Не секрет, что многие банды, появившиеся в начале перестройки, состояли из профессиональных спортсменов. Имея отличную физическую подготовку, эти крепкие ребята фактически стали пионерами нового криминального бизнеса. Именно спортсмены ввели в обращение своеобразную униформу рэкетира 90-х годов — короткую стрижку, кроссовки и спортивный костюм «Адидас». Начав первыми, некоторые «рэкетмены» неслыханно обогатились, а через короткое время уже контролировали целые города.
Криминальный авторитет Виктор Авдышев по прозвищу Авдыш родился 3 октября 1956 года. В прошлом он был весьма известным спортсменом. Авдыш занимался вольной борьбой, имел титулы чемпиона СССР, Европы, а также завоевал бронзовую медаль на чемпионате мира 1978 года по вольной борьбе в Мехико. После завершения борцовской карьеры Авдышев работал тренером киевского общества «Динамо», и несколько его воспитанников стали призерами Олимпиад.
Все эти факты, а также работа в милицейском спортивном обществе «Динамо» не помешали Виктору Авдышеву стать одним из первых рэкетиров Киева. «Авдышевская» ОПГ родилась в 1989 году. Группа бывших спортсменов-борцов, объединившись по профессиональному и этническому признаку, стала устанавливать контроль над мелкими бизнесменами различных кавказских национальностей, которые в большом количестве торговали на Бессарабском рынке.
Легенда бандитского Киева
Виктор по национальности был ассирийцем, родился и вырос в Азербайджане, поэтому в свою «бригаду» принимал в основном ассирийцев и азербайджанцев. В 1992 году к спортивной «бригаде» примкнули известные ассирийские предприниматели-«теневики» Г. Габович и С. Юфа. Это в космической степени повысило авторитет «авдышевских» в криминальной среде. Используя богатый коммерческий опыт «тенеников», они открыли на Центральном республиканском стадионе Киева вещевой рынок «Патент», а также организовали потребительское общество «Меркурий», то есть занялись легальным бизнесом.
Дополнительно Авдышев создал охранную фирму «Аллигатор», сотрудники которой составили костяк ОПГ. Основным источником доходов ОПГ стал рэкет бизнесменов, предпринимателей и челноков, торгующих на киевском Республиканском стадионе. Одновременно бойцы «бригады» «причесывали» валютчиков, занимающихся обменом долларов на рынке. Кроме того, группировка специализировалось и на угонах автотранспорта.
Центральный республиканский стадион являлся главной коммерческой точкой «авдышевских», и другие ОПГ не раз пытались отжать у них этот лакомый кусок. Но все наезды жестко пресекались спортивной «бригадой». На стрелку спортсмены могли привезти до 250 бойцов одновременно, это была реальная сила.
Заняв в Киеве твердые позиции, Авдышев стал подумывать о расширении бизнеса. С этой целью в Германию он отправил своего ближайшего помощника Г. Джибу, который установил тесные деловые и криминальные контакты с эмигрантскими мафиозными структурами. Однако во время конфликта на почве ревности один из членов «Чеченской» ОПГ, действовавшей на территории Германии, убил Г. Джибу. Ассирийская диаспора устроила погибшему пышные похороны, а Виктор Авдышев с этого момента фактически единолично возглавил ОПГ.
По мнению правоохранительных органов, Авдышев в тот период поддерживал тесные контакты с некоторыми российскими криминальными авторитетами. В том числе с Вячеславом Иваньковым, более известным под кличкой Япончик, и Отари Квантришвили по кличке Отарик.
С 1994 года группировка Авдыша начинает активно заниматься экономической, «беловоротничковой» преступностью. Нанятые «авдышевскими» специалисты внедряются в государственные экономические программы, организуют подставные фирмы, которые занимаются поставкой туркменского газа на Украину и экспортом металла за рубеж. А также проводят мошеннические кредитно-банковские операции.
Киевская сходка
В середине 1990-х годов группировка Виктора Авдышева была одной из самых мощных в Киеве. При этом Авдыш по возможности старался не конфликтовать с другими бандитами и стремился решать все вопросы мирным путем. Так, он выдвинул идею созвать сходку представителей всех ведущих преступных сообществ украинской столицы. Сходка состоялась 9 июня 1994 года, и это было эпохальное событие для киевского преступного мира.
Результатом встречи стало создание «клуба семи» — своеобразного криминального координационного центра, в который вошли Виктор Авдышев, Владимир Кисель, Игорь Фадеев по кличке Москва, Борис Савлохов, Прыщ, Фашист и Ткач. Авторитетный сходняк разработал негласный устав, которому должны были следовать все местные бандиты. Основные договоренности заключались в следующем — хватит крови, конфликты впредь решать миром, надо всем идти на обоюдные компромиссы.
Также сходняк принял решение о ликвидации бригады молодых беспредельщиков, которыми руководил авторитет Череп. Последний не имел воровских понятий, проявлял исключительную жестокость и был готов на все ради денег. Сходняк приговорил Черепа к «высшей мере». Была достигнута договоренность с киллерами-исполнителями, которых нашли в одном из прибалтийских государств. Но замысел остался неосуществленным, так как Черепа арестовала милиция.
Авторитет в опале
Для легализации своего статуса Авдышев зарегистрировался в Федерации тяжелой атлетики Украины как тренер, а также стал президентом профессионального баскетбольного клуба «ЦСКА—Рико». Ни одно крупное общественно-спортивное мероприятие в Киеве в тот период не обходилось без участия бывшего борца. Однако, несмотря на все усилия по созданию образа честного коммерсанта и спортивного мецената-общественника, Авдышем все чаще стали интересоваться компетентные органы.
В 1995 году Авдышева и еще шесть человек из его ближайшего окружения арестовала киевская милиция. Следствие продолжалось почти три года. Пока главарь ОПГ находился в СИЗО, позиции его группировки существенно ослабли. Оставшиеся на свободе «бригадиры» переругались между собой. Постепенно ОПГ Авдышева полностью утратила авторитет в
криминальном мире Киева. У самого главаря ОПГ дела тоже шли плохо. Авдышу грозил большой тюремный срок за «вымогалово». За него ходатайствовали многие известные люди не только на Украине, но и в России. В том числе и знаменитая целительница Джуна Давиташвили, ассирийка по национальности. Однако киевский суд, похоже, готовился проявить твердость.
За неделю до оглашения приговора Авдышев уговорил судью отпустить его на похороны матери. Его временно освободили из СИЗО. Не теряя времени, Виктор направился в аэропорт и по поддельному паспорту вылетел в Азербайджан. В криминальных кругах долго ходили слухи, что Авдыш купил себе свободу, дав судье взятку в полмиллиона долларов.
После побега Киевский суд заочно приговорил Виктора Авдышева к четырем годам лишения свободы и объявил его в международный розыск.
Авдышев на свободе
Довольно мягкий приговор вызвал полное недоумение у общественности. В 1999 году Авдыша по представлению Интерпола задержали в Баку, но местные власти отказались выдавать его украинской стороне. Причина отказа подкреплялась вескими юридическими аргументами. Виктор Авдышев родился и вырос в Баку, там же получил свой первый, еще советский паспорт. На этом основании местные власти признали его гражданином Азербайджана и отказались передать беглеца Украине. Хотя, находясь в бегах, он не раз предпринимал попытки воссоздания своей киевской ОПГ, но все они закончились неудачей.
Пребывание Авдыша в Азербайджане также напоминает занимательную детективную историю. Якобы там он был вхож в высшие слои местной элиты и, по слухам, даже давал уроки вольной борьбы нынешнему президенту страны Ильхаму Алиеву. Но тренерскую работу с высокопоставленным клиентом Авдыш опять совместил с рэкетом, за что в Баку его тоже арестовали, судили и дали три года тюрьмы. Впрочем, до реальной отсидки дело не дошло. Благодаря стараниям адвоката Виктора Авдышева отправили на принудительное лечение в психиатрическую лечебницу с диагнозом «психопатия параноидальная в декомпенсационной форме». А из дурки очень скоро отпустили на амбулаторное лечение.
…По некоторым данным, Виктор Авдышев в настоящее время проживает в России и ведет законопослушный образ жизни. Он женился на молодой девушке, поменял свою «чемпионскую» фамилию, взяв себе фамилию жены. И, похоже, не очень любит вспоминать о бурных 90-х годах.