Сергей Эдуардович Приходько родился в весьма приличной семье преподавателя Военной академии бронетанковых войск и научного сотрудника ЦНИИЧермета, благодаря чему имел возможность получить хорошее образование. Так, сразу после окончания школы Сергей поступил на престижнейший факультет международных экономических отношений МГИМО. Среди его однокурсников было немало тех, кто после выпуска заняли самые высокие и видные посты. Так, среди них были будущие начальник управления Администрации Президента РФ по внешней политике Александр Манжосин и известный журналист-международник Александр Гурнов.
Со студенческой скамьи Сергей умел приспосабливаться к ситуации и находить для себя место под солнцем. В частности, еще во время учебы он посетил Чехословакию, где проходил практику в пражской Высшей школе экономики. После же окончания вуза, когда ему удалось устроиться в центральный аппарат Министерства иностранных дел, Приходько стал дежурным референтом посольства СССР в этой стране. Пробыв в командировке пять лет, он, после недолгого пребывания на должности третьего секретаря Управления социалистических стран Европы, вернулся в Чехословакию, на должность третьего секретаря, а через короткое время дослужился и до второго. В эти годы он тесно сотрудничал с Сергеем Ястржембским, который на тот момент являлся заместителем ответственного секретаря пражского журнала «Проблемы мира и социализма», а в будущем способствовал в продвижении Приходько по служебной лестнице.
Вообще карьера Сергея Эдуардовича и развивалась, в том числе благодаря тому, что он был дипломатом не только на службе, но и в жизни, и всегда тонко чувствовал все аппаратные расклады. После того, как распался СССР, Приходько, вернувшись из командировки, стал начальником отдела Балтии в ранге заместителя директора департамента.
Сергей Эдуардович Приходько
Регион, за который призван был отвечать Сергей Эдуардович, был не самым простым для дипломатии. Внешняя политика стран Балтии была построена на отрицании советского периода и не отличалась пророссийской направленностью. Среди всего прочего, Приходько пришлось отдуваться и за историю с продажей на Запад партии российских ядерных материалов, а именно бериллия. Литовские власти задержали партию данного товара, в связи с чем данным вопросом пришлось заниматься именно ему. Другой вопрос, которым в середине девяностых пришлось курировать Сергею Эдуардовичу, был югославский. В те годы, нередко можно было услышать его комментарии относительно данного конфликта, в котором он критиковал действия натовских военных.
Впрочем, с задачами, которые вставали перед ним, он справлялся успешно, и уже в 1997 году был приглашен в Администрацию Президента РФ. Способствовал этому Сергей Ястржембский, который к тому временем стал пресс-секретарем главы государства. Под него было создано новое управление по внешней политике, и теперь он курировал в АП внешнеполитическое направление, в том числе и кадровые назначения дипломатов. В результате в отставку ушел Дмитрий Рюриков, который занимал пост помощника Президента РФ по внешнеполитическим вопросам, а на его место и был приглашен Приходько.
Через год сам Ястржембский ушел в московскую мэрию, и Сергей Эдуардович Приходько занял его кресло, став заместителем руководителя АП по международным делам. Несмотря на то, что с уходом прежнего руководителя управление потеряло в своих функциях, так как перестало тесно пересекаться с пресс-службой, повышение это было значительным. Ожидалось и другое назначение Приходько. В частности, ему прочили должность секретаря Совета безопасности, которая освободилась после того, как Владимир Путин, возглавил кабинет министров. Другим претендентом на этот пост был министр обороны маршал Игорь Сергеев, однако в конечном итоге это кресло занял близкий к Путину Сергей Иванов.
Сильная позиция Сергея Приходько
Тем не менее, позиции Сергея Приходько были достаточно сильными. На своем месте он демонстрировал хорошие результаты работы. К тому же он сумел наладить нужные связи не только внутри администрации, но и среди элит вообще, лоббируя, в частности, интересы ряда нефтяных компаний. Поэтому, когда в российской политической системе из-за досрочной отставки Бориса Ельцина произошли серьезные пертурбации, Сергей Приходько оказался одним из немногих, кто сумел не только сохранить позиции, но и усилить их.
В первые два президентских срока Владимира Путина, Сергей Эдуардович был чуть ли не ключевым идеологом российской внешней политики. Поговаривали даже, что он пытался отправить в отставку тогдашнего главу МИД Игоря Иванова, для того, чтобы самому занять главный кабинет в высотном здании на Смоленской площади или, на худой конец, назначить туда человека. Тогда же он вошел в советы директоров ряда государственных корпораций, в частности «Тактического ракетного вооружения», «Авиационной холдинговой компании «Сухой», а также был назначен главой совета директоров одного из крупнейших в мире производителей уранового топлива «ТВЭЛ». Правда, в «ТВЭЛе» его в скором времени заменил Сергей Собянин.
Естественно за годы работы в Администрации Президента, Приходько успел перетащить туда немало своих людей. В частности своим замом он сделал бывшего однокурсника Александра Манжосина. После того, как начался второй президентский срок Путина, АП претерпела очередную реорганизацию. Однако Сергей Эдуардович Приходько сумел сохранить свои позиции. Став помощником Президента, он продолжил курировать международные отношения, а также координировать деятельность Управления по внешней политике, которое возглавил все тот же Манжосин.
В прессе называли Сергея Приходько одним из самых влиятельных чиновников. Вся внешняя политика тех лет шла под его чутким управлением. Так, одной из центральных задач, которой занимался Сергей Эдуардович, была подготовка к саммиту «Большой Восьмерки». Позднее он возглавил и оргкомитет по подготовке форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество».
Приходько и Моше Кантор
Свой аппаратный вес Приходько начал терять только после 2008 года, хотя он и остался на посту помощника Президента после того, как высший государственный пост занял Дмитрий Медведев. В свою очередь Путин, став Председателем Правительства, взял себе в советники по внешней политике бывшего посла в США Юрия Ушакова, аппаратного противника Сергея Эдуардовича. Данное решение стало переломным, с тех пор именно Ушаков стал постепенно занимать позиции «главного идеолога дипломатии».
На тот момент у Приходько еще были крупные связи в международной политике. В частности тесные отношения он имел с президентом Европейского еврейского конгресса (ЕЕК) Моше Кантором, в том числе и в связи с его бизнесом в России. Именно благодаря Сергею Эдуардовичу Кантор смог превратиться в политика европейского масштаба. Кроме того, Приходько способствовал развитию транзитного бизнеса Кантора и в Эстонии, где у него сохранились сильные связи еще с тех времен, когда он курировал эту страну в МИДе. Примечательно, что после того, как экономические отношения между Россией и Эстонией стали осложняться из-за поведения эстонских властей, которые перенесли памятник советским солдатам, именно Сергей Эдуардович стал выступать за смягчение позиции российской стороны, дабы не пострадали интересы его близкого друга.
Но у Кантора начались проблемы другого характера, связанные с его еврейским конгрессом. Представители еврейских общин Франции, Германии, Австрии и Португалии пригрозили выходом из ЕЕК, в связи с изменениями в уставе организации. Тогда-то и появились слухи о том, что Приходько может занять одно из руководящих постов в конгрессе. Его ресурс должен был поднять престиж организации, так как через нее можно было бы решать весьма высокие задачи. Но в итоге кремлевский чиновник не пошел на данный союз.
Яхт-клуб Фарватер
У самого же Сергея Эдуардовича дела также шли не лучшим образом. В прессе всплыла информация о яхт-клубе «Фарватер», владелицей которого оказалась жена помощника Президента Наталья. Именно она обладала 50% ООО «Мытищинский городской яхт-клуб», обладателем второй половины являлся председатель совета директоров Интерпромбанка Виталий Жогин. Сам Приходько утверждал, что яхт-клуб – организация некоммерческая.
Но при этом уставной капитал организации составлял 17,7 млн рублей, а на сайте говорилось, что это именно коммерческая организация, которая занимается в том числе и внешнеэкономической деятельностью. К тому же в декларации, которую подавал чиновник в том же году, было сказано, что жена получила доход в 2.3 млн рублей, что не помешало ей стать владелицей катера «Атлантис-42» стоимостью в 320 000 евро.
После этого эпизода Сергей Эдуардович надолго ушел в тень. В следующий раз о нем услышали только в 2010 году, когда он вступил в полемику с губернатором Тверской области Дмитрием Зелениным, который после приема в Кремле заявил, что он якобы нашел дождевого червя в салате. Сергей Эдуардович публично назвал поведение губернатора «слабоумием», а Зеленин вскоре лишился своего поста.
Пост Приходько
В 2012 году Владимир Путин одержал победу на очередных президентских выборах. В администрацию Президента Владимир Владимирович вновь взял Юрия Ушакова, а Сергей Приходько перешел в аппарат Правительства РФ, где занял пост первого заместителя руководителя. Когда же руководитель аппарата Владислав Сурков покинул свой пост, его место занял Сергей Эдуардович Приходько. При этом за ним остались лишь вопросы международного сотрудничества, а другие «сурковские» функции были размазаны по другим вице-премьерам.
Сергей Эдуардович Приходько на сегодняшний день является «гуру» российской внешней политики. С молодых лет он занимался международными отношениями и преуспел в этом деле. Но его прочные позиции во власти связаны с тем, что свои дипломатические способности он всегда умел направить не только на благо государства, но и в интересах себя любимого. Естественно, что у Сергея Эдуардовича имеются интересы в бизнесе, и этим он не отличается от своих коллег, но при этом ему удается оставаться в тени.
И даже теперь, когда позиции Сергея Приходько ослаблены, а первую скрипку во внешней политике играют другие, он продолжает занимать высокие должности. Кто знает, может быть, для него в ближайшее время найдут синекуру, а может быть, его опыт дипломата старой школы, который умеет «делать дела», при этом «не мозоля глаза», вновь окажется востребованным.