Дело ОПГ «Шаманинские», наконец, дошло до суда. 6 февраля местные источники массовой информации зафиксировали на фото и видео главаря группировки Олега Шаманина на скамье подсудимых Архангельского областного суда. Под самый новый 2017 год из Арабских Эмиратов с промежуточной остановкой в Москве он был доставлен в столицу Поморья Архангельск после нескольких лет упорных поисков. К его розыску был подключен Интерпол и его появление на родине довольно долго ожидалось.
На первом же допросе, заснятом на видео, Шаманин отказался общаться со следователем, назвав только свое имя и год рождения. На довольно глупый вопрос о его действительном статусе в воровском мире, никак не соотносящийся с преступлениями ОПГ, криминальный авторитет не дал никакого ответа, грубо прервав допрос и оставив интригу в продолжении своей истории.
На фото из Эмиратов на обнаженном торсе под ключицами криминального авторитета ясно видны 2 характерные восьмиконечные звезды, которые раньше служили знаками отличия «генералов» преступного мира. Хотя, обязательное наличие подобных звезд в современное время больше похоже на красивую легенду. До экстрадиции упорно циркулировали слухи, инициируемые правоохранительными органами, что Шаманин скрывается в Афганистане у талибов. Путаница произошла из-за его однофамильца Евгения, недавно арестованного за связь с исламскими террористическими организациями. В январе по центральным каналам телевидения прошел соответствующий сюжет.
Дело самого главаря ОПГ «Шаманинские» по причине позднего прибытия к месту следственных действий было выделено в отдельное производство. Его подельники уже ознакомились с обвинительным заключением прокуратуры и изучили документы следствия. Теперь им осталось только появиться в зале Архангельского областного суда, где им предстоит нелегкая защита. В списке из 27 обвиняемых 3 сотрудника МВД, среди которых начальник уголовного розыска города Северодвинска Алексей Шумов, по мнению следователей, долгое время способствовавший деятельности преступного сообщества.
В ходе массовых арестов его членов, происходивших в 2014 году, число арестованных постоянно увеличивалось и с первоначальных 13 человек достигло 29. Только Олегу Шаманину, появлявшемуся в Архангельской области наездами, удалось ускользнуть. Группировку обвиняют в серии преступлений, в основном в вымогательстве у представителей местного бизнес-сообщества. Кроме того, в деле присутствуют эпизоды нанесения побоев, в том числе нескольким военнослужащим, неосторожно помешавших отдыху членов банды в одном из северодвинских ночных баров. Этот случай был «замят» «крышей» ОПГ из числа «оборотней в погонах».
В ходе следственных мероприятий были арестованы счета в банках членов группировки на общую сумму более 50 млн рублей, из них 42 миллиона принадлежало Шаманину лично. Подготовка к судебному процессу получилась не только долгой, но и весьма накладной. Только на размножение материалов уголовного дела, собранных в 329 томов, пришлось потратить более 200 тыс рублей.
Большинство членов банды ранее не судимы и им впервые придется столкнуться с действием правосудия. Сам же Олег Шаманин провел за решеткой более 30 лет из своих 56-ти. Последний раз его осудили в 1995 году по схожему обвинению – за организацию преступного сообщества. В тот раз в деле проходил автомат Калашникова и заказное убийство. Шаманин был осужден на 15 лет строгого режима с отбыванием первой половины срока в тюрьме.
Вчерашнее заседание суда прошло в закрытом режиме. По предварительной информации на нем рассматривался вопрос о продлении первоначально выбранной меры пресечения и объединении дела Шаманина с остальными членами банды. Вероятно, прокуратура решила отказаться от первоначально принятого решения. Если информация подтвердиться, то это может означать перенос начала ангажированного в прессе процесса на неопределенное время.
Главный северодвинский мафиози по прежнему не дает показаний. Вместе с ним за бронированным стеклом оказался его помощник Долгодворов. В суде Олег Шаманин отказался от назначенного ему по закону адвоката, пояснив свое решение тем, что он не верит в правосудие и, по его мнению, вопрос виновности уже решен за кулисами.