Питерский авторитетный предприниматель Артур Кжижевич всегда отличался абсолютной непредсказуемостью поведения. Для России известной испокон века, как государство со стойкими полицейскими традициями, принадлежность к любой силовой структуре внушала подавляющему большинству населения раболепное уважение, если не страх. Артур Кжижевич стал ярким исключением из правил. Вид удостоверения сотрудника ФСБ действовал на него примерно, как на быка красная тряпка.
5 сентября 2003 года случайная встреча с авторитетом на Ладожском озере закончилась смертью трех человек, среди которых был сотрудник ФСБ Константин Нагорных, пытавшийся показать взбешенному криминальному «быку» свою «красную ксиву». В компании несчастных жертв в тот роковой день вместе с ним оказались предприниматель Павел Кириллов и начальник управления гостиничного хозяйства при администрации Санкт-Петербурга Алексей Курников.
Сюжет произошедшего в своем начале наводит на воспоминания об известном комедийном фильме. Артур Кжижевич вместе с шестью друзьями погрузились на катер Рыбнадзора, за штурвалом которого роль шкипера и принимающей стороны исполнял настоящий рыбинспектор Козлов. Компания, что вполне в духе любимого народного занятия, слегка выпила и вышла в плаванье. В одном из фьордов ей повстречался «люксовый» катер «Сильвер Игл Стар Кабин» с чиновником, фсбэшником и коммерсантом на борту.
Что послужило причиной взятия его на абордаж до сих пор не установлено даже судом? Кжижевич и компания, подобно карибским пиратам с ножами в зубах, высыпали на палубу вражеского корабля, гонялись за обезумевшими пассажирами, нанося им колото-резаные раны. Насытившись зрелищем паники в рядах своих жертв, поддатая компания выбросила трупы за борт, не забыв злосчастное удостоверение. Для большей надежности они открыли стрельбу из табельного ТТ рыбинспектора, не давая ни единого шанса выжить. Катер облили бензином и подожгли. Все материальные ценности убитых были уничтожены огнем. Ни одного пиастра не было присвоено, что указывает на явно идеологические мотивы преступления. Через 2 дня обгоревший остов некогда гламурного катера был обнаружен неподалеку от острова Верккосаари. Там же позднее выловили тело Курникова. Остальных пассажиров злополучного катера обнаружить не удалось.
Авторитетный отморозок
Кжижевич и ранее отличался приступами беспричинного бешенства, приводивших его к совершению абсолютно диких, нелогичных поступков, присущих полным «отморозкам».
Несколькими месяцами ранее он учинил жестокую расправу над двумя бизнесменами, отдыхавшими на турбазе в Лосево. Законопослушные предприниматели издавна были для идейного последователя воровских обычаев самой нелюбимой социальной прослойкой.
В 2001 году Кжижевича пытались привлечь к ответу за вымогательство крупной суммы денег у коммерсанта Антона Дорофеева. К тому моменту прошел всего лишь год после освобождения Артура из колонии под Мурманском. Шестилетний срок он получил за жестокий «наезд» в Карелии также на предпринимателя.
В 1995 году следствие по его делу находилось под контролем у Николая Патрушева. В то время он занимал пост главы управления государственной безопасности по Карелии. После убийства сотрудника ФСБ на Ладожском озере ему снова пришлось вплотную заняться контролем над процессом распутывания деяний своего старого знакомого, но уже находясь в главном кабинете Лубянки.
Питерский авторитет
«Безбашенный» Кжижевич появился в Питере в середине 80-х годов и сразу занялся рэкетом. В 1986 году за нанесение тяжких телесных повреждений Артур получил свой первый срок. Вернувшись в Питер, он быстро стал одной из заметных фигур на криминальной сцене. В этом ему помогало знакомство с приемами вольной борьбы, полученными в спортивной школе. По одной из неправильных версий его биографии он родился в столице Чечни. На самом деле родился «герой» в маленьком карельском поселке Лахденпохья. Биографов в сторону увела чрезмерно тесные связи Кжижевича к «инородцам». Он прекрасно ориентировался в преступной среде выходцев с Кавказа. Собственную бригаду молодой авторитет почти полностью укомплектовал этническими татарами. В остальном молодые годы преступника прошли довольно тривиально – спорт, музыкальная школа, комсомол, попытка получить высшее образование.
Кжижевич не признавал никакой власти над собой и не склонял голову перед лидерами других, более сильных группировок. Однажды он не поделил торговые точки на стихийном рынке в Екатерининском саду с «малышевскими», но не уступил не пяди торговой земли. Действительно, наглость второе счастье. Кжижевич отстоял свое право быть под солнцем. За дикие выходки он получил погоняло Динго. Консультант охранной фирмы «РВС-Секьюрити» бывший боксер-тяжеловес Сергей Захаров и в страшном сне не мог представить, что он может оказаться жертвой преступления. Для не признающего никаких авторитетов и правил Артура Кжижевича попытка совершения похищения Захарова стала рядовым случаем в череде дерзких «наездов».
Дерзкие парни
Недалеко от своего шефа отстали его ближайшие подручные. Штаб-квартира команды – бар «Сугроб» в Выборгском районе одно время считался одним из самых опасных мест в городе. Собиравшиеся там расслабиться «казанцы» Кжижевича могли запросто толпой накинуться на других посетителей, не утруждая себя выбором повода для нападения. Один из таких случаев закончился тем, что амбициозные татары обрезками железной арматуры принялись колошматить всех, кто подвернулся под их горячие руки. Под раздачу попали «решальщики» другой питерской группировки.
Во избежание крупных неприятностей Артуру Кжижевичу пришлось самолично принести извинения и выплатить немаленькую денежную компенсацию потерпевшим. Подчиненные очень хорошо усвоили порядок действий своего шефа. Сначала вспышка гнева по ерундовому поводу, потом скорая и жестокая расправа. Финал всегда один – трудное решение возникших проблем. Судя по поведению Кжижевича, он очень много раз пересматривал криминальный триллер «Жмурки» и многое перенял от его героев.
Несостоявшийся вор в законе
Артур Кжижевич всегда был последователем ортодоксального «черного хода». В заключении он уходил в полное «отрицалово» и однажды свирепо отругал своих благожелателей за попытку подкупа администрации колонии с целью несколько облегчить условия содержания. Строгим правилом для него стало отчисление немалой доли от «заработанных» денег на общак. Кжижевича уважали такие корифеи преступного мира, как Дед Хасан и Коля Якутенок.
После смерти «смотрящего» по Питеру Могилы он считался одним из главных претендентов на освободившееся место. Однако, коронации Артура не суждено было случиться. До самой смерти авторитета его статус так и не определился. Возможной причиной этому могло быть повальное увлечение подчиненных Динго наркотиками и его полное бездействие к запрету в рядах собственной группировки порицаемой воровским кодексом привычки.
Сам мэтру замечен со шприцом в руках не был. Он упорно нес на себе крест страдальца за идею. По молодости его крепко поколотили менты. После побоев он многие годы страдал хроническим почечным заболеванием. В 1993 году наемный убийца засадил в его тело 3 пули из пистолета ТТ, но Кжижевич выжил. В последнее время Динго вынужден был много времени проводить в лучших клиниках Израиля. Под занавес жизни он сначала потерял в застенках ногу от тромбофлебита, а потом перенес обширный инфаркт. .
В легальном окружении Кжижевич называл себя директором акционерного общества «Тайм». Кроме того, за ним числилось несколько бизнес-структур в столице. Главным успехом Артура Кжижевича на коммерческом фронте стало взятие под полный контроль питерского порта. Но тучи постепенно сгущались над головой Динго. Вернувшись из последней отсидки, он потерял пульс времени. Для успеха недостаточно уповать только на грубую силу. Более проворными в новых условиях оказались люди, имеющие связи во властных структурах.
Арестовали Динго на трибунах стадиона в Петровском парке. Последним воспоминанием о воле у него навсегда остался футбольный матч Зенит-Спартак. В июне 2006 года Артура Кжижевича приговорили к 19 годам заключения. Другие его подельники получили серьезные сроки от 7 до 18 лет. Чуть позже Верховный суд на 3 года «скостил» наказание «дикому» Динго. Прошло меньше, чем год и мрачная труповозка вывезла тело Артура Кжижевича из известного здания на улице Шпалерной. Причиной смерти стала острая сердечная недостаточность. Несостоявшемуся вору в законе было всего 45 лет.