Александр Ефимов по прозвищу Фима Банщик, является одним из лидеров Тамбовской ОПГ в Санкт-Петербурге. До того, как примкнуть к крепким и отчаянным ребятам, Ефимов, как и многие будущие авторитеты, трудился до закона о кооперации простым рабочим. Был буфетчиком в петербургском кинотеатре «Охта», затем швейцаром и вновь буфетчиком в баре-столовой №6. Потом сменил работу, отчего и вся жизнь пошла по новому руслу. Александр Ефимов устроился работать слесарем-сантехником в баню № 25 на улице Марата, куда ходили париться и обсудить дела лидеры первых преступных группировок, а также предприниматели, которых эти лидеры «рэкетировали».
Забегали в баню и представители милицейского ведомства. То есть здесь собирались все те, кто противостоял друг другу по долгу службы и выбору бандитского образа жизни. Однако баня №25 была той зоной, где действительно можно было расслабиться, не думая о том, что ждет тебя после отдыха. Здесь же налаживались связи, которые в дальнейшем позволят определенным личностям достичь небывалых высот как в экономическом, так и политическом плане.
Александр Ефимов быстро вошел в доверие криминальных авторитетов. Его уже звали как Фима Банщик, и в определенный момент он оказался в числе одной из бригад рэкетиров, собиравшей дань с кооператоров в Девяткино. Впрочем и сам Ефимов к тому времени основал свой кооператив, назвав его «Саша» — снабжал защитников Ленсовета горячительными напитками и закусками.
Александр Ефимов обладал мощной харизмой, отмечают источники, знакомые с авторитетом. Возможно благодаря этому у него появились устойчивые связи среди криминальных авторитетов и милиционеров. Некоторые источники полагают, что в 1992 году Фима Банщик создал собственную бригаду из бывших милиционеров и стал заниматься рэкетом в Красногвардейском районе, который в итоге полностью попал под его влияние.
Авторитет Фима Банщик
Наибольшее влияние Александр Ефимов получил вскоре после 1992 года, когда в заключение попали Владимир Кумарин и Александр Малышев. Фима Банщик достаточно умный и осторожный человек, поэтому расширял свои владения постепенно, а не нахрапом, как это делала в то же самое время Казанская ОПГ в Питере. В 1994 году Александр Ефимов учредил ставшую впоследствии известной охранную фирму «Скорпион». Теперь все те, кто стоял под крышей бригады, заключили договора об охранных услугах со «Скорпионом», и таким образом рэкет был легализован. Всего «Скорпион» охранял около сотни крупных коммерческих предприятий.
Местом для встреч бригадиров и авторитетов стало кафе «Вечер» на Таллинской улице, открытом Александром Ефимовым. Именно сюда приходили люди со своими проблемами и предложениями. Ефимов принимал каждого, кто просил аудиенции. О положении Фимы Банщика в криминальном мире тех лет, можно судить например по такому факту — бойцы его «Скорпиона» охраняли влиятельного криминального авторитета тамбовских — Михаила Глущенко. Почему-то тот не доверился своим, а обратился за телохранителями именно к Ефимову.
Впрочем в те годы шел серьезный передел в криминальном мире, и на самого Александра Ефимова в 1995 году было совершено покушение. Но все обошлось, и авторитет остался жив. Заказчиком покушения называли другого авторитета по кличке Бабуин.
Зато со знакомыми силовиками произошел конфликт — они долго закрывали глаза на «легальный» рэкет с помощью ЧОПов, однако вскоре вышло на свет, что в «Скорпионе» помимо рядовых сотрудников, числятся охранниками и лица, являющиеся опасными для общества — матерые рецидивисты, имеющие сроки за убийства и вымогательства. И выяснилось, что деньги оговоренные контрактом за охранные услуги платились в большинстве своем черным налом.
Таким образом Ефимов в то время лишился своих покровителей из силовых структур, которые боялись огласки. А ведь незадолго до этого Фима Банщик спонсировал празднование Дня милиции.
Между тем Александр Ефимов набирал влияние, и в 1996 году собирался стать главой администрации Красногвардейского района. Он любил появляться на публике в генеральской форме, поставил на свой «мерседес» правительственные номера. Но тут в жизни настала черная полоса. Криминального авторитета арестовали, предъявив обвинение в вымогательстве, связанное с попыткой захвата 25% акций некогда крупнейшего ленинградского рыбодобывающего предприятия «Ленрыбпром».
Некий чин из РУБОПа предупредил Фиму Банщика и он скрылся, а силовики объявили его в федеральный розыск. Александр Ефимов скрывался в Италии, Чехии, Крыму. В 1997 году украинское спецподразделение «Сокол» взяло штурмом его ялтинский дом, после чего Ефимова этапировали в Питер. В 1998 году Фима Банщик был приговорён к 5,5-летнему сроку лишения свободы, позже ему добавили еще полгода за дачу взятки должностному лицу в СИЗО «Кресты».
Но уже в 2000 году за примерное поведение он был переведен в колонию-поселение, откуда через год вышел по УДО. С тех пор Фима Банщик старался держаться в тени. СМИ именуют его мультимиллионером, крупным латифундистом и прототипом одного из героев сериала «Бандитский Петербург».
Ефимов младший
Как говорят источники, под покровительством Александра Ефимова начинал свой криминальный путь Олег Маковоз. Когда Фима Банщик освободился, то Маковоз был уже достаточно влиятельным человеком, чтобы выйти из тени своего «патрона». Вернуть утраченное влияние Александр Ефимов уже не мог, поэтому зажил тихой жизнью рантье и в криминальные сводки более не попадал, в отличие от своего сына, который, впрочем, стал известным муниципальным деятелем все в том же Красногвардейском районе.
Местные жители даже поговаривают, что без Ефимова-младшего здесь не принимают ни одно важное решение. Корни такого отношения кроются, как говорят, в особом благоволении Сергею Ефимову депутата законодательного собрания Игоря Риммера, которого очень чтят в высоких кремлевских кругах.
История с Ефимовым-младшим в общем вполне в духе борьбы политических конкурентов, которая перешла допустимые границы. Это были заурядные выборы в Муниципальный совет МО N 33. Ближе к финишу оказалось, что был избит некий Дмитрий Петров — студент, распространявший листовки в пользу конкурентов Ефимова. Прокуратура Красногвардейского района тогда возбудила по факту нападения на Дмитрия Петрова уголовное дело по статье «Грабеж», так как у последнего пропали личные вещи. Но дело было возбуждено в отношении «неустановленных лиц» и обвинение так никому и не было предъявлено.
Фима Банщик и Ашот Восканян
До 2010 года жизнь авторитета Ефимова была спокойной. Но в тот злополучный год следователи неожиданно нагрянули в квартиру Ефимова с обыском по делу об убийстве предпринимателя Олега Попова. Попов был застрелен в июне 2010 года, рано утром, во время утренней пробежки у дома 70 по Светлановскому проспекту. Одной из версий случившегося была профессиональная деятельность погибшего. Бизнесмен занимался покупкой и продажей земельных участков во Всеволожском районе, а Александр Ефимов был его партнером. Заказчиком убийства стал некий Михаил Жуков, а исполнителем Алексей Семенов. Оба они были осуждены судом присяжных и в итоге получили наказание в 14, 5 и 15 лет лишения свободы.
Следующее попадание Фимы Банщика в поле зрения СМИ произошло недавно, в марте 2017 года. История была пикантная и этим развлекла когорту бывших «авторитетов», а ныне уважаемых бизнесменов Северной столицы. Тогда был задержан предприниматель Ашот Восканян, которому вменяли ч. 3 ст. 163 УК РФ (вымогательство в организованной группе в особо крупном размере). Вместе с ним были задержаны еще трое его коллег. А вменяли им, собственно, вымогательство у Александра Ефимова. Оба указанных бизнесмена в свое время входили в окружение «ночного губернатора» Петербурга Владимира Барсукова-Кумарина. Далее их пути разошлись, а затем они, как говорят, и вовсе стали конкурентами как раз по «земельному» вопросу. Итогом этого противостояния стала драка в ресторане «Пьяно-пьяно», где охранники Ашота Восканяна избили Фиму Банщика, пытаясь «отжать» у последнего некое имущество.
К слову, суд по этому делу еще не состоялся. А вот попадет ли туда потерпевший Александр Ефимов, это интересный вопрос, ведь за время следствия произошло еще одно событие, и уже сам Фима Банщик был арестован.
Фима Банщик арестован
Арест авторитетного Александра Ефимова произошел в столице Белоруссии, при посадке в аэропорту Минска на рейс в Вену. При обыске у него были обнаружены несколько поддельных паспортов на чужие имена и один паспорт гражданина Болгарии. Параллельно с этим Следственный комитет и сотрудники ФСБ России провели обыск в доме № 35 по Таврической улице в Петербурге, где жил 60-летний Фима Банщик.
Здесь же находятся квартиры лидера «Тамбовской» ОПГ Геннадия Петрова и «ночного губернатора» Санкт-Петербурга Владимира Барсукова (Кумарина). Что примечательно, Александр Ефимов является председателем ТСЖ этого дома. Дом как оказалось непростой — всюду видеокамеры и охрана. Возможно поэтому арестовать авторитета на квартире оказалось невозможно, влиятельных жильцов всегда заранее предупреждала охрана о нежелательных гостях.
У Александра Ефимова еще имеется и загородная недвижимость в Колтушах, где располагается частный зоопарк. Ефимова местные жители чтят, считают человеком высокой души, добрым и очень набожным. Его частный зоопарк открыт для всех, сюда можно прийти с детьми. Но есть издержки. Как пишут на местном форуме, однажды медведь перелез через ограждение и едва не укусил человека. В другой раз олень рогами поддел грибника. И арест авторитета, как оказалось, связан именно с землей в Колтушах.
Еще в 2016 году СКР по Всеволожскому району Санкт-Петербурга было возбуждено уголовное дело о крупных махинациях с землей в Ленобласти. Суть уголовного дела сводится к очень ловкой двойной продаже 2 гектаров земли в Колтушах. Участок за 50 миллионов рублей здесь приобрел 50-летний рыбный магнат из Мурманска Александр Гарник. Построил тут дом и даже успел обжиться. Позже выяснилось, что земля на самом деле принадлежит не ему, а совершенно другому человеку, который и знать не знал, что его участок продали.
Квалификация —«мошенничество в особо крупных размерах» — была налицо, и вскоре под арестом оказался еще один интересант этой истории, подельник Фимы Банщика, некий Александр Кутузов. Фиктивный директор подставной фирмы, собственно, и продал указанные гектары, а Александр Ефимов выступал организатором махинации. Вышло так, что Фима знал и хозяина этих земель, и о том, что тот не очень-то приглядывает за своими угодьями.
Когда кольцо вокруг дельцов стало сжиматься, Ефимов скорее всего решил скрыться. Но был арестован в Белоруссии. Затем КГБ Белоруссии передал его с рук на руки сотрудникам УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленобласти. Далее все пошло по знакомому сценарию.
Несмотря на мартовские праздники и настойчивые доводы защиты, судья Всеволожского суда довольно быстро удовлетворил ходатайство следствия об аресте. Слушание проходило в закрытом режиме, ведь в деле Фимы слишком много данных оперативных разработок, информация о которых явно не предназначена для чужих ушей.
Сам Ефимов во Всеволжском суде так описал предшествующие аресту события: «Пересек границу с Белоруссией 6 марта. Был в зале аэропорта Минска, ожидал посадки на рейс. Подошли двое сотрудников. Попросили документы. Взяли паспорт. Предложили проследовать за ними. Вывели с территории аэропорта. Там уже ждала машина милиции. Целый день провел в различных кабинетах. Потом привезли в какое-то центральное здание. Затем на голову надели мешок. Везли на каких-то машинах. Сняли мешок с головы уже утром 8 марта во Всеволожске».
Некоторые знакомые с ситуацией источники выдвигают версию того, что дело Фимы Банщика вскрылось не без участия Ашота Восканяна,