Один из лидеров Ореховской ОПГ, пожизненно осужденный Сергей Буторин по прозвищу Ося, начал неожиданно для всех давать показания. Он рассказал, что известный подмосковный бизнесмен Сергей Вялков являлся казначеем их банды, и был причастен к покушению на убийство замглавы отдела по борьбе с оргпреступностью Николая Петрова, случившееся в далеком 1998 году.
53-х летний бизнесмен Сергей Вялков, проживающий в Одинцово, был арестован. В городе он довольно известный человек, владеет крупным рынком «Автомолл», фитнес-центром «СВ Фитнес», рестораном «Дилижанс», управляющей компанией «Правильный город» и еще около двадцати компаниями. Помимо него, в некоторых фирмах соучредителями являются его родственники. К тому же Сергей Вялков активно занимается общественной деятельностью. Он является членом Общественного совета города Одинцово, возглавляет Фонд поддержки партии «Единая Россия» и входит в ее местный политический совет.
Сейчас Басманный суд столицы арестовал Сергея Вялкова до 9 марта. За это время следствию предстоит выяснить, причастен ли бизнесмен к покушению на офицера милиции. Ему инкриминируют соответствующую статью уголовного кодекса 317 УК РФ (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа). Интересен тот факт, что представитель Генпрокуратуры просил не заключать Вялкова под стражу, поскольку в материалах дела присутствуют сомнительные доказательства его виновности. Однако суд принял решение об аресте. Если вина бизнесмена будет доказана, то его ждет наказание в виде лишения свободы на срок от 12 до 20 лет, либо пожизненного лишения свободы.
Покушение на Николая Петрова
Покушение на Николая Петрова произошло 3 декабря 1998 года в Москве. Офицер в тот день направлялся на работу, а киллеры из ореховско-медведковской банды ждали его около станции метро Свиблово. Они расположились в микроавтобусе KIA. Когда Николай Петров появился в поле их зрения, один из убийц прицелился в голову, однако в последний момент рука дрогнула, и выстрел прошел по касательной, пуля задела шею и ухо. Времени разбираться в ситуации у киллеров не было, и они благополучно скрылись с места несостоявшегося убийства.
По горячим следам киллеров задержать не удалось, поэтому спустя неделю было решено трясти всю верхушку криминального мира Москвы, так как именно криминальным лидерам мог мешать офицер милиции. В первую очередь под пресс силовиков попал вор в законе Амиран Сопромадзе (Сопотия), которого задержали, но после беседы отпустили, так как вор действительно был непричастен к покушению.
Следующим был задержан вор в законе Георгий Углава (Тахи), но и он не смог пролить свет на ситуацию с покушением. Тогда милиционеры ежедневно задерживали криминальных авторитетов, руководивших в Москве преступными группировками. Это дало некоторый результат — оперативники смогли выйти на киллеров, которыми оказались братья Григорян, торгующие на оптовом рынке в микрорайоне Новокосино. Они признались в покушении, убить Николая Петрова братьям предложил земляк за 10 тысяч долларов. Однако Григорян говорили, что не знают, кем являлась их жертва, пока не увидели на следующий день новости, где и рассказывалось о покушении на замначальника РУБОПа УВД Центрального округа.
После задержания в съемной квартире один из братьев — Виталий Григорян — рассказал, что за 50 долларов купил пистолет у некоего Ашота Дабриеляна. Когда продавца арестовали, выяснилось, что он уже находится в розыске за покушение на убийство, совершенное в Армении.
Заказчиком, как установили следователи, был некий «большой человек» из армянской диаспоры Арсавит Манукян. «Коммерсантъ» писал о том, что его объявили в розыск, однако информация о его задержании не публиковалась нигде.
Сейчас Николай Петров уже вышел на пенсию и в органах не работает, но в деле о покушении спустя 19 лет неожиданно появилась новая версия. В причастности к покушению заподозрили Сергея Вялкова.
Информацию о его задержании подтвердил один из бизнес-партнеров одинцовского предпринимателя. Однако обсуждать детали отказался. Показания на Сергея Вялкова дал лидер одной из самых кровавых бандитских группировок 90-х годов, глава «Орехово-медведковской» ОПГ Сергей Буторин (Ося).
Сергей Вялков
Сергея Вялкова называли не иначе как «казначеем» «ореховских». История его успеха восходит к, казалось, бессменному главе Одинцовского района Александру Гладышеву (с 1991 по 2013 год). Именно тут находится знаменитая Рублевка, поселки Горки и имения высшего света России. Первым на контакт с Гладышевым вышел активный член «Ореховской» преступной группы Тимур Клиновский. Выяснив точки соприкосновения интересов, Гладышев и Клиновский наладили деловое партнерство. Членам ОПГ за бесценок доставались самые лакомые участки престижной загородной земли, где затем вырастали элитные поселки.
Тимур Клиновский в свою очередь оказывал покровительство главе района от лица криминалитета. Хорошо распробовав вкус дивидендов от продажи земли нужным людям, Гладышев стал раздавать земли и высокопоставленным силовикам, которые затем прикрывали его незаконные схемы. Более 20 лет Гладышев был полновластным одиозным хозяином Одинцовского района.
В Одинцово развернулся и еще один ныне известный предприниматель — Сергей Журба. Его рынок «Одинцовское подворье» поднимался не без участия «ореховских». Однако позже взгляды бизнесмена и криминалитета разошлись, и Журба начал противостояние с влиятельной ОПГ, а в частности с Дмитрием Белкиным. За последние годы погибли пять человек, связанных с Сергеем Журбой, а на него самого было совершено несколько покушений.
На фоне сотрудничества с «ореховскими», Александр Гладышев подружился и с Сергеем Вялковым. Владея рестораном и казино, последний регулярно закатывал пиршества для главы района по первому требованию. Сергей Вялков также оплачивал заграничные поездки Гладышева и прочие расходы. Тем временем Вялков планомерно прирастал бизнесом в Одинцово. При этом на титульную сторону он выставлял общественную деятельность и меценатство. Баллотировался в местный совет депутатов. Его дочь замужем за сыном видного политического деятеля — Эдуарда Крусткална.
Кстати, возможно, именно родственные связи Сергея Вялкова помогли Гладышеву избежать уголовного преследования за махинации с дорогой подмосковной землей. В 2013 году Счетная палата РФ завершила проверку Одинцовского района. Аудиторы пришли к выводу, что за время, пока главой района был Александр Гладышев, большинство государственных земель были за бесценок розданы коммерческим фирмам и частным лицам. Нарушения были обнаружены в общей сложности в отношении 12 925 гектаров земель района. Причем значительная часть этих территорий досталась бывшему «авторитету» «Ореховской» группировки Тимуру Клиновскому, активному члену и «казначею» этой же ОПГ Сергею Вялкову, адвокату Дмитрию Якубовскому по прозвищу «Генерал Дима» и другим сомнительным личностям.
Однако первая версия отчета Счетной палаты, касающаяся периода работы Эдуарда Крусткална, попала заинтересованным лицам. После этого из акта проверки исчезло любое упоминание про Клиновского и его партнеров. Затем с отчетом аудиторов ознакомился и сам Александр Гладышев. Уголовного преследования не последовало, хотя его даже вызывали на допрос в Следственный комитет по Московской области из-за перевода лесного массива в статус земель поселения.
23 декабря 2013 года на заседании совета депутатов Одинцовского района Александр Гладышев объявил о своей добровольной отставке. Возможно, обо всех делах, происходящих все эти годы в Одинцовском районе, тоже станет известно спустя время, когда очередной «орех» расколется и решит поделиться информацией.
Мог ли замглавы отдела по борьбе с оргпреступностью УВД Центрального округа Николай Петров перейти дорогу «ореховским» 20 лет назад, и какое именно принял участие в покушении на милиционера Сергей Вялков, предстоит выяснить следователям, поднимая архивы. Совсем не понятен мотив «сдавать своих» Сергея Буторина. Возможно, за сотрудничество со следователями Осе пообещали улучшение условий содержания.
История на самом деле странная, ведь дело о покушении якобы было уже раскрыто. Но, как рассказали родственники бизнесмена, он ожидал интереса правоохранительных органов к своей персоне и в последнее время искал себе хорошего адвоката. Однако вину Сергей Вялков отрицает, а защита в корне не согласна с выводами следствия и намерена их опротестовать: «Вялков не имеет отношение к этому преступлению. Это абсурд. В эту версию не верит даже потерпевший».