Этнические преступные группировки всегда стояли особняком в отличии от бригад славянских. О их деятельности порой не знают даже силовики, так как в России они совершают преступления, направленные против своих земляков. А те до последнего терпят, так как если пойдут жаловаться в полицию, под угрозой окажутся и их семьи, оставшиеся на родине.
Так в Санкт-Петербурге прекрасно себя чувствовала организованная преступная группировка Новруза Мамедова, который семь лет назад принялся ставить под криминальную крышу торговцев с Софийской овощебазы. До этого он также имел здесь свою точку торговли и присматривался к соотечественникам. Опыт в рэкете у него уже имелся. Еще живя в Азербайджане, в селе Шиштап, Мамедов активно занимался вымогательством.
Рэкет на рынке
История началась еще в лихих девяностых годах. Повсюду как грибы после дождя появлялись рэкетиры. Новруз Мамедов не отставал от нового веяния, и создал у себя в селе Шиштап бригаду вымогателей. Конкурентов на этом поприще у него не было. Село было небольшим, и желающих поучаствовать в бандитской жизни было не так много. Поэтому рэкет односельчан коммерсантов происходил без каких либо разборок с другими бригадами. А милиция не вмешивалась в дела авторитета, по нашим данным, он не скупился на подкуп сотрудников Фрунзенского УВД.
Затем поняв, что здесь много не заработаешь таким делом, ведь коммерческих фирм в Шиштапе можно было на пальцах пересчитать, Мамедов обратил свое внимание на Санкт-Петербург, в который перебирались его земляки. В Питере, как сказали Мамедову, односельчане работали на Софийской овощебазе. Естественно, что ему не понравилось, что бывшие жертвы рэкета, переехавшие в Россию, не платили ему проценты от своих Питерских доходов. Поэтому было решено самому отправится в Северную Пальмиру.
На Софийской овощебазе Мамедов появился в двухтысячных годах. По информации источников, первое время авторитет присматривался к положению дел, и даже обзавелся небольшой торговой точкой. Затем настала пора действовать. Мамедов из своих же земляков создал банду, которая стала кошмарить своих же земляков.
Некоторым торговцам Новруз Мамедов представлялся сотрудником ФСБ, и предлагал за покровительство платить определенный процент ему. Те, кто не был ранее знаком с авторитетом, верили в эту легенду. Да и как не верить, если после многочисленных избиений, совершенных его бригадой, полицейские не завели ни одного уголовного дела, хотя заявления потерпевшие подавали. Наиболее строптивых, Мамедов стращал тюрьмой. И действительно, через некоторое время на таких людей заводились какие-то дела сотрудниками полиции. В дальнейшем это даст повод проверить связи авторитета в местном отделе УВД, так как там он имел своих людей. А жертвы рэкета, понимая, что никто им не поможет, просто откупались от бандитов, ежедневно отдавая бригаде Мамедова часть от своих прибылей.
Помимо бригады Мамедова, на Софийской овощебазе вели свою преступную деятельность и другие рэкетиры. Азербайджанцы в основном крышевали своих земляков, не заходя на чужие территории. Однако жажда наживы заставляла периодически вступать в конфликтные ситуации с «коллегами». Вообще здесь происходили и громкие преступления, связанные с деятельностью местных банд.
По словам источника, одним из самых влиятельных авторитетов на овощебазе является некий Ахмед. Именно он контролирует распределение торговцев на территории рынка. Без его разрешения никто не сможет арендовать здесь место. А за разрешение аренды, также приходится вносить определенный взнос рэкетирам.
Вугар Гусейнов
В 2011 году была поставлена точка в деятельности криминального авторитета Вугара Гусейнова. Он с 2004 по 2009 годы собирал дань с торговцев, требуя налога с каждого проданного килограмма зелени. Аппетиты авторитета росли, а методы устрашения становились жестче. Его бригада похищала коммерсантов, увозила в лес, где их жестоко избивали. Затем сообщали, что так будет и с семьей торговца. Как правило коммерсант в дальнейшем начинал исправно платить. Помимо рэкета торговцев, бригада Вугара Гусейнова занималась и разбоями на территории Софийской овощебазы.
Чувствуя свою власть и несоизмеримую жажду денег, Гусейнов принялся поднимать налог за крышу. Земляки воспротивились этому, тогда было совершено заказное убийство одного из непокорных, в назидание другим.
Так как все земляки уже платили Гусейнову, а заходить на территорию других бригад было чревато, авторитет начинает расширять свою криминальную деятельность за счет других регионов. Его бригада ставит под контроль земляков-торговцев в Краснодарском крае и Адыгее. Зная нрав бандитов, земляки безропотно платят Гусейнову со своих доходов. Однако руководить разросшейся группировкой довольно сложно.Следует прокол за проколом, и на банду уже сотрудники полиции собирают компромат, который позволил в 2011 году осудить бандитов.
Вугар Гусейнов получил 20 лет лишения свободы. Его ближайшие соратники Лачин Мамедов и Рафаэль Гурбанов получили по четыре и пять лет соответственно, и уже отсидели свои сроки.
Гейдаровы
На Софийской овощебазе крепкие позиции имели братья Гейдаровы — Эльчин, Рафиг и Ялчын. Они были уроженцами села Джиль Ленкорнакского района Айзербайджана. Их группировка была одной из самых жестоких. Они начали свою бандитскую деятельность еще в девяностых годах. В 1999 году на лидера банды Эльчина Гейдарова было совершено покушение, когда он ехал вместе с участником своей ОПГ на «копейке» по Пролетарской в Колпино. Однако выпущенные киллером шесть пуль не достигли своей цели, и Гейдаров продолжил усиливать свое влияние, разобравшись в итоге с обидчиками.
При наездах на коммерсантов они не гнушались ломать им конечности. Одной из жертв рэкета братья Гейдаровы проломили голову, когда коммерсант сказал, что не в состоянии платить 50 тысяч рублей ежемесячно.
Других они подолгу катали в багажнике автомобиля, а затем ночью привозили на кладбище, где после жестокого избиения приставляли к голове автомат Калашникова и предупреждали, что в следующий раз автомат выстрелит.
В 2012 году силовикам удалось разоблачить группировку братьев, однако они получили небольшие сроки лишения свободы. И вскоре Эльчин Гейдаров вышел на свободу. Он продолжил руководить своей бандой, пытаясь подмять под себя еще больше торговцев на Софийской овощебазе. Но его жизнь прервал киллер в начале февраля 2016 года, который расстрелял криминального авторитета прямо в Тосненском районе, прямо в его «Мерседесе».
А между тем бригада Гейдаровых продолжает кошмарить своих земляков, которые осели в Питере и занимаются торговой деятельностью.
Абдыевы
Еще одной группировкой на Софийской овощебазе руководят братья Гарай и Магамедали Абдыевы. Третий лидер их бригады Вугар Абдиев, приходится им племянником. Кстати, Гарай был сотрудником азербайджанского ОМОНа, и именно он, осев в Санкт-Петербурге основал банду, в которую и привлек своих родственников. Поначалу они не представляли какой-то мощной угрозы. Но постепенно банда стала разрастаться, и уже не гнушалась чисто бандитских действий.
Банда Абдыевых взяла под контроль земляков, которые присутствовали в Невском районе Петербурга. Далее их интересы стали распространяться и на Софийскую овощебазу. Здесь банда развернула свою деятельность. Они угрожали торговцам огнестрельным оружием прямо в их торговых павильонах. Когда началось следствие по этой банде, выяснилось, что еще в 2001 году Магамед Абдыев совершил убийство земляка коммерсанта, нанеся ему несколько ножевых ранений. Таким образом они начали свою преступную деятельность.
В 2009 году Гярай Абдыев устроил драку в кафе на улице Подвойского, во время которой прострелил ногу своему оппоненту. В 2012 году, расследовав преступления банды, их дело было отправлено в суд. Гарай и Магамед Абдыевы получили по 12 лет лишения свободы. Их племянник Вугар Аблиев отделался шестью годами.
Обналичка
На Софийской овощебазе ежедневно обналичиваются крупные суммы денег. Причем деньги поступают сюда не только «заработанные» в ходе рэкета, но и с помощью тяжких преступлений. Так существует одна из банд, уроженцев Азербайджана, которая используя форму сотрудников полиции нападает на иностранных туристов. Они приезжают к аэропорту Пулково и предъявляя удостоверения сотрудников полиции, проводят якобы для осмотра своих жертв в микроавтобус. Когда скапливается много человек, прямо здесь, в салоне автомобиля происходит ограбление.
Жертвами этой банды стали бизнесмены, что дает повод считать, что у бандитов целая сеть информаторов. В общей сложности бандитами было получено более 4-х миллионов долларов. Деньги по словам источника, осели на зарубежных счетах лиц, связанных с Софийской овощебазой.
Кто именно рулит обналичиванием средств неизвестно. Но в дальнейшем деньги поступают на расчетный счет в один из банков, который расположен в Объединенных Арабских Эмиратах. Там их уже легально снимают.
Новруз Мамедов
В данный момент идет следствие по еще одной группировке вымогателей с Софийской овощебазы, которую возглавлял Новруз Мамедов. На территории базы он имеет кафе «Старый город», в помещении которого представители его бригады проводят вымогательства, запугивая своих жертв. В июне 2012 года здесь кошмарили одного из бизнесменов, который имеет коммерческие точки по соседству с кафе. Угрозами его заставляли передать в руки бандитов 3 миллиона рублей. Бизнесмен не смог собрать нужную сумму, тогда прямо на территории одного из складов его похитили, увезли в загородный дом, где удерживали до тех пор, пока родные жертвы не собрали требуемую сумму денег.
В этом деле возможно замешан и уважаемый среди земляков депутат Саяд Алиев, являющийся главой областного Водоканала. В его офисе сотрудники полиции проводили обыски, но не обнаружили никаких улик. Однако источники утверждают, что Алиев является одним из теневых хозяев Софийской овощебазы и контролирует деятельность этнических преступных группировок, которые занимаются рэкетом и обналичкой.
Сам Новруз Мамедов попался в руки силовиков в 2015 году , на поприще выбивания долгов. К нему обратился один из арендодателей Софийской базы, и попросил повлиять на торговца, который задолжал за аренду 2 миллиона рублей. Бандиты рьяно принялись за дело. Они поймали должника, отобрали у него все банковские карты и ценности. По этим картам сняли все имеющиеся на счетах деньги, а затем увезли жертву все в тот же загородный дом в Кировском районе. Оттуда связались с братом жертвы, который пообещал выплатить долг родственника. К тому времени долг уже составлял 3 миллиона рублей. Коммерсанта отпустили, а брат, который вызвался платить бандитам, сам попал под их прессинг. У него забрали автомобиль «БМВ» и принудили выплачивать помимо долга, еще и еженедельную дань.
Не выдержав постоянного прессинга, жертвы вымогательства обратились в полицию. Бандитов задержали практически сразу. Но неожиданно потерпевшие стали менять свои показания. Как утверждают источники, на их семьи, оставшиеся в Азербайджане, началось сильное давление от местных бандитов. Поэтому вскоре потерпевшие вообще скрылись из России, поставив следствие по делу о рэкете в трудное положение. В дальнейшем они пришлют следователю нотариально заверенное письмо, в котором сообщат, что оговорили Мамедова и его людей.
Другие потерпевшие, которые в начале следствия стали давать показания, также поменяли их. Однако одна из жертв рэкетиров все же решила идти до конца. Торговец рассказал силовикам, что к нему приходили двое адвокатов Мамедова, Егор Гавриленко и Олег Карелов, которые за 2 миллиона рублей предлагали ему изменить свои показания. Но мужчина отказался и сообщил об этом случае следователю. Адвокатов тут же задержали.
Дело против бригады Новруза Мамедова идет сложно, но необходимые доказательства их преступной деятельности уже получены. Дело остается за судом. Только от исхода судебного заседания будет ясно, возвратиться ли в скором времени Мамедов на Софийскую овощебазу или нет. Вместе с криминальным авторитетом, по делу проходят и активные члены его бригады: Эльвин Ахмедов, Исраил Ибадуллаев, Мубариз Мамедов, Эльдар Гасымов, Садиг Керимов и Рагим Мирзоев.