Убийство американского президента Джона Кеннеди без сомнения стало одной из самых главных загадок 20-го века. Выстрелы в Далласе в ноябре 1963 года породили массу домыслов и версий. Истину уже никогда и никому не удастся установить. Американские президенты и до Кеннеди часто становились жертвами заговоров или убийц-одиночек, но всегда удавалось определить исполнителей и заказчиков. После 1963 года американских президентов еще трижды пытались убить. Джеральда Форда спасла охрана, а Рональда Рейгана все же удалось ранить.
Все покушавшиеся оказались психически ненормальными людьми. Ли Харви Освальда объявили убийцей-одиночкой, полностью исключив вариант заговора, но многие исследователи категорически не согласны с этими выводами. Освальд как нельзя лучше одновременно подходил на роль маньяка-одиночки и подсадной утки, предназначенной для отвлечения внимания следствия от настоящих снайперов и их хозяев. В организации убийства обвиняли американских мафиози, кубинских эмигрантов, спецслужбы США и даже видели «руку Москвы». Освальд удачно вписывался в каждую из версий.
Ли Харви Освальд
Ли Харви Освальд родился в 1939 году в Новом Орлеане. Детство получилось трудным. Он рос в неполной семье и вынужден был оставить школу, чтобы помочь матери с деньгами. Освальд подрабатывал офисным клерком и курьером. Диплома о среднем образовании ему так и не удалось получить. Он до конца жизни писал нескладно и с большим количеством ошибок, но читать юноша любил.
В 17 лет он ушел служить в американскую армию и попал в морпехи. Во время зачета по стрельбе ему удалось выполнить снайперский норматив. Удачливого стрелка специально начали натаскивать на овладение сложной воинской профессией. Однако, следующий экзамен молодой морпех провалил. В немалой степени ему навредил крайне неуравновешенный характер. Эксперты по стрельбе потом утверждали, что человек, прошедший армейскую снайперскую подготовку вполне мог за 5,6 сек произвести 3 точных выстрела с дистанции до цели около 100 метров.
Расшатанные нервы привели к тому, что за 2 с лишним года службы Ли Харви Освальд трижды попадал под трибунал. Первый раз его дело рассматривалось в связи с членовредительством. Молодой солдат прострелил себе локоть из пистолета. Во второй раз он подрался с сослуживцами и в наказание его понизили в звании. Третий раз, находясь на Филиппинах, беспокойный американец неожиданно ночью открыл стрельбу по джунглям. Причину поступка Освальд так и не смог объяснить.
Сослуживцы запомнили его вечно читающим брошюрки про социализм и вступающим в жаркие споры на политические темы. Взгляды американского солдата вполне можно было назвать просоветскими и прокоммунистическими. Америка еще не совсем оправилась от «охоты на ведьм», устроенной сенатором Маккарти, а в рядах вооруженных защитников демократии странным образом оказался поборник социализма. Командование не обращало внимания на идеологические странности подчиненного даже после того, как он обзавелся учебниками русского языка и все свободное время проводил за его зубрежкой. Полуграмотный солдат зачем то пытался владеть языком Достоевского и Толстого.
Ли Харви Освальд в СССР
В сентябре 1959 года Ли Харви Освальд обратился к командованию части с просьбой уволить его в запас. Причиной расставания с армией он указал желание помочь бедствующей матери. Вместо родного дома дембель через месяц оказался в стране Советов. Он пересек Атлантический океан на пассажирском лайнере, высадился в Англии, чтобы затем перебраться в Финляндию. От нее рукой было подать до Москвы.
В СССР Освальд немедленно обратился к властям с просьбой получить советское гражданство, сильно ошарашив КГБ. Американцу не поверили, заподозрив какую то хитрую игру «цэрэушников». Неуравновешенный Ли Харви Освальд тут же вскрыл себе вены на левой руке и познакомился с советской психушкой, куда его немедленно доставили, как только зашили раны. Едва он вновь очутился на свободе, ноги сами принесли в американское посольство, где Ли Харви с порога отказался от американского гражданства.
Упорство перебежчика растопило лед недоверия, хотя не полностью. За Освальдом было установлено постоянное наблюдение, но остаться в стране победившего социализма ему дозволили. Интеграция в советское общество началась на Минском радиозаводе, куда бывшего курьера и морпеха устроили на работу токарем. Ли Харви Освальд получал персональную зарплату, в 5 раз превышающую обычную ставку станочника на заводе. Еще к нему прикрепили наставника ─ будущего первого президента Беларуси Станислава Шушкевича.
Через год Освальду вручили ключи от меблированной однокомнатной квартиры ─ невиданная роскошь во все времена советского периода истории. Несмотря на персональное внимание, Ли Харви быстро надоели серые будни. Он загрустил по боулингу и прочим привычным для американцев местам отдыха, не зная куда девать заработанные деньги. Одиночество скрасило знакомство с Мариной Прусаковой. В апреле 1961 года молодая пара зарегистрировала отношения в ЗАГСе. В головах молодоженов во всю крутились мысли о бегстве за океан. К счастью, сотрудники американского посольства не воплотили в жизнь скоропалительное решение Освальда об отказе от гражданства. Меньше, чем через 2 года они вновь смогли лицезреть его. На этот раз гражданин США просил выдать ему паспорт и оформить въездную визу на супругу. Семейство Освальдов оказалось в Америке.
Нервный Ли Харви Освальд
Импульсивный путешественник сразу взялся писать мемуары о своей жизни в СССР, но терпения ему не хватило. Он забросил писанину. Русские эмигранты, с которыми вскоре по прибытию в Америку познакомилась его супруга, считали ее мужа высокомерным и грубым. Вскоре в семье появилась дочь. Отец семейства устроился на работу смазчиком, но его быстро уволили, посчитав безнадежным лентяем. Целыми днями он мог слоняться без дела.
Единственное, что его интересовало, оказалось чтение журналов об оружии и охоте. Он вновь с головой окунулся в общественную жизнь. На этот раз его внимание привлек Комитет в поддержку кубинской революции. Ли Харви Освальд обратился к нему с предложением открыть в Новом Орлеане офис организации. Ему отказали, посчитав инициативу преждевременной. Тогда живущий на пособие безработный самостоятельно, неизвестно на какие средства, арендовал офис, заказал комплект членских удостоверений и 1000 листовок.
Где то в это же время он сцепился в драке с кубинскими эмигрантами. Непоседливый характер вновь заставил его собрать вещи и двинуться в Мексику, чтобы из нее перебраться на Кубу, а затем снова в СССР. На встрече с сотрудником КГБ в посольстве СССР в Мексике он вел себя очень нервно, сбивчиво говорил, достал из кармана пистолет и рассыпал патроны. Сотрудник КГБ при посольстве Мексики описал его, как очень истощенного и нервного человека. Руки посетителя тряслись, не позволяя ему написать заявление.
Он сбивчиво утверждал, что за ним постоянно следят. На самом деле спецслужбы США проявили интерес к Марине, считая ее засланным агентом. Мнение кубинцев и русских полностью совпало. От Ли Харви Освальда не может быть никакой пользы, только один вред. Бывший морпех к тому времени неплохо вооружился. Он по почте заказал себе винтовку Carcano и пистолет Smith& Wesson. Каждое из орудий убийства менее, чем через год, отправит на тот свет по одной человеческой душе.
Ли Харви Освальд несколько раз сфотографируется с винтовкой в руках. Эти фотографии потом станут одними из основных вещдоков. Первый раз бывший снайпер попытался убить генерал-майора в отставке Эдвина Уокера, которого считал фашистом. Случилось это 10 апреля 1963 года. Ли Харви стрелял в члена «Общества Джона Бёрча» с 30 метров и попал в оконную раму, щепки от которой легко ранили отставного генерала. Ночью, раздосадованный неудачей, горе-снайпер признался во всем жене. До убийства Кеннеди оставалось всего полгода.
Джон Кеннеди был убит
Незадолго до приезда Джона Кеннеди, Ли Харви Освальд устроился работать на склад школьных учебников в столице штата Техас Далласе. За несколько дней до приезда американского президента газеты подробно расписали маршрут следования кортежа. Он проходил мимо здания склада. В роковой день убийства президента Кеннеди, Освальд, как обычно, вышел на работу в книжный склад.
В 12 часов 30 минут кортеж оказался около приметного здания из красного кирпича. Три выстрела были произведены с 6-го этажа из углового окна. Место для снайпера было отгорожено картонными коробками, часть из них была использована в качестве опоры стрелку. Автомобиль президента двигался прямо на убийцу, но он предпочел стрелять ему вслед с дистанции около 80-ти метров.
Агенты безопасности физически не могли засечь его. Полиция Далласа действовала очень оперативно и профессионально. Всего лишь через полторы минуты после выстрелов Ли Харви Освальд на лестнице на уровне 2-го этажа столкнулся с полицейским, бросившимся осматривать здание. Его непосредственный начальник на складе объяснил полисмену, что Ли Харви работает у него.
Через 15 минут наряд полиции обнаружил место, с которого велась стрельба, а несколькими минутами позже винтовку, спрятанную около выхода с 6-го этажа. В это время убийца президента был на пути домой. Он прибыл на съемную квартиру примерно в 13 часов, быстро переоделся и вновь вышел на улицу. Еще через 12 минут его на улице остановил полицейский Типпет. Патрульный вышел из автомобиля, а Освальд неожиданно 4 раза выстрелил в него. Убийца скрылся в ближайшей подворотне, но его засек уборщик одного из магазинов.
Пытаясь не привлекать внимание, Ли Харви Освальд вошел в здание Театра Техаса и безбилетником проник в зрительный зал. Полиция, по показаниям свидетелей, оцепила театр, а затем арестовала подозреваемого. Ли Харви доставили в полицейский участок. В это же время в эфире прошло сообщение, что из книжного склада бесследно исчез один из работников. Так подозрение в совершении обеих преступлений легло на Освальда. На допросах он все отрицал, утверждая, что во время убийства Кеннеди обедал на первом этаже. Во время его перевода по подвалу Департамента полиции Далласа для транспортировки в окружную тюрьму владелец ночного клуба Джек Руби в прямом эфире телепередачи застрелил Освальда, чем добавил уверенности в правоте сторонникам теории заговора.
Обстоятельства убийства президента Кеннеди расследовала специальная комиссия, которую возглавил председатель Верховного суда Уоррен. Ее вердикт однозначен – президента Джона Кеннеди убил одиночка Ли Харви Освальд. Множество «темных» пятен в расследовании привели к тому, что в 1981 году тело Освальда было эксгумировано. Утверждение о том, что вместо американца действовал двойник, засланный из СССР, было развеяно. Остальные сомнения остались до настоящего времени.