В воздухе витает дразнящая возможность пилотируемой миссии на Марс в ближайшем будущем, и недавний призыв в астронавты NASA собрал рекордные 18 300 заявок. Но всем, кто упустил свою возможность (или не имеет никакого желания прозябать семь-девять месяцев в тесном космическом аппарате с тремя другими людьми), дают другую возможность поучаствовать в этом великолепном путешествии: сделать карту для астронавтов, которые будут пользоваться ей на Марсе.
Конечно, у NASA есть тьма тьмущая ученых, которые усиленно работают над картированием геологии возможных посадочных площадок на Марсе. Но проектирование карты, которая поможет людям в навигации, обучении и выживании на инопланетной поверхности, потребует совершенно других навыков — навыков, которых картографам, художникам и любителям карт просто может не хватать.
Поэтому Международная картографическая ассоциация проводит конкурс на создание лучшей карты для астронавтов, которые проведут около года на поверхности Марса в рамках миссии, назначенной на 2030-е годы.
Одна из наиболее интересных частей этого состязания включает разработку карты, которая, по всей вероятности, будет отображаться с помощью еще не изобретенной технологии. «Полевые карты, скорее всего, будут цифровыми динамическими картами, которые будут показываться на экране, очках виртуальной реальности, проецироваться на шлем или визуализироваться с помощью еще не созданной технологии», сообщает одна из инструкций конкурса.
«Этот проект находится на границе между научной фантастикой, гейм-дизайном, графикой и наукой картографии», — говорит планетолог NASA Хенрик Харгитаи. Харгитаи является председателем комиссии МКА по планетарной картографии. Звучит круто.
Участники могут использовать бесплатное картографическое программное обеспечение с изображениями поверхности в высоком разрешении и информацией о геологии и ресурсах на Марсе. Им придется выбрать одну из 47 возможных зон исследования в 200 километров шириной и составить карту всего, что может быть важно для астронавтов, известных на жаргоне NASA как «проксимальные люди», что бы это ни значило.
В этот список должны войти вещи, необходимые для жизни: жилище, энергоблок и теплица; места для проведения исследований вроде геологически интересных мест и прочих точек, которые ученые могли бы захотеть исследовать; зоны с ресурсами, необходимыми для выживания, вроде воды, сыпучих пород и грязи для строительства дорог, а также металлов вроде железа и алюминия, которые можно будет добыть; также ориентиры для навигации.
Очевидно, эта задача потребует некоторых навыков картографа. Но что еще важнее, она потребует проявления недюжинных творческих способностей: придется представить, каково это — жить и работать на поверхности другого мира. Если вы думаете, что готовы принять участие в этом конкурсе, неплохо предсказывали развитие технологий будущего.
Харгитаи говорит, что есть хороший шанс, что идеи и элементы дизайна из конкурсных заявок будут включены в конечный продукт, который окажется в руках (и на шлемах) астронавтов, летящих на Марс. Например, нужны хорошо продуманные символы для таких вещей, как жилье в глубоком космосе, где будут расквартированы астронавты. «Мы надеемся, что выбранные нами дизайны карт будут иметь отклик в конечных продуктах, которые будут сделаны спустя 20 лет». Кроме того, очень скоро карты будут испытаны в моделируемых марсианских средах на Земле, вроде станции в пустыне в штате Юта.
В дополнение к возможности поучаствовать в планировании первой человеческой миссии на другую планету, конкурс предлагает призы для победителей трех категорий: ученики средней и высшей школы, студенты и молодые специалисты в возрасте 18-35 лет и «гражданские ученые» любого возраста.