Марина Васильевна Ковтун, несмотря на то, что является дочерью Героя Социалистического труда (ее отец, Василий Тихонович Козлов, долгое время был старшим мастером на траулерах), от труда физического всегда была далека. Всю свою сознательную жизнь трудилась она отнюдь не руками, подвизавшись на ниве идеологии.
Биография Марины Ковтун образцово-показательная для чиновника, чье становление происходило в советские годы. После окончания Высшей комсомольской школы Марина Васильевна Ковтун, будучи инструктором Мурманского обкома ВЛКСМ, активно сеяла в умах молодежи зерна марксистско-ленинского учения. При этом делала она это столь успешно, что вскоре возглавила Кольский райком комсомола. После же распада СССР и ликвидации ВЛСМ Ковтун стала руководителем отдела по делам молодежи Кольского райисполкома.
Когда учение марксизма-ленинизма перестало быть «единственно верным», Марина Ковтун не сильно расстроилась от этого. Она тут же переквалифицировалась в мытари, став начальником сектора налогообложения физических и иностранных лиц Государственной налоговой инспекции по Кольскому району.
На этой должности ее приметили и пригласили в областную администрацию, в которой Марина Ковтун сумела закрепиться на долгие годы. Она занималась и социальной защитой населения и физкультурой, туризмом и спортом, и управляла делами администрации. Успела Марина Ковтун даже поруководить региональной ассоциацией «Баренц-туризм». Одним словом, проявила себя специалистом на все руки.
При этом следует отметить, такое порхание с должности на должность свидетельствует лишь о том, что Марина Ковтун в порученных ей делах отнюдь не блистала, но при этом отличалась некими иными качествами, не позволявшими начальству выгнать ее вон. Качества эти – умение с первого взгляда угадать то, что нужно начальству, плюс, как говорят злые языки, она вовсю умела использовать свои женские чары.
Так Марина Васильевна Ковтун и прижилась на мурманском Олимпе. Пыталась, правда, она вырваться в Москву, пробыв некоторое время заместителем начальника управления Ростуризма, но что-то там у нее не срослось и пришлось ей вернуться не солоно хлебавши в родной Мурманск.
Марина Ковтун и Норникель
В марте 2009 года в полярном краю сменился губернатор. Вместо «засидевшегося» на этом посту Юрия Евдокимова из Москвы прибыл «варяг», заместитель руководителя Росрыболовства Дмитрий Дмитриенко, который раньше был связан с областью только тем, что в незапамятные времена служил на Северном флоте.
С собой он привел обширную команду человек в триста, не меньше, которые и заняли все хлебные места. В результате «многостаночница» Марина Ковтун осталась не у дел. Тем не менее, перебиваться с хлеба на воду ей не пришлось. Такой ценный кадр, как Марина Васильевна Ковтун, пришелся ко двору в Кольской горно-металлургической компании (ГМК), принадлежащей небезызвестному «Норникелю».
В этой компании Марина Ковтун какими-то неведомыми путями получила должность помощника, а затем и заместителя директора по связям со СМИ. И на этой должности она преуспела, как говориться, «без дураков». Так, за два года работы в ГМК ее фамилия появлялась в прессе более 20 тысяч раз. Поэтому неудивительно, что назойливую мадам, распиарившую себя за корпоративный счет, избрали депутатом областной думы, где она буквально тут же возглавила фракцию «Единой России», параллельно заняв должность первого заместителя председателя.
Губернатор Марина Ковтун
Тем временем губернатор Дмитриенко довел вверенную ему область до кризиса, поэтому его пребывание на посту было признано в Кремле нецелесообразным. Тогдашний Президент РФ Дмитрий Медведев во избежание возникновения в регионе массового недовольства поспешил снять Дмитриенко и внес на рассмотрение законодательного органа три кандидатуры, представлявшие интересы трех конкурирующих бизнес-структур – Кольской ГМК, ОАО «Апатит» и фосфорной компании «Акрон».
Победителем в этом «кастинге» на губернаторский пост стала Марина Васильевна Ковтун. При этом никого не смущало, что новый губернатор не пользуется авторитетом и не обладает необходимым опытом. Марина Ковтун была выходцем даже не из второго, а третьего эшелона региональной бюрократии, к тому же была представителем одной из групп влияния. Тем самым, казалось, что в Москве просто сняли одного неудачного губернатора и поставили на его место другого такого же, поменяв «шило на мыло».
Но все же у Марины Ковтун, помимо поддержки со стороны «Норникеля», было аппаратное чутье, выработавшееся у нее еще со времен комсомольской юности. И это самое чутье серьезно помогло ей в развернувшейся сразу после ее прихода на губернаторство борьбе со спикером областной Думы Василией Шамибиром.
Началось все с того, что предшественник Марины Ковтун на губернаторском посту накануне своей отставки снизил политическую активность, по-видимому, чувствуя свою «обреченность». Самоустранившись, он фактически передал бразды правления областью в руки Шамбира, который, опираясь на свой опыт руководителя муниципалитета и выходца из производственной сферы, сумел консолидировать депутатов всех фракций ради совместной работы над проектами социально-экономического развития Мурманской области. В итоге было подписано соглашение о сотрудничестве между партийными фракциями и правительством региона.
Однако Марина Ковтун в пылу аппаратной борьбы употребила все свое влияние, чтобы не допустить реализации этого соглашения. Тем самым бессмысленная конфронтация внутри Думы с ее подачи вновь возобновилась. Отныне любые, даже самые здравые предложения оппозиции, чаще всего блокировались.
В частности, парламентское большинство под нажимом «ковтуновского» правительства отказало в дополнительном финансировании поддержки пожилых людей со статусом «детей войны» и ветеранов труда, хотя цена вопроса составляла всего несколько десятков миллионов рублей. То же самое произошло и с рядом других инициатив оппозиционных фракций. Неудивительно, что такая политическая «упертость» сослужила плохую службу мурманским «единороссам».
Политика Марины Ковтун
При Марине Ковтун сложилась практика необдуманного вмешательства в дела местного самоуправления, когда отдельные главы администраций получают карт-бланш на весьма сомнительные хозяйственные операции, напоминающие рейдерский захват собственности, а другие подвергаются уголовному преследованию по совершенно нелепым поводам.
В частности, глава администрации Кандалакшского района Ольга Михеева была заключена под стражу на основании показаний сотрудника местной больницы о том, что она якобы попросила устроить своего сына без очереди на медицинское обследование. В действительности же Михеева имела смелость публично критиковать мадам губернатора.
Вскоре после назначения Марина Васильевна Ковтун пообещала представить жителям региона новый состав правительства, «команду звезд», как она сама его охарактеризовала. Однако на деле эта команда оказалась на три четверти укомплектована чиновниками из прежнего правительственного состава.
При этом наиболее опытные из них, пересидевшие двух предыдущих губернаторов, успешно использовали особенности характера нового главы региона, сводя личные счеты и запуская в регионе механизмы передела собственности. Другие же, справедливо опасаясь, что при вспыльчивой губернаторше и наметившихся провалах по многим показателям на месте им не усидеть, вошли в режим глубокой инерции, чем лишь усилили управленческую беспомощность областного правительства.
При этом неуклюжие попытки расшевелить это «болото» со стороны Марины Ковтун порождают лишь кадровую чехарду. Причем, в отставку по ее капризам уходят как опытные и заслуженные чиновники, так и недавно назначенные ею же управленцы. В частности, были изгнаны и не успевший даже освоиться в новом кресле вице-губернатор Александр Гривняк, и опытный министр труда и социального развития Валерий Палькин.
Лишились своих постов министр здравоохранения Аркадий Рубин и министр образования Василий Костюкевич, которые неплохо проявили себя в деле управления вверенными им отраслями. Таким образом, Марина Васильевна по частоте кадровых перестановок перещеголяла своего предшественника Дмитриенко.
Но при Дмитриенко не вызывала нареканий социальная сфера, которую курировала Людмила Чистова. Однако Марина Ковтун поспешила заменить ее на Татьяну Поронову, которая в прежней администрации была министром финансов. К тому же Поронова была замешана в ряде скандалов. В результате культивируемый ею сугубо бухгалтерский подход к социально значимым направлениям работы вызывает рост социальной напряженности.
Еще хуже дела у Марины Ковтун идут в экономике, в которой она, к слову, полностью некомпетентна. При Марине Васильевне Ковтун Мурманская область из умеренно благополучных по социально-экономическим показателям субъектов РФ перешла в категорию регионов, положение в которых можно охарактеризовать, как системный кризис.
Безусловно, такое развитие событий имеет под собой целый ряд объективных причин, например, в виде снижения отчислений со стороны крупнейших налогоплательщиков, а также перенос сроков реализации крупнейшего для региона инвестиционного проекта – освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения. Но более всего в этом направлении сыграли свою роль грубые просчеты в системе управления областью.
В частности, инвестиционный проект Портовой особой экономической зоны, суливший тысячи новых рабочих мест и налоговые поступления в бюджеты всех уровней, был признан несостоятельным. А перспективы развития Мурманского транспортного узла стали куда менее масштабными, чем предполагалось ранее. Провалился и план развития туристического кластера в регионе на основе широко разрекламированного Национального парка в Хибинах. Заморожены десятки строек детских садов, спортивных сооружений, больниц и иных объектов социальной сферы, которые планировались и проектировались прежней областной администрацией.
Марина Ковтун и демография
На этом фоне, демографическая ситуация в регионе характеризуется заметным оттоком населения, который стал приобретать угрожающий характер. И если раньше Мурманскую область покидали в основном люди пожилого возраста, то сейчас среди отъезжающих становится все больше молодежи.
Массовый отток населения неизбежно провоцирует спад деловой активности и сокращение сферы деятельности для малого и среднего бизнеса. Как следствие, регион лишается возможности восполнить бюджетные потери от стремительного сокращения налогооблагаемой базы промышленных гигантов.
Разумеется, тот печальный факт, что симптомы системного кризиса в Мурманской области внезапно актуализировались с приходом к власти Марины Ковтун, никак не может быть случайностью. Непредвзятый анализ ее личных качеств, предшествующего опыта работы и взятых на вооружение методов управления свидетельствует о том, что Марина Васильевна немало постаралась для того, чтобы социально-экономические проблемы региона многократно усилились.
Несмотря на то, что мадам губернатор позиционирует себя как бессребреница, до этого ей достаточно далеко. Живет она в элитном служебном жилье, которое поспешила приватизировать за бесценок, а ездит на автомобиле BMW-750 в люксовом исполнении стоимостью четыре с половиной миллионов рублей. Ее дети постоянно проживают в Москве, где не занимаются никаким полезным трудом, не вылезая из сомнительных ночных клубов. Зато живут не где-нибудь в общежитиях или на «съеме», а в собственных квартирах.
Рейдерство и Марина Ковтун
Чтобы иметь возможность красиво жить, Марина Васильевна Ковтун без зазрения совести перераспределила в свою пользу доходы с наиболее прибыльных отраслей областной экономики, в первую очередь в области энергетики и ЖКХ. При этом Марина Ковтун не брезговала и рейдерскими захватами.
Чего, например, стоит история захвата путем смены учредителей, предприятий ООО «КРЭС», ОАО «Колэнергосбыт», ООО «КРЭС-Альянс», ОАО «Мурманская областная электросетевая компания», а также ООО «УК Жилкомфорт». Здесь были и подкупы и аресты и даже скоропостижная смерть пожилой матери руководителя одной из вышеперечисленных структур. Мадам губернатор не останавливалась ни перед чем.
«Отличилась» Марина Ковтун и при введении новых, нормативов потребления коммунальных услуг на территории Мурманской области с 1 января 2013 года, которые были разработаны с грубейшими ошибками. В результате итоговые суммы платежей выглядели, как минимум, шокирующими и абсурдными и едва не породили в регионе социальный взрыв.
Ну а всероссийскую известность Марина Ковтун приобрела когда новогодний корпоратив в мурманском ночном клубе «Меридиан», который проводился администрацией области в честь наступающего 2014 года, ознаменовался массовой дракой. Прямо в присутствии Марины Васильевны Ковтун по залу летали бутылки, а солидные дяди-депутаты, видимо вспомнив свою бойцовскую молодость девяностых, от души мутузили друг друга под фонограмму Григория Лепса.
После этого инцидента всерьез встал вопрос, а способна ли Марина Ковтун управлять областью, если она не может управиться с собственными подчиненными? Но в конечном итоге все для Марины Васильевны Ковтун обошлось, она была избрана на второй срок, однако неприятный осадок все же остался.
Марина Ковтун
Люди, знающие Марину Ковтун, характеризуют ее как очень мелочного и мстительного человека, который для достижения своей цели она не брезгует никакими средствами. Она очень изворотлива, поэтому старается действовать крайне осторожно. За маской разбитной дамочки скрывается матерая интриганка. Все ее усилия, при этом направлены исключительно на получение выгоды.
Под стать мадам губернатору и ее супруг Василий Иванович. Раньше он занимался торговлей копченостями (отчего имеет малопочтенное прозвище Вася-колбаса), но затем переключился на рыболовный туризм. Он под патронажем жены занимается организацией рыбалки для VIP-туристов, причем без оглядки на такую мелочь, как природоохранное законодательство.
Но не только браконьерством славен благоверный Марины Васильевны Ковтун. К примеру, в декабре 2012 год он наведался в мурманский Фонд развития малого и среднего предпринимательства, где запросил себе кредит в размере 10 миллионов рублей, имея официальный доход в двадцать тысяч. Когда же ему было справедливо отказано, то почти сразу же своего поста лишился областной министр экономического развития Сергей Агарков.
Марина Васильевна Ковтун за годы своего руководства сумела сделать почти невозможное. Она довела богатейший природными ресурсами регион до почти полного коллапса. Но при этом Марина Васильевна Ковтун искренне считает себя эффективным руководителем. Опять-таки, смотря чем измерять степень эффективности. Если темпами личного обогащения и количеством сгенерированных интриг, то, разумеется, она будет отнюдь не на последнем месте по этим показателям.
Адвокаты обвиняемых в коррупции бывших чиновников правительства Мурманской области заявили, что их подзащитные хотят видеть на очной ставке губернатора региона Марину Ковтун. По их словам, Марина Ковтун была «организатором коррупционных преступлений».
Череда громких уголовных дел была возбуждена в Мурманской области год назад. Фигурантов обвиняют в нецелевом расходовании средств в размере 50 млн руб. В интернете были опубликованы документы, согласно которым руководство области в прямом смысле слова тратило бюджетные деньги на все свои нужды, вплоть до приобретения ботинок.
Тогда же под стражу и были заключены работники аппарата. Губернатор Мурманской области в ходе расследования заявила о давлении на нее со стороны правоохранительных органов. Между тем много говорится о том, что объявлять о причастности Марины Ковтун к случившемуся рано, поскольку это вполне может быть заказ ее политических противников вроде бывшего главы Мурманска, а ныне депутата Государственной думы Алексея Веллера. Кроме того, известно, что губернатор не ладит с силовиками на местном уровне, поэтому желающих устроить ей неприятности хватает.