«Ифовские», они же «ифята», они же «домбытовские» – в заполярной Воркуте все знали, что с этими ребятами из группировки Ифы – Козлова лучше не шутить. А уж поперек дороги им встать – и вовсе смертельно опасно. Около двадцати лет эта преступная группа внушала воркутинцам ужас.
Да и за пределами не только Воркуты, но и республики об «ифовских» знающие люди говорили почтительным шепотом. А московские представители криминального мира (не исключено, что легендарные «солнцевские») в знак уважения преподнесли лидеру группировки Юрию Козлову пистолет с золотым курком.
Кстати, с «солнцевскими» – одной из самых крупных и дерзких группировок новой России – сравнил «ифовских» по размаху криминальной деятельности руководитель СУ СКР по РК Николай Басманов. Весной 2012 года руководители и большинство членов преступного сообщества были задержаны.
На данный момент расследование большинства преступлений членов группировки Ифы – Козлова завершено. Николай Басманов не раз отмечал, что расследованием этого резонансного дела занимается группа следователей и объем проделанной ими работы огромен: на счету «ифовских» десятки преступлений.
Банда Ифы-Козлова
У истоков создания группировки, как ясно уже из ее названия, стояли Владимир Ифа и Юрий Козлов. В 1995 году активным лидером группировки стал и брат Владимира – Олег. Братьям Ифа в Воркуте принадлежала целая сеть магазинов по продаже аудио- и видеоаппаратуры.
В это же время еще одним источником дохода была прибыль от продажи бартерных товаров. Существовало в те времена такое унизительное явление, как бартер: за уголь покупатели, как российские, так и заграничные, расплачивались товарами народного потребления, часть которых выдавалась шахтерам в качестве зарплаты, а часть и вовсе уходила «налево». Бартерные вещи у шахтеров скупали за бесценок, а то и отбирали силой.
В начале 1995 года добавились новые статьи доходов: оптовая и розничная продажа алкоголя и продуктов питания, сдача в аренду торговых площадей в центральном Доме быта, магазине «Товары для отдыха».
Нетрудно понять, что братья Ифа были людьми состоятельными. И считали, что их бизнес-империя нуждается не только в надежной защите, но и в расширении. На тот момент самым простым и быстрым способом обогащения было совершение преступлений: рэкет, «крышевание» проституток, мошенничество и так далее. Правда, в Воркуте тогда уже действовали влиятельные преступные группировки, но «ифовские» конкуренции не боялись.
Поворотным моментом в истории «ифят» можно считать март 1997 года, когда в Москве были застрелены Владимир Ифа и его супруга. У «ифовских» были связи и в Москве, поэтому они через знакомых правоохранителей выяснили, что убийство лидера совершили члены другой преступной группировки – «шагивалиевские». За этим последовала череда кровавых преступлений.
Александр Можаев
Безусловно, «ифовские» и непосредственно Олег Ифа собирались отомстить. Но в тот момент это сделать не удалось, поскольку Олег Ифа и Юрий Козлов оказались за решеткой. Они «наехали» на конкурентов по бизнесу – братьев Анатолия и Александра Харуков – и даже похитили одного из них.
Так получилось, что сотрудники милиции освободили похищенного из плена. А Олег Ифа и Юрий Козлов по решению суда надолго отправились в колонию. В связи с этим печальным обстоятельством «бразды правления» группировкой они передоверили своему хорошему знакомому – лидеру группировки «воргашорских» Александру Можаеву. Он приезжал в колонию, консультировался, получал указания. Под его руководством группировка Ифы – Козлова выросла и окрепла. К ней присоединились и «воргашорские», которых возглавлял сам Можаев. Для укрепления дружеских связей и «ифовские» со стажем, и их коллеги стали вместе посещать бары, рестораны и сауны.
Дела у группировки шли неплохо, но 24 октября 2001 года Александр Можаев был застрелен возле здания Воркутинского горного института. Вскоре после этого на свободу вышли Олег Ифа и Юрий Козлов. Они столкнулись с непростой ситуацией: численность членов группировки значительно выросла, особой «корпоративной» солидарности между представителями в недавнем прошлом разных сообществ не наблюдалось, кое-кто тянул одеяло на себя, заботясь не столько об общем благе, сколько о личной выгоде. В общем, дисциплина хромала.
Тогда лидеры создали свод правил, обязательных для соблюдения всеми членами группировки. Отступление от этих правил строго каралось: штрафом, лишением «зарплаты», которую получали «ифята», «общественными работами», исключением из организации, физическим насилием, а то и смертью.
Со временем «ифовская» группировка под руководством Юрия Козлова превратилась в своеобразное государство в государстве – со своим правительством, законами, казной, армией, своеобразной системой «соцзащиты» и даже днями траура и скорби – годовщинами гибели видных участников сообщества.
Ифовские
Цитаделью группировки стал центральный Дом быта, на шестом этаже которого и располагалась штаб-квартира «ифовских». Здание оснастили системой видеонаблюдения, которая позволяла просматривать все подступы к зданию. Показания камер наблюдения были выведены в мониторную, которая располагалась в месте основного сбора «ифят».
Также по указанию Юрия Козлова гараж Дома быта был превращен в автомобильную стоянку – только для «своих». Там установили металлические ворота, каждому участнику группировки выдавался пульт дистанционного управления от ворот.
Примерно таким же образом была оборудована и вторая, менее известная, штаб-квартира «ифовских» в магазине «Товары для отдыха». Такое же оборудование было установлено и в кафе «Омут», принадлежащем участникам преступной группировки. Вообще, на технике «ифовские» не экономили, добывали самые современные следящие и подслушивающие устройства. Да и на оружие не скупились.
Со временем «ифовские» стали контролировать весь город – и днем, и ночью. За время существования группировки ее участники приобрели не менее двадцати бронированных автомашин, на которых «дежурные» круглосуточно колесили по Воркуте. При необходимости эти машины использовались вместо такси: на них развозили «ифят» по домам, доставляли их к месту назначения.
У дежурного, находившегося в мониторной Дома быта, была особая задача: он прослушивал частоты оперативных служб правоохранительных органов и, если планировалась операция, направленная против группировки, сообщал либо лидеру, либо сразу тем подельникам, которые могли попасть под удар.
К сотрудникам правоохранительных органов Воркуты «ифовские» проявляли особое внимание: прослушивали их переговоры, заводили дружбу, приглашали в кафе и рестораны, собирали компромат. Цель вполне понятна – получение информации и создание режима «благоприятствования» группировке.
Роли между членами группировки были четко распределены. Так, например, одним поручалось исполнение наиболее сложных преступлений, другие обеспечивали сохранность и пополнение оружейного фонда. Кстати, о богатстве и разнообразии арсенала «ифовских» — его хватило бы для вооружения небольшой армии. Там было все – от традиционных пистолетов Макарова до огнеметов. Существовал в группировке и «казначей», который ведал общаком. Должность эта была очень важной, и деятельность казначея Юрий Козлов контролировал, пожалуй, особо строго.
По установленным Козловым законам ни один «ифовец» не имел права утаить деньги, полученные от преступной деятельности, или тем более растратить деньги из общака. Обязательным для членов группировки было участие в регулярных планерках, на которых обсуждались вопросы, актуальные для преступной организации. Также «ифовские» строго соблюдали закон молчания – о делах группировки болтать не следовало не только правоохранителям, но вообще никому. Соблюдение этих законов поощрялось. Если «ифовский», попавший за решетку, не сдавал своих, ему за счет сообщества обеспечивали защиту, его родственникам оказывали финансовую помощь.
Участие в «ифовской» группировке накладывало отпечаток и на личную жизнь членов сообщества. Они всегда, в любое время суток, должны были быть на связи и наготове, чтобы сразу выполнить распоряжение руководителя. «Ифятам» было строго запрещено посещать увеселительные заведения, которые контролировали другие преступные группировки: зачем же отдавать деньги в карман конкурентов – пусть «у себя» развлекаются. Членам группировки запрещалось играть в азартные игры и употреблять наркотики. Зато занятия спортом, особенно в компании «товарищей по оружию», поощрялись.
Бандиты предприниматели
По распоряжению руководства каждый член преступной группировки получил статус индивидуального предпринимателя или создал юридическое лицо. Затем все эти «лица» вступили в Союз предпринимателей Воркуты, созданный одним из влиятельных «ифовских» – Владиславом Цикиным. Кстати, офис этого союза располагался в Доме быта, поэтому несложно представить, какое лицо на самом деле имело на тот момент воркутинское бизнес-сообщество.
Члены Союза предпринимателей занимались благими делами: финансировали различные спортивные мероприятия, создали сайты «Твоя Воркута», «ЦДБ», которые рассказывали о жизни города и республики, создали хоккейную команду «ЦДБ», выступавшую на первенстве города по хоккею. В составе этой команды на лед вышли и участники «ифовской» группировки.
Даже семьи «ифовских» жили вместе – для обеспечения безопасности. По указанию Юрия Козлова участники преступной группировки стали покупать квартиры в доме №9 по улице Гагарина. Этот дом и охраняли сами «ифовские».
В марте 2012 года большинство участников группировки Ифы – Козлова были задержаны и этапированы в Сыктывкар. Тогда и началось расследование этого беспрецедентного для республики уголовного дела.
Приговор членам ОПГ Ифовские
В качестве фигурантов по уголовному делу воркутинской группировки проходили 29 лиц, в отношении 25 из которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Один из лидеров (Олег Ифа) и три активных участника преступной организации объявлены в международный розыск (суд заочно вынес постановления об их аресте). Материалы уголовного дела составляют 340 томов.
Приговоры суда уже выслушали несколько членов банды. К девяти годам и трем месяцам колонии строгого режима был приговорен 40-летний Рафаэль Мамедов по прозвищу Раф. Такой же приговор вынесли другому участнику банды Константину Спирину. Семь лет в колонии за участие в банде и убийства проведет Сергей Боренков. Еще один член ОПГ Константин Медведев получил 13 лет лишения свободы. Алексей Макаренко, который налаживал для бандитской группировки связи в правоохранительных органах Воркуты, получил наказание в виде восьми лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, после отбытия которого он будет ограничен в свободе на протяжении одного года.
В январе 2018 года прошел суд над 18 оставшимися участниками ОПГ Ифовские. Общий срок для 18 фигурантов составил 321 год. Также прокуратура считает, что подсудимые должны выплатить государству общий штраф почти в 10 млн. руб. Удовлетворению подлежат и гражданские иски.
Как стало известно в ходе судебного процесса, у части фигурантов имеются смягчающие обстоятельства. Это малолетние дети, явка с повинной, способствование раскрытию преступлений и изобличение других участников ОПГ. Один фигурант добровольно возместил имущественный и моральный вред. Двое подсудимых имеют проблемы со здоровьем, преклонный возраст, один из них — звание ветерана труда, другой — инвалидность второй группы. Отягчающими обстоятельствами госовбинитель посчитал использование оружия, боеприпасов и форменной одежды правоохранителей.
Троим подсудимым прокурор попросил отменить УДО от 1998 и 2002 года.
Речь Юрия Козлова
На одном из первых судов над бандой, ее лидер Юрий Козлов, находясь в клетке, взял речь, сообщив что заказчиком уголовного дела является вице-премьер Коми Константин Ромаданов:
— По делу проходит один из моих родственников по жене, — рассказал Козлов, и один из присутствовавших в судебной клетке обвиняемых поднял руку, демонстрируя подлинность этих слов – В своё время он начинал заниматься бизнесом, связанным с обслуживанием «Газпрома». В конце 2010 года Ромаданов хотел встретиться со мной, требуя, чтобы я запретил моему родственнику заниматься этим бизнесом.
По данным Юрия Козлова, в компании «Комиавтодор» работают некоторые родственники (он заявляет о детях) председателя Верховного суда республики Вячеслава Шишкина. Между тем, убеждён обвиняемый, «Комиавтодор» контролируется Ромадановым. Козлов выразил уверенность в том, что итоги суда известны заранее.
— Мне, естественно, выписали пожизненное, — признал он – Но я протестую, чтобы дела в отношении кое-кого из своих товарищей слушались в этом суде.
По его мнению, по крайней мере двое обвиняемых, которым, в числе прочего, вменяются статьи 206 УК РФ (захват заложника), должны быть переведены из Верховного суда РК в Ростовский военный суд.
— С 1 января 2015 года 206-е статьи слушаются только там, — указал Козлов. Он убеждён, что следствие «дало эти статьи преднамеренно».
— Они боятся суда присяжных. Потому что суд присяжных уже оправдал по одному делу одного из наших товарищей – Армякова, — заметил Юрий Козлов. Он также отверг обвинения в контроле над большими суммами денег.
— Обратите внимание: из двадцати наших адвокатов только шесть – нанятые. Остальные назначены судом, — подчеркнул криминальный авторитет.
Громкие убийства Ифовских
В суде над членами Ифовской банды были перечислены убийства, совершенные киллерами группировки. Так в 1996 году в Воркуте возле развлекательного центра «Олимп» «ифовские» ударом железной арматуры по голове убили предпринимателя Александра Касперского.
В марте 1997 года в Москве снайперскими выстрелами в затылок были убиты один из лидеров группировки Владимир Ифа и его супруга Наталья. Тогда в банде посчитали, что это дело рук группировки Азата Шагивалиева и братьев Александра и Владимира Александровых. В том же году «ифовские» расправились с Александром Александровым. Бандиты, переодевшись в милицейскую форму, остановили машину, в которой ехали Александров с приятелем. «Стражи порядка» попросили водителя и пассажира выйти из машины, надели на них наручники, вывезли в безлюдное место и там расстреляли.
До Азата Шагивалиева и Владимира Александрова очередь дошла в апреле 2004 года. «Ифовские» взорвали припаркованный возле спортивно-концертного центра автомобиль «Москвич» 2141 со знаком «TAXI», когда мимо проходили Шагивалиев и Александров. Взрывом Александрову оторвало обе ноги, Шагивалиев получил тяжелые травмы.
18 апреля 1999 года двое членов группировки Сергей Бондарь и Рафаэль Мамедов в милицейской форме через запасной выход вошли в спортзал комплекса «Цементник», где в это время играл в футбол предприниматель Анатолий Харук, из-за похищения которого угодили за решетку лидеры «ифовской» группировки. Мамедов шестью выстрелами из пистолета ранил охранника, а Бондарь в это время выпустил из самодельного пистолета-пулемета почти 70 пуль по Харуку. Коммерсант погиб на месте, его охранник получил многочисленные огнестрельные ранения.
21 января 2002 года «ифовские» ликвидировали лидера конкурирующей преступной группировки Александра Агаджаняна и его соратника Вадима Шишова. Они погибли при посадке в свой автомобиль. Машина была взорвана с помощью дистанционного устройства. Среди жертв «ифовских» оказалось несколько членов их банды.
Несколько покушений на свою жизнь пережил Андрей Гринько, с 1997 по 2001 годы выполнявший роль хранителя так называемого «общака» — денежных средств группировки. В 2003 году один из лидеров группировки посчитал, что бывший казначей утаивал часть доходов.
В январе 2003 года Юрий Козлов назначил Гринько встречу в диско-баре «Омут». Когда экс-держатель кассы подошел к увеселительному заведению, из припаркованного неподалеку автомобиля с тонированными стеклами прогремел одиночный выстрел из автомата АК-47. Стрелявший Константин Медведев промахнулся, и Гринько заскочил в здание.
Вскоре за квартирой, где проживал Гринько, было установлено постоянное видеонаблюдение из квартиры в соседнем доме. 16 мая 2003 года бандиты заложили взрывное устройство в тамбур подъезда дома, где жил Гринько. Бывший казначей в сопровождении телохранителей возвращался домой. Первым в подъезд зашел охранник, который сразу заподозрил неладное. Гринько в подъезд так и не зашел. Чтобы уничтожить следы, «ифовские» привели взрывное устройство в действие. От взрыва никто не пострадал. С тех пор Гринько исчез из Воркуты.
В мае 2005 года на активного члена группировки Константина Медведева, заведовавшего оружием, лично участвовавшего в нескольких убийствах, было совершено покушение. Неизвестный выпустил в него восемь пуль, пять из которых попали в различные части тела Медведева. Подозрения пали на члена группировки Александра Исмагзамова, который часто конфликтовал с Медведевым. Исмагзамов занимался распространением наркотиков в воркутинском поселке Воргашор, против чего яростно выступал Медведев. В мае 2007 года под предлогом выплаты «зарплаты» Исмагзамова пригласили в штаб-квартиру банды на шестом этаже Центрального дома быта. Когда Исмагзамов появился в головном офисе, на него сразу набросились несколько человек. Его связали, заклеили рот скотчем и поместили в деревянный ящик, в котором спустили на первый этаж, а затем погрузили в машину. На окраине поселка Северный Исмагзамова задушили, а труп на вездеходе вывезли в заброшенный поселок Хальмер-Ю, где закопали в породный отвал.
Примерно в то же время в Центральном доме быта «ифовские» аналогичным образом расправились с другим своим «боевым товарищем» по фамилии Кравчук. Лидерам ОПГ поступила информация, что доходы от диско-бара «Омут» можно увеличить, если курировать увеселительное заведение доверить другому члену группировки Алексею Овацу. Были также сведения, что Кравчук изготавливал оружие, которое могло быть использовано против «ифовских». Явившегося для беседы на шестой этаж Центрального дома Кравчука убили, нанеся удар по голове железной трубой, и вывезли на машине в безлюдный поселок.
22 декабря 2004 года «ифовские» убили влиятельного в криминальных кругах Геннадия Казимирского, который, несмотря на ряд судимостей, работал директором муниципального учреждения здравоохранения «Фармация». К криминальному авторитету за помощью обратился бизнесмен, который не желал платить «ифовским». Казимирский предложил Юрию Козлову решить вопрос за 50 тысяч долларов. Казимирского пригласили на шестой этаж дома быта. Когда он пришел, его скрутили, засунули в ящик. Когда Казимирского перевозили на машине, Константин Медведев всадил в него три пули из пистолета, а Олег Ифа 14 раз ударил ножом. Труп Казимирского выбросили возле карьера Юнь-Ягинский.