Подмосковная Балашиха – поистине неиссякаемый источник коррупционных историй. За последние шесть лет в городе сменились три мэра, и отставка каждого из них непременно сопровождалась криминальным шлейфом.
Особенно «яркие» воспоминания о себе оставил градоначальник Владимир Самоделов, которого в прессе называли человеком, открыто «крышующим» местную ОПГ и превратившим Балашиху в город, непригодный для проживания. Самоделов оставил свой пост в 2012 году и, по некоторым сведениям, с тех пор ни разу не появлялся в России: опасается правосудия.
Однако дело его живет и, можно сказать, процветает. В состав администрации города вернулась, например, Анна Божухина – на ту же должность вице-мэра, которую занимала при Самоделове. И, кажется, понятно, зачем: пришло время собирать дивиденды с коррупционных схем, которые выстраивал ее бывший патрон.
Самоделов ушел с поста в 2012 году, оставив за собой территорию, утыканную 18-ти и 24-этажными «человейниками», напрочь лишенными социальной, дорожной, транспортной инфраструктуры. Там, где раньше жили сотни человек, поселились десятки тысяч, а количество школ, детских садов, поликлиник осталось практически неизменным.
Ко вновь построенным небоскребам ведут узкие раздолбанные дороги полувековой, в лучшем случае, давности. По этим дорогам жителей новых кварталов к «большой земле» вывозят ржавые маршрутки, управляемые выходцами из республик Средней Азии. Картину балашихинского апокалипсиса до недавнего времени логично венчала смердящая по соседству свалка – печально известный Кучинский полигон, – которую начали консервировать только после личного вмешательства президента Путина…. Такую вот память о себе оставил мэр, которого «откаты» от застройщиков, мусорщиков и прочих бизнесменов интересовали намного больше, чем проблемы будущих новоселов.
Но это лишь видимая часть наследия Самоделова, доступная взору каждого, кто въезжает в современную Балашиху. Еще одна, не столь заметная извне, заключается в массовом дефолте управляющих компаний города по долгам ресурсоснабжающим организациям. Особенно чувствительной эта проблема оказалась для МУП «Водоканал» (наследник ООО и ОАО «Водоканал»), сумма практически безнадёжной «дебиторки» перед которым превысила 160 млн рублей, если точнее, то 163 957 250 руб. 09 коп. – именно такая цифра фигурирует в официальной оценке рыночной стоимости долгов.
Махинации вокруг ИРЦБ
Ещё в 2013 году, практически сразу после скандальной отставки Самоделова, в городе разгорелся скандал, связанный с махинациями вокруг юрлица Информационно-расчётного центра Балашихи (ИРЦБ). Через эту структуру проходит основной поток платежей жителей за коммунальные услуги: напрямую управляющим и ресурсоснабжающим компаниям они не платят.
В один прекрасный день горожане увидели на дверях свои подъездов объявления о том, что старый ИРЦБ больше недействителен, и деньги за коммунальные услуги нужно переводить на реквизиты новой фирмы с тем же, впрочем, названием. Копнув глубже, местные журналисты тогда выяснили, что возникшая ситуация стала результатом банальной борьбы за контроль над этой «кормушкой» – ИРЦБ.
Необходимость существования такой «прокладки» всегда вызывала (и вызывает) у жителей города большие сомнения. Управляющие компании также толком не могут объяснить, зачем им нужен этот посредник. При этом сотрудники администрации Самоделова долго и упорно вели среди населения «разъяснительную работу», на каждому углу рассказывая, как это современно, технологично, а главное, выгодно – платить за «коммуналку» через ИЦРБ. Дескать, это снижает расходы на содержание больших бухгалтерий ресурсоснабжаюшими и управляющими компаниями, соответственно, они не перекладывают эти расходы на плечи собственников жилья…
При этом за рамками PR-кампании оставлялись куда более убедительные факты и цифры. В частности, тот факт, что совладельцем и руководителем прежней коммерческой фирмы ООО «ИРЦБ» являлась зам руководителя администрации Балашихи Анна Божухина. И ещё тот факт, что через эту фирму с уставным капиталом всего в 10 тысяч рублей ежемесячно проходили платежи от населения суммарным объёмом более 300 млн рублей, и, в среднем, 4% от этой суммы оставались на её счетах в виде комиссий от управляющих компаний. 12 миллионов в месяц на содержание бухгалтерии – неплохо, правда? Есть все основания полагать, что, как минимум, 11 из этих 12 миллионов просто оседали в карманах владельцев ИРЦБ. Понятно, что за такую «кормушку» после отставки Самоделова развернулась нешуточная битва.
Сама же система была словно «заточена» под образование гигантских долгов перед «ресурсниками». ИРЦБ, получая деньги от жителей, переводила их управляющим компаниям – под те самые комиссии, от 1,8 до 6% – для оплаты поставок воды, газа, электричества и т.д. УК же обязаны оплачивать все потреблённые ресурсы – как за пунктуальных квартиросъемщиков, так и за должников. Понятно, что делать это УК не спешили, и никто за ними со стороны администрации города особо не следил.
Более того, существовала целая сеть управляющих компаний, так или иначе аффилированных с сотрудниками администрации Балашихи, с депутатами горсовета и прочими чиновниками, которые старательно «покрывали» этот растущий снежный ком. В частности, несколько УК, объединённых общим названием «Квартал», контролировал бывший депутат горсовета Балашихи Сергей Джеглав – близкий друг уже известной нам Анны Божухиной. Только его компании задолжали «ресурсникам» более 48 млн рублей – почти треть от общей суммы долгов!
А сегодня этот же человек – Сергей Джеглав – играет одну из главных ролей в продолжении аферы, о которой мы расскажем дальше.
Сергей Джеглав
Итак, пережив эпоху Самоделова и смену еще двух мэров, балашихинцы стали невольными зрителями криминального триллера «Иногда они возвращаются».
Уволенная в 2013 году за махинации с ИРЦБ Божухина, пересидев короткую «ссылку» в горсовете, неожиданно снова вошла в состав высшего руководства администрации городского округа Балашиха. И снова – на должность замглавы.
Сергей Джеглав вдруг объявился на позиции топ-менеджера компании «ПИК-Комфорт», подразделения группы ПИК – одного из главных застройщиков Балашихи, превратившего город в гетто из небоскрёбов. Разумеется, эта позиция открыла перед ним колоссальные возможности давления на управляющие компании.
То есть, Сергей Джеглав по многим домам теперь практически единолично решает, у кого можно «отжать» тот иной объект, а кому – этот объект передать. Напомним, такие решения принимает человек, который сам, будучи руководителем УК, «кинул» поставщиков ресурсов почти на 50 млн рублей!
Александр Григорьев
Третьим членом этого, с позволения сказать, синдиката стал частный юрист Александр Григорьев – он же единоличный владелец фирмы ООО «Практика разрешения споров». Об этом персонаже ходят мрачные легенды: подобных юристов называют обычно «специалистами по деликатным поручениям» или же просто рейдерами.
Слухи эти косвенно подтверждаются выписками из Росреестра, где Григорьев значится ликвидатором, как минимум, 20-ти компаний. Расцвет его деятельности пришелся также на время правления мэра Самоделова, а главными союзниками в администрации Балашихи были два тогдашних зама – Анна Божухина и Юрий Левахин.
Главное оружие тех, кто занимается слияниями, поглощениями, ликвидациями и банальными захватами, как известно, – информация. Поэтому живет Александр Арнольдович за высоким забором в поселке Салтыковка, в огромном доме, где хранятся тонны разных учредительных и бухгалтерских документов, а также сервера с террабайтами деловой документации. С такой базой данных скомпрометировать, обанкротить или заставить продаться по дешевке любую компанию – нехитрое дело…
Анна Божухина
Вернувшись на высокую должность, Анна Божухина стала немалую часть рабочего времени проводить на совещаниях в МУП «Водоканал». Вообще перевод этой водоснабжающей организации в муниципальную собственность после ухода Самоделова стал для чиновницы неприятным поворотом событий. При её прежнем шефе «Водоканал» был частной лавочкой – ООО, потом ОАО, – которой владели друзья Божухиной. И сейчас новая-старая замглавы Балашихи всеми силами пытается вернуть «Водоканал» в статус частного предприятия – то есть, в руки тех же своих дружков. Но это другой разговор.
Главные же разговоры Божухиной на «Водоканале» велись о другом, а именно – о цене долгов, за которую права их требования можно было бы уступить третьему лицу.
После долгих переговоров, сопровождавшихся авторитетными рекомендациями, на свет появилась сумма – 12 миллионов рублей. Именно за столько МУП «Водоканал» по воле Божухиной согласилось продать право требования долгов третьему лицу – в 14 раз меньше суммы фактического долга!
Дальше начинается самое интересное. Как полагается в подобных случаях, на выкуп права требования долгов объявляются публичные торги. Надо полагать, администрация Балашихи в лице Божухиной приложила все усилия к тому, чтобы эти торги были не слишком публичными, поскольку за три недели – с 15 января по 6 февраля 2018 года – интерес к ним проявил один-единственный участник. Угадайте, какой? – ООО «Практика разрешения споров» (ПРС) Александра Григорьева!
В итоге троица Григорьев–Божухина–Джеглав получает за бесценок долги в размере 163 млн рублей. Остается вернуть их, что с таким мощным административно-монопольным ресурсом – не самое сложное дело.
Божухина свою часть операции уже практически завершила: «прогнула» «Водоканал» на 12 миллионов. Ее следующая миссия – вернуть ресурсоснабжающую компанию из государственных в дружественные частные руки.
А пока что очередь действовать – за Григорьевым и Джеглавом.
Сергей Джеглав, как мы уже говорили, фактически распределяет в Балашихе объекты между управляющими компаниями. Чтобы получить перспективный с точки бизнеса объект, или хотя бы не потерять свой, руководителю УК нужно быть в милости у Джеглава. А минимальная цена такой милости сейчас – полное погашение долгов перед «Водоканалом», точнее, перевод суммы долга на счет ООО «ПРС».
Григорьев, со своей стороны, давит на управляющие компании потоком обращений в прокуратуру Балашихи – прокурору Мамочеву. Уже направлены письма с просьбами провести проверки и открыть уголовные дела на руководителей УК «Квартал», «ЖКХ-Сервис-Балашиха», «Град+Сервис», «Квант-7», «Южный», «Славянка» и других. Задача предельно проста: «замордовать» проверками, парализовать работу управляющих компаний и поставить их на грань банкротства. При этом и Божухина, и Джеглав, и сам Григорьев поочередно встречаются с руководителями компаний и предлагают «полюбовно» решить проблему, переведя нужные суммы на счет ООО «ПРС».
Дальше, вернув «Водоканалу» 12 млн рублей, остальные 150 млн наша «троица» может спокойно оставить себе – в виде чистой прибыли.
На первый взгляд – вроде как обычная, хоть и неприятная, коллекторская практика, не противоречащая закону. Однако не будем забывать о главном: все долги управляющих компаний, «выбиванием» которых сейчас заняты Божухина, Григорьев и Джеглав, были накоплены при их же активном содействии еще во времена Самоделова! Джеглав так вообще лично руководил УК «Квартал», за которой числится треть общего долга.
То есть, в Балашихе близка к успешному финалу откровенно криминальная схема, осуществленная, как говорят в правоохранительной среде, группой лиц по предварительному сговору. Сначала «сколотили» долг в размере 163 млн руб., потом приложили все усилия к тому, чтобы этот долг перешел в разряд безнадежных, потом вынудили кредитора за бесценок уступить право требования долга, и вот – уже чистые, «отмытые» 150 миллионов рублей можно спокойно переводить на личные счета. Гениально, не правда ли?
Вопрос лишь в том, как отнесутся к этой схеме жители Балашихи, чей город, все менее пригодный для жизни, быстро и верно превращается в криминальное подмосковное гетто. Продолжат ли они все так же исправно и в срок оплачивать «коммуналку», зная, что деньги их, в конечном счете, становятся добычей нечистых на руку чиновников и бизнесменов?