Фирменный почерк актера Савелия Крамарова — специфическое выражение лица и косоглазие. Савелий Крамаров так про себя и говорил: «Я — раб своей фактуры». Потому и роли доставались ему преимущественно комедийные. Хотя детство Савелия не предполагало никакого веселья. Его отец, Виктор Крамаров, был адвокатом. В 1930-х он, в том числе, защищал «врагов народа». При этом делал это настолько ярко, что вскоре и сам стал таковым считаться. Его арестовывали дважды: в 1938-м и в 1950-м. Последний раз — с концами. Кстати говоря, Виктор Крамаров признал себя виновным. Считается‚ что под пытками.
«Дорогой папочка, мы с мамой часто вспоминаем тебя. Мама говорит, что мы скоро увидимся. Я очень жду нашей встречи. Учусь хорошо. В основном получаю четверки и пятерки…» — писал маленький Савелий отцу в тюрьму. Вскоре (в 1951 году) стало известно, что Виктор Крамаров в лагере покончил с собой (по официальной версии). Мать Савелия, Бенедикта Соломоновна, в это не поверила, слегла, и скоро ее не стало. Тогда Савелию было 16 лет.
Роль Феди Ермакова
Будущий популярнейший актер стал понемногу сниматься в кино с 20 лет. Может быть‚ лучшая его роль — прожженный уголовник Косой («Джентльмены удачи», 1971 год). Про себя Савелий Викторович говорил, что в жизни с людьми криминальных профессий не сталкивался. «Даже если видел, что навстречу идет парень хулиганского вида, переходил на другую сторону улицы», — не стесняясь, делился актер. Потому поначалу роль давалась непросто.
Федя Ермаков — рецидивист. Природная внешность Крамарова сделала данного персонажа крайне смешным. Плюс к этому — ставшие позднее крылатые фразы, которые произносил Косой: «А Гаврила Петрович по фене ругается», «А он еще губной помадой на зеркале голую женщину нарисовал», «Автомашину куплю с магнитофоном, пошью костюм с отливом, и — в Ялту», «Вот у меня один знакомый‚тоже ученый‚ у него три класса образования, а он десятку за полчаса так нарисует, не отличишь от настоящей», «Кто ж его посадит?! Он же памятник!»‚ «Лошадью ходи, век воли не видеть!», «Чуть что, сразу Косой!», «Где хочешь, говорит, достану, и горло перережу», «А вот оно, дерево!».
Многие из этих фраз Крамаров для роли придумал сам.
Савелий Крамаров и антиквариат
Многие зрители считали‚ что каков Крамаров на экране‚ таков и в жизни. Некоторые из них на собственной шкуре могли убедиться‚ что были не правы. Часто в ресторанах подвыпившие люди, видя Крамарова, пытались с ним выпить, вели себя панибратски. Актер этого терпеть не мог и жестко давал от ворот поворот. Сам он был весьма глубоким человеком, занимался с гантелями, йогой, много читал‚ увлекался историей религий. В том числе Крамаров очень хорошо разбирался в антиквариате, особенно в иконах.
Тут мы подходим к самой темной и неизвестной странице его биографии. Вместе со своим другом Савелий Крамаров в 1970-е регулярно объезжал отдаленные деревеньки и урочища Ленинградской, Псковской, Новгородской областей. Цель — поиск древних икон в заброшенных и незаброшенных церквях. Актер выманивал у местных жителей уникальные древние иконы за бесценок, частенько просто надувая простых мужиков и баб Псковщины и Вологодчины. Более того‚ далеко не все добытые таким путем иконы шли в коллекцию Крамарова. Некоторые из них контрабандным путем переправлялись за границу.
На этот счет мало сведений: по каким каналам, через кого, за какую цену. Известно только, что милиция вышла на Крамарова и его приятеля. И несколько дней они отсидели в КПЗ. Но вмешались влиятельные друзья артиста, которые и вытащили на свободу контрабандистов. Об этом эпизоде своей жизни, во всяком случае в прессе, Крамаров предпочитал не распространяться. Поэтому неизвестно, как сиделось известному актеру в КПЗ. Но думается, что нормально. Популярный человек и для милиционеров — популярный. Неизвестно, помогла бы популярность актеру, если бы он все-таки был осужден. Во все времена урки считали, что мухлевать с иконами — западло. За такое и «опускали». А потому Крамарову сильно повезло, что до лагеря, как у его отца, дело в данном случае не дошло.
На антиквариате Савелий Крамаров смухлевал и еще один раз. При эмиграции из СССР в США в 1982 году. По закону он не мог взять с собой уникальные антикварные вещи: картины, иконы, украшения. Тогда Крамаров поступил так. Продал всю свою коллекцию и на вырученные деньги купил уникальную и дорогущую коллекцию марок. Он спрятал марки в листах семейного фотоальбома и все-таки сумел их вывезти в Штаты, где и реализовал.
В Голливуде карьера Крамарова не сложилась. Американский обыватель со своим специфическим «фекально-генитальным» чувством юмора и не мог оценить великого советского комика. Савелий Викторович вынужден был играть в американских картинах отмороженных русских кагэбэшников или русских же мафиози. Но отметился в фильме про советского милиционера в исполнении Арнольда Шварценеггера «Красная жара». Закольцовывая тему «джентльменов удачи» напомним‚что в «Жаре» снялся еще один герой того фильма и тоже эмигрант Олег Видов.