Когда в СССР демонстрировались фильмы о Фантомасе, то повышалась преступность. На юге России братья Толстопятовы нападали на торговые точки с натянутыми на голову чёрными чулками. Сами изготовляли оружие. Об этом снят сериал в 21 веке. В 24-серийном 2012 года фильме началось всё с трагедии — расстрела мирных граждан властями в Новочеркасске. Свидетелем этого и стал один из Толстопятовых.
Организовали два брата банду, грабили магазины, убивали невинных людей. Раз КГБ и армии в Новочеркасске можно было расстреливать граждан, почему бы и простым людям не перенять сей «опыт»? И переняли Толстопятовы его. Убивали эти «Фантомасы» милиционеров и простых граждан. Угоняли и автомашины. А ведь отцом братьев Толстопятовых был тоже милиционер, погибший на войне. Однако его сыновья пошли своим путем, который был далек от милицейских идеалов.
В те годы по стране молодые люди сбивались в банды, не сумев влиться в нормальное общество. Совершение преступлений стало нормой их жизни. Не в последнюю очередь ряды банд пополняли и далекие от криминала люди, став на путь преступлений благодаря кинематографу, где бандиты порой представлялись этакими Робин Гудами. На деле же все было с точностью до наоборот. Уже совершив злодеяние, новоявленные бандиты понимали, что никакой романтикой здесь не пахнет. Но остановиться уже не могли — раз оступившись, уже трудно было встать обратно. Да и постоянная боязнь быть пойманным милицией, заставляла преступников по неволе вновь выходить на преступления. Такой психологический эффект, как рассказал mzk1.ru один из психологов.
Тяп-Ляп
В Казани при «застое» в СССР, происходили стычки вооруженных банд, состоявших из молодежи. Милиционеры в эти разборки вмешивались мало. Рабочие завода «Теплоконтроль» сбились в банду, убивая и калеча граждан. Это была одна из первых банд, признанная официально властями, и вошедшая в историю криминальной России под названием Тяп-Ляп.
Дрались на дискотеках с арматурой в руках, на улицах Казани резали ножами прохожих – то был ужас! «Качки» никого не боялись. В ход пошли ружья, пистолеты и гранаты. И в конце лета 1978 года произошло сражение с милицией, закончившееся победой правоохранительных органов. Бандитов арестовали, главаря Хантимирова расстреляли. Так в Советском Союза появились ростки дикой преступности, в 90-е годы после развала страны достигшие максимума. То были уже бандиты до мозга костей, пришедшие в банду не по навеянной фильмами романтикой, а по собственному выбору.
Банда санитаров
Заболел Брежнев, скончавшись осенью 1982 года. В то время Ростов-на-Дону накрыла тень «санитаров» — бандитов, врывавшихся в квартиры и грабивших людей. Преступники переодевались в белые халаты работников медслужбы, чтобы вызвать доверие граждан. Те открывали двери, и начиналась бойня. Заранее бандиты узнавали, в какую квартиру им наведаться. Их боялись спекулянты и подпольные миллионеры. Милиция все-таки «санитаров» вычислила, начались аресты. Бандиты оказались наркоманами.
Одним из лидеров у них был Зафас Барцис из Абхазии, пришедший в банду после окончания института. До этого он жил в Абхазии, откуда его отправил отец в Ростов-на-Дону, узнав, что сын принимает наркотики. Глава семьи считал, что вдали от друзей наркоманов, сын встанет на путь исправления. Но не тут то было. Оказавшись в Ростове, Зафас Барцис вскоре вошел в банду Хочереса Косияна, которая занималась продажей наркотиков и грабежами. Наркотики поступал в Ростов с помощью врачей, и продавались по 25 рублей за ампулу. Пойманного «дилера» Барциса судили, но дали лишь 9 лет тюрьмы. Всего по делу «санитаров» проходило несколько десятков человек.
Белый крест
В конце же 80-х годов прошлого столетия в Ленинграде объявилась организация «Белый крест». Целью ее стал политический террор. А сбил людей в банду милиционер. Преступники попытались взять штурмом склад с оружием, убили часового, перед этим застрелили инкассатора. Солдаты нападение отбили.
Позднее бандитов задержали – они готовили теракт в Ленинграде. Главаря Мокеева приговорили к расстрелу. Через год распался Советский союз, Аркадий Мокеев не был казнен, а остался пожизненно в тюрьме. Сменил в 1991 году название город на Неве, страна получила новый очаг преступности, теперь уже в Петербурге.