Когда холодным летом 53-го года мегрел Ное Гегечкори вернулся с колымских лагерей в родное село Цаиши совсем недалеко от райцентра Зугдиди в Западной Грузии, он искренне надеялся, что не только он вновь, но и его потомки никогда не услышат лай конвойных собак, звон ключей тюремщиков и грохот запираемых железных дверей. В лагере Ное числился в привилегированной группе блатных «свои».
В сталинские времена идеология воровского мира еще только формировалась. Термин «вор в законе», обозначающий самую верхнюю ступеньку в иерархии, пока не появился в лексиконе, но грузин Гегечкори по нынешним понятиям считался настоящим вором. На свободе он «отошел» от воровской жизни, круто поменяв свою дальнейшую судьбу. В таком решении нет ничего постыдного. Это право вора «завязать» и стать обычным гражданином. Чуть позже таким же путем пойдет Джаба Иоселиани – другой грузинский вор в законе, а впоследствии знаменитый драматург и политик.
Ное Гегечкори нашел второе призвание в милиции! Грузия – просто страна чудес! Впрочем, в закавказской республике милиционеры и «воры в законе» всегда были самыми уважаемыми людьми. По свидетельствам односельчан, Гегечкори специализировался на карманниках, работающих в автобусах. Ное никак не мог представить, что станет первым «камнем» в строящемся здании семейной традиции, которая даст известность роду Гегечкори, как семейству, мужская часть которого в трех поколениях станет «ворами в законе».
История российского воровского мира подобных примеров пока не знает. Ближе всего к Гегечкори приблизились отец и сын Асатряны – Эдик Тбилисский и Серега Осетрина-младший, но пополнения в семействе у них, по причине нахождения обоих в заключении, в ближайшее время не предвидится. Ное Гегечкори умер почтенным старейшиной в 1996 году. Его сыновья Роланд и Рауль тогда уже давно носили воровскую «корону», а по двору дома в Цаиши бегал девятилетний внук – Руслан, которому суждено будет продолжить традицию.
Роланд Гегечкори
Роланд Гегечкори рано обзавелся лысиной на голове, что причиняло ему массу моральных неудобств. Свой комплекс он пытался компенсировать ношением широкополых фетровых шляп, за что получил соответствующее прозвище Шляпа. Первый свой срок он получил, едва достигнув совершеннолетия. В Подмосковье Роланд избил показавшегося ему дерзким мужчину и за умышленное нанесение тяжких телесных повреждений, сопряженных с опасностью для жизни был приговорен к 5-ти годам заключения.
Следующие 2 срока ему дал уже Зугдидский суд. В 1985 году в Ортачалькой тюрьме Тбилиси 6 грузинских «воров в законе» приняли Шляпу в свою семью. На его счету уже было 10 лет неволи. Для Гоги (Какашвили) Роланд Шляпа стал последним крестником. Через пару недель тяжело больной Гоги скончался в заключении от сердечного приступа. Другие «отцы» с разным интервалом времени последовали за ним, в основном, по причине осложнений хронических заболеваний. В живых теперь остался только Кимо (Кварацхелия), давно не появлявшийся на родине, а постоянно проживающий в Словении. Брат Рауль, будучи младше Роланда на 7 лет, вскоре догонит его, получив погоняло Рауль Зугдидский.
С принятием имени больших неприятностей с законом у Шляпы больше не возникало. Ему попросту везло. У него неоднократно находили гашиш, кокаин, героин и другие наркотики, но дважды он попадал под амнистию, в другие разы ему удавалось убедить судей в своей невиновности. Факт остается фактом – Роланд крепко «подсел» на наркоту. Его примеру следовал во всем Рауль Зугдидский. В 2011 году он «откинулся» в колонии поселка Мурмаши Мурманской области от «овердозы». Вероятно, именно увлечение «дурью» принесло первые неприятности Шляпе в воровском мире.
В 1990 году земляк вор в законе Ромео (Булия) принял решение отлучить пристрастившегося к наркотикам коллегу. Через 7 лет в Питере Ромео расстреляют из пистолета Макарова, но Шляпа к тому времени снова станет убиенному братом. В 1992 году Роланду Гегечкори вернут имя, посчитав, что он осознал свои ошибки и исправился.
Шляпа в Самаре
Много лет назад Шляпа подружился с влиятельными мегрелами Гелой (Кардава) и Дуяке (Мзарелуа) и они стали, неразлучны, как близнецы. Гела и Дуяке принадлежали к группировке Деда Хасана (Усоян) и выполняли различные щекотливые поручения, за что получили прозвище «дедовские мегрелы». Шляпе, конечно же, наличие столь мощной дружеской поддержки только помогало. В 90-е годы он перебрался из Западной Грузии в Поволжье, в Самарскую область, где собралось многочисленное грузинское криминальное землячество.
В Самаре грузинами контролировался рынок наркотиков, алкоголя и игорный бизнес. Именно тогда бичом для Шляпы стала «дурь». Его задерживали с ней в Жигулевске, Тольятти и Москве. Со временем самарская группировка грузинских «воров в законе» стала сжиматься, как шагреневая кожа, в основном за счет насильственных акций. В 2005 году на самого Роланда Шляпу было произведено покушение, в результате которого погиб его зять Давид Лазария. Конкуренты медленно, но верно выжимали грузин из Самары.
Роланд не стал больше рисковать своей жизнью и через 3 года перебрался в столицу, где обзавелся комплектом фальшивых документов. Долго скрываться в безвестности ему не пришлось. При очередном рейде милиции по злачным местам Шляпу вывели на чистую воду и дали штраф в 5000 рублей. По собственному паспорту его местом жительства до сих пор является город Кизляр в Дагестане – известный производством неплохого коньяка.
Крестники под вопросом
Вместе с «дедовскими мегрелами» Роланд Гегечкори регулярно принимал участие в «штамповке» громких титулов для идеологических сторонников Деда Хасана. Всего за ним числится 15 крестников, среди которых конечно же значатся грузины, а еще езиды, ингуши, русские, осетины и азербайджанцы. По воровским понятиям национальность не имеет абсолютно никакого значения. Лишь бы человек был хороший.
В связи с большой активностью Шляпы на поприще подготовки новой поросли «воров в законе» у него возникли конфликты с ныне покойным Ровшаном Ленкоранским (Джаниев), отбывающим длительный срок в Восточной Сибири Бадри Кутаисским (Когуашвили) и чеченцем Казбеком (Шахбулатов). Такие крестники Шляпы, как Ахмед Сутулый (Евлоев), Рома Ставропольский (Дмитриев), Солома (Саломатин) не долго носили титул и вскоре были его лишены. Махо (Дорчиев) и Лексо Гальский (Логуа) отбывают срок по ранее неприемлемой для воров 228 статье.
Скандальное разбирательство со статусом Бабана (Бабанов) до сих пор не закончилось. Он числится персоной, находящейся «под конфликтом». Шляпа стал участником скандальной коронации 7-ми новых членов воровской семьи, произошедшей в 2013 году в Турции и поставленной под сомнение многими, в том числе земляком Зурой Зугдидским (Дгебуадзе).
Противостояние
Противостоящая «дедовским мегрелам» сторона последнее время от словесных убеждений неоднократно переходила к более эффективным физическим воздействиям. В 2009 году в Израиле Шляпа был бит Кахой (Парпалия) и Бадри Кутаисским. Еще хуже пришлось Роланду Гегечкори 2 года назад в Турции, когда Ровшан Ленкоранский и Тахи (Углава) совершили дерзкий набег на отель, в котором проживал мегрел и долго пинали его ногами.
Предчувствуя возможную повторную расправу Шляпа в том же году не явился на глобальную сходку в Армении, где приемник Деда Хасана Шакро Молодой (Калашов) сделал попытку по примирению всех воровских кланов. Несколько лет тому назад, еще чувствуя свою силу, Роланд Гегечкори не сомневаясь принял участие в сходке на Пироговском водохранилище и вместе со всеми ее участниками провел несколько часов задержанным полицией в «обезьяннике».
Друзья-мегрелы ничем не могут помочь Шляпе. У них самих куча проблем. Гела как-то заманил в западню Эдика Тбилисского и пользуясь численным преимуществом побил его. Этот поступок вызвал протест и негодование у многих собратьев, потребовавших призвать нарушившего неписанные правила к ответу.
Слабым утешением, а возможно новой претензией к Шляпе, стала его встреча на Кипре с мегрелами Гией Гальским (Елерджия), Дуяке и Мерабом Сухумским (Пипия). В теплой, почти семейной обстановке собравшиеся провозгласили «вором в законе» сыны Роланда Гегечкори юного Руслана. Видимо, пример Гии Гальского (Зарандия) получившим титул исключительно из-за родственных связей с другим Зарандия по кличке Бесо стал заразительным.
Шляпа-младший до Кипра не имел судимостей и не был за решеткой! Однако, это не смутило великовозрастных друзей, приглашенным Роландом на встречу. Званый ужин прошел без приглашенных на него славян Пичуги (Пичугина) и Воскреса (Христофорова), которые благоразумно предпочли не участвовать в сомнительной процедуре. Шляпович, как стали с усмешкой называть сына Роланда в определенных кругах, в 2016 году все же угодил за решетку. При задержании в Сходне у него нашли метадон. Статья 228 продолжает упорно преследовать людей с фамилией Гегечкори.