Очень далекое прошлое напомнило о себе известному саратовскому предпринимателю Алексею Николаевичу Ерусланову в самый неподходящий момент. Выставив свою кандидатуру на участие в выборах в областное законодательное собрание, он стал мишенью для нападок своих противников, накопавших массу документов четвертьвековой давности и восстановивших в памяти электората подробности бурной эпохи первоначального накопления капитала.
Удар оказался настолько тяжел и скандален, что он затронул не только Ерусланова, с треском проигравшего выборы, а также московского политика, депутата Госдумы нескольких созывов Валерия Рашкина – одного из первых номеров в числе приемников престарелого лидера российских коммунистов Геннадия Зюганова.
Рашкин был вынужден оправдываться за щедрое финансирование своего избирательного фонда саратовским ОАО «ПКФ «Астэк-С», бессменным руководителем которого как раз и является несостоявшийся областной депутат. Алексей Ерусланов, кроме того, в кармане пиджака всегда носит «корочки» помощника депутата Госдумы, правда лишь на общественных началах. Без сомнения, «красный» бизнесмен личность неординарная, что он доказал не только своим успешным бизнесом, но также упорной и последовательной поддержкой поборников социальной справедливости в лице КПРФ.
Амбициозный бизнесмен
История уже знала пример орехово-зуевского мануфактурщика Саввы Морозова, щедро одаривавшего большевиков деньгами, несмотря на их программные цели поголовного уничтожения класса эксплуататоров. Ерусланов посчитал в современных условиях угрозу классовых расправ нереальными, а участие в поддержке партии власти, где функционерами поголовно состоят страдающие амнезией бывшие инструктора обкомов и райкомов КПСС, ниже своего достоинства.
Политическая борьба выплеснулась на экраны телевизоров и продолжилась в суде, куда поступил иск о защите чести и достоинства Валерия Рашкина к телеведущему Андрею Караулову. Товарищи по центральному комитету партии подготовили специальное обращение по поводу нападок на Рашкина.
Партнеры и сотрудники фирмы «Астек-С» характеризуют своего начальника, как волевого, сурового, амбициозного руководителя, долго помнящего нанесенные обиды или поражения. В то же время Ерусланов не коварен и не мелочен, ему чужда бюрократическая волокита и навязчивое чинопочитание. Глава фирмы с годовым оборотом, превышающим 1 млрд рублей, занимает довольно скромный по площади и обстановке кабинет, расположенный в здании торгового центра «Детский мир». Подчеркивая свою противоречивость, прогрессивный бизнесмен, пекущийся о будущем трудового народа, Алексей Ерусланов одним из первых в Саратове стал обладателем престижного и крайне дорогого автомобиля «Хаммер».
Не стремящийся мозолить глаза публике и лишенный ораторских способностей, предприниматель нашел другой путь для внедрения близких его духу мыслей в массы. Он оказывал финансовую помощь редакции газеты «Саратовский репортер» и часто использовал ее, как свой рупор. Никто не может упрекнуть Ерусланова в том, что свои немалые капиталы он нажил путем «распила» жирного пирога государственного либо муниципального заказа. ПКФ «Астэк-С» представляет собой крупный конгломерат компаний, каждая из которых занимает видное положение в региональном списке лидеров бизнеса. Фундамент, заложенный 2 десятилетия тому назад, основывался на розничной торговле, использовавшей крупнейшие торговые площадки областного центра – универмаги «Центральный» и «Детский мир». Прибыль была вложена в разработку каменного карьера, полиграфические предприятия и каркасное домостроение. Последним шагом развития холдинга стало крупное подразделение, занимающееся грузоперевозками.
Компромат для Ерусланова
Ложкой дегтя в бочке меда биографии Алексея Ерусланова стали лихие 90-е годы. Перенеси его машина времени на 100 с лишним лет назад, маловероятно, что он пополнил ряды агентов газеты «Искра» или большевистских пропагандистов. Менталитет саратовского бизнесмена привел бы его к Желябову, Каляеву и Савинкову. Недоброжелатели, на славу покопавшиеся в архивах, не без оснований связывают его начало бизнес-карьеры с ОПГ «Чикуновские». Общественности даже предъявлялась официальная справка, выданная областным управление МВД, в которой констатировалось, что руководитель копании «Астэк-С» в давнем прошлом входил в состав ОПГ.
Бывший боксер Игорь Чикунов подхватил чуть не упавшее знамя криминальной группировки после убийства кооператора Владимира Хапалина по кличке «Хапуга», сплотившего вокруг себя в самом конце 80-х годов бывших спортсменов и ветеранов-афганцев. Крышей молодому криминальному образованию стал кооператив под названием «Планета». Чикунов успешно продолжил начатое дело, не только присвоив прежней команде свое персональное имя, но, по данным борцов с организованной преступностью, захватив треть территории Саратова.
В один из дней, точную дату которого сейчас установить невозможно, глава мафиозного сообщества познакомился с молодым коммерсантом Еруслановым. В то время Алексей Николаевич руководил ТОО «Плутос», одним из учредителей которого был Александр Акимцев, именуемый среди «чикуновских», как Аким. Середина 90-х запомнилась саратовским обывателям, как время частых криминальных разборок с обилием трупов, причем размах стрельбы и количество жертв наводили на ассоциации с Чикаго времен «сухого» закона или современных войн мексиканских наркокартелей.
7 февраля 1993 года Аким с 3-мя сопровождающими зашел в кафе «Муза». Всех их через полчаса вынесли на улицу мертвыми с множественными огнестрельными ранениями. Ход мысли следователей, расследовавших дело, привел их в офис «Плутоса», где они нашли богатую добычу – 2 самодельных пистолета-пулемета и 15 патронов к ним, заряженные в 2 обоймы. Каким то образом Ерусланов и другие обитатели кабинетов сумели оправдаться.
Партнер авторитета
Неуемная коммерческая инициатива побудила Ерусланова создать новое предприятие – ТОО «Агат-С». В новом детище он взял на себя роль учредителя и в напарниках у него странным образом очутился Александр Гаврилин, более известный в авторитетных кругах, как Сабонис. Через год «Агат-С» сменил название на «Астэк-С», а заодно добавились новые имена в списке учредителей. Вдова Акима, а самое главное Игорь Чикунов почтили своим внимание и деньгами новый бизнес-проект. В списке фамилий появилась тогда еще неприметная Елена Волченскова, которой суждено было в дальнейшем стать управляющей ТД «Центральный», а потом одной из самых близких к депутату Валерию Рашкину людей.
Примерно в это же время Ерусланов подвергся 30-ти дневному аресту и допросам следователей, пытавшихся установить его причастность к вымогательству. Ничего добиться им не удалось, после чего Ерусланов получил свое второе имя – Профессор, со временем оно иногда менялось на Академика. 20 ноября 1995 года произошло событие, повлекшее закат «чикуновских». Игорь Чикунов с многочисленной командой приехал в офис МП «Гроза», где они, как ни странно, занялись игрой в карты. Увлекательная партия преферанса была прервана стрельбой из пистолетов ТТ. Неизвестные, проникшие с черного хода, расстреляли всю компанию. Саратов еще не знал подобной бойни. В морг увезли 11 трупов, в том числе и Чикуна. Еще один тяжело раненый скончался в больнице через несколько дней. Другой, оставшийся в живых «чикуновец,» не перенес нервного потрясения и попал в «дурку», а третий потерял дар речи и память и только через полтора десятка лет признался, что может опознать убийц.
Последнее уголовное дело
Освободившись от криминального патронажа, Алексей Ерусланов тут же проявил характер. Вскоре к нему явился адвокат погибшего Чикунова Кольченко с предложением выделить из общего бизнеса в свою пользу часть, принадлежавшую по праву убиенному клиенту.
После неприятного разговора Кольченко навсегда потерял интерес к этому делу и стал обслуживать интересы братвы из города Энгельса, а при упоминании фамилии руководителя ПКФ «Астэк-С» у него начинался тремор пальцев рук.
Нравы прошлого навсегда остались в памяти уже достигшего вполне солидного возраста Алексея Ерусланова. Совсем недавно он во второй раз был привлечен к уголовной ответственности. Теперь ему инкриминировалось хулиганство с применением оружия. Деловые переговоры с 4-мя предпринимателями из города Маркса закончились стрельбой из травматического оружия и битьем их автомобилей резиновыми палками.
Значительно превосходящая по численности команда саратовцев во главе с Алексеем Еруслановым, явно вспомнив молодые годы, предъявили самые веские аргументы в коммерческом споре. Впрочем, до суда дело не дошло, а закончилось примирением сторон. Не случайно Алексея Николаевича Ерусланова называют Профессором. Интеллект не позволяет ему тратить драгоценное время на судебные разбирательства.