущение, что авторы сценария изучали жизнь бандитов и олигархов по книгам и фильмам такого же уровня. На каких гламурных тусовках создатели сериала почерпнули эти идеи? Ничего общего с правдой жизни! Думаю, представители криминального мира, увидев их творчество, не смогут сдержать улыбки. А смотреть «Голландский пассаж» и «Расплату» у меня даже желания нет».
Что и говорить, многие современные коммерческие телепроекты весьма поверхностно подходят к вопросу. Лишь бы закидать эфирное время и попытаться на этом заработать. «Бандитский Петербург-2» — это еще фильм о тех временах, когда совершенно неясно было, кому больше сочувствовать и кого поддерживать — бандитов или правоохранительные органы, поскольку все по-своему были страшны. Это время переходного периода, интенсивного поиска какой-то новой идентичности, когда в определенный момент власть оказалась в длинных руках криминального общества.