Совладелец компании «Киевская площадь» Араз Мехдиев примет участие в строительстве грузового терминала в «Жуковском». В сам аэропорт, одним из владельцев которого является госкорпорация, возглавляемая Сергеем Чемезовым, уже вложено около 10 млрд. рублей, но эксперты и простые москвичи так и не могут понять зачем он нужен.
Ввод грузового терминала, который строится в новом столичном аэропорту «Жуковский» с прошлого года, намечен на конец 2018-го. В начале 2019 здесь также появится стоянка грузовых судов. Обоими проектами занимается компания «Жиа карго», принадлежащая «Рампорт аэро» и «Гринвей Интернешнл». На днях, как стало известно корреспонденту The Moscow Post, у «Жиа карго» появился новый партнер — совладелец группы «Киевская площадь» Араз Мехдиев.
Назвать господина Мехдиева новым участником строительства «Жуковского» никак нельзя. Дело в том, что «Гринвей Интернешнл», которая владеет 49% акций «Жиа карго», принадлежит (что подтверждают источники в «Рампорт аэро») Аразу Мехдиеву. Ранее в СМИ сообщалось, что «Гринвей» была совладельцем магазинов duty free в аэропорту «Шереметьево».
Аэропорт «Жуковский» был открыт в 2016 году, инвестиции в его строительство по данным «Рампорт аэро» составили порядка 10 млрд. рублей. Еще около 2 млдр. будет потрачено на грузовой терминал и стоянку судов.
При этом с первых дней работы аэропорта экспертов и простых москвичей, которые успели воспользоваться услугами новой воздушной гавани, смущает весьма скромные инфраструктура и трафик нового международного аэропорта. Высказывается даже предположение, что необходимости вкладывать деньги в строительство «Жуковского» не было. Но тогда кому и зачем понадобилось открывать новый аэропорт в Подмосковье?
10 миллиардов на терминал
Идея строительства нового столичного аэропорта принадлежит Сергею Чемезову. Обосновывал он ее тем, что три других воздушных гавани столицы работают уже на пике своей нагрузки и вот-вот перестанут справляться с потоком пассажиров. «Ростех» же в июне 2014 года выступил в качестве инвестора проекта развития международного аэропорта в Раменском.
Тогда же была создана управляющая компания аэропорта «Жуковский» — холдинг «Рампорт Аэро». 75% ее акций минус одна достались литовской компании «Авиа солюшенз групп» (ASG), остальные 25% плюс 1 акция — «Транспортно-выставочному комплексу «Россия», который входит в госкорпацию «Ростех».
Впрочем, по данным СМИ и литовская компания ASG господину Чемезову не чужая. В опубликованном порталом «Муниципальный сканер» расследовании говорится, что в обмен на заключение соглашения с «Ростехом», литовская компания передала не менее 10% акций своего холдинга людям, которые связаны с Сергеем Чемезовым.
Соглашение было подписано в декабре 2013 года председателем правления ASG Гедеминасом Зеймелисом и тогдашним заместителем гендиректора “Ростеха” Дмитрием Шугаевым. По договору о сотрудничестве в управлении и развитии аэропорта «Жуковский» ASG внесла 22 млн. евро в уставный капитал совместного предприятия, а «Ростех” – недвижимое имущество и землю аэродрома Раменское.
Однако, когда аэропорт был открыт, эксперты высказывали сомнения в том, что он стоил тех вложений, о которых заявляла управляющая компания. Так, например, генеральный директор Ассоциации «Аэропорт» Виктор Горбачев в интервью изданию «Лента» отмечал, что к аэропорту нет продуманных подъезда и отъезда, а вместо аэропорта построен аэровокзал, поскольку «все остальное было». К тому же эксперты отмечали, что аэродром имеет статус военно-государственного, здесь проходят испытания новые типы самолетов, в том числе военные, рядом НИИ — стратегический объект. И задавались вопросом: зачем вкладывать сюда такие деньги?
При этом с самого начала стало ясно, что особой загрузкой аэропорт похвастать не сможет. На момент открытия было подписано 5 соглашений с 4 авиакомпаниями. Самый существенный трафик при этом обеспечивали две среднеазиатские авиакомпании. Однако эксперты отмечали, что после того, как прекратилось туристическое сообщение с Турцией и Египтом, а также обанкротилась компания «Трансаэро» загрузка трех московских аэропортов стала некритичной и они вполне могли бы справится с тем небольшим объемок перевозок, который осуществляет «Жуковский».
Терминал-супермаркет
Но, возможно, такой была ситуация лишь в первое время работы «Жуковского», а сейчас от авиакомпаний и пассажиров у него отбоя нет? Но вот как описывает свое знакомство с новым аэропотром москвич, отправлявшийся из «Жуковского» в путешествие зимой 2018 года, то есть спустя полтора года после его открытия.
«Внешне терминал реально напоминает супермаркет типа «Ашана» или «Перекрёстка». С последним его роднит даже логотип. К самому зданию на машине вообще невозможно подъехать, даже для посадки и высадки пассажиров. Последние сто метров нужно идти пешком», — пишет в своем блоге Александр Беленький.
Судя по впечатлениям Александра Беленького и все остальные опции нового аэропорта – от залов ожидания, которых просто нет, до точек общепита и прочих услуг – находятся на том же уровне, о котором принято говорить «оставляет желать». Да и, судя по табло, рейсов здесь обслуживается не так много.
В итоге не только у экспертов, но и у простых москвичей возник резонный вопрос, а на что же потрачены миллиарды, часть из которых принадлежит государству, поскольку «Ростех» – это госкорпорация? И стоила ли овчинка выделки?
Создается впечатление, что все это – только декорация, верхушка айсберга. И даже возникает подозрение, что аэропорт строился вовсе для разгрузки трех других воздушных ворот Москвы. Почему-то кажется, что это не «супермаркет», как охарактеризовал его москвич Беленький, а «прачечная», через которую удобно «отмывать» и выводить деньги «партнеров» концессии. И это подозрение еще больше усиливается, когда узнаешь, кто собирается поучаствовать в его строительстве.
Новый старый партнер «Жуковского»
Взять того же Араза Мехдиева. Совладельцем «Киевской площади», которой в Москве принадлежит, например, гостиница «Редиссре Рояль», рынок «Садовод», Автомобильный торговый центр на Каширском шоссе, а также мебельные торговые центры «Гранд», он стал совсем недавно. До этого активами, которые оценивались в 500 млн. долларов, владел Ильхам Рагимов, партнер господина Мехдиева в азербайджанском юридическом бюро Fina, а по совместительству тесть.
Решение передать свою долю зятю Ильхам Рагимов принял в начале этого года, заявив, что решил отойти от бизнеса и заняться наукой. И хотя господин Рагимов действительно доктор юридических наук и автор сотни статей и двух книг, посвященных проблемам юриспруденции, участники рынка высказывают предположение, что причина выхода из бизнеса в другом.
Дело в том, что Ильхам Рагимов учился вместе с Владимиром Путиным на юрфаке в Санкт-Петербурге, чего никогда и не скрывал от прессы. Видимо, отчасти этим можно объяснить успешность бизнеса господина Рагимова – одно имя президента способно открывать любые двери. Участники рынка отмечают, что Араз Мехдиев стал владельцем доли тестя на следующий день после того, как Минфин США опубликовал санкционные списки.
В списках оказались совладельцы «Киевской площади» Год Нисанов и Зарах Илиев. И хотя у господина Рагимрова гражданство Азербайджана, поговаривали, что и заграничные друзья президента также попадут под действие санкций. Видимо бизнесмен решил застраховать себя от этого.
Казалось бы, зачем бизнесмену, который и так уже участвует в концессии, поскольку, напомним, владеет 49% акций «Жиа карго», выступать партнером собственной компании в строительстве грузового терминала? Почему-то кажется, что делает это он вовсе не для того, чтобы инвестировать свои деньги в проект, который, создается такое устойчивое впечатление, больше напоминает потемкинские деревни. И есть даже версия, что через «Жуковский» летают не только самолеты, но деньги участников проекта, благо среди акционеров есть литовская компания.