На пути амбициозных планов Элона Маска по колонизации Марса множество препятствий. На прошлой неделе глава SpaceX всерьез заявил о таких вещах, что многие здесь, у нас, в комментариях усомнились в здравом рассудке Маска, а может и в природе самой реальности. Но реальность такова: SpaceX вознамерилась за ближайшие 40-70 лет перевезти на Марс по меньшей мере миллион человек. Что ж… допустим.
Допустим, мы доставили сотню людей на Красную планету. Допустим, SpaceX разработала гигантский корабль, достаточно мощный, чтобы вместить сто человек и позволить им пережить многомесячную поездку в безвоздушном пространстве. Допустим, потенциальных колонистов защитили от опасного космического излучения, накормили, напоили, развеселили — и они стали первыми межпланетными гражданами нашего вида.
Но ведь настоящие трудности начнутся только тогда. Людям придется жить на Марс, даже не жить — выживать, а Красная планета вовсе не приспособлена для этого. Еще сотню лет назад людей всерьез напугали сообщения о том, что на Марсе, оказывается, расположилась раса сверхразвитых существ, которые давно планировали атаковать Землю. Они привезли треногие машины и разбомбили полпланеты, пока мы не нашли на них управы.
Самое смешное, что даже если никакой враждебной расы на Марсе не окажется, один вдох марсианской атмосферы — и смерть. Разгерметизация — смерть. Серьезная авария — смерть. Смерть, смерть, смерть, которую приветствуют идущие на Марс. Первые колонисты должны будут готовы умереть, и никто их там хоронить не будет в целях экономии ресурсов.
И также они должны быть готовы к саботажу. Сто человек, посвятившие свою жизнь другой планете, могут быть настроены серьезно, но так же серьезно будут воевать за свои права. Связь с реальным миром для них будет очень зыбкой и уж точно не мгновенной. У SpaceX не будет никаких рычагов давления на своих же клиентов. Вдали от любопытных глаз земных правительств жители (граждане) Марса могут отказаться от своих земных блюстителей, уйти под землю, создать профсоюзы, начать мутировать, в конце концов. Между враждующими группировками на недавно освоенной планете может встать представитель Земли — в качестве посредника — но кому будет до него какое дело? Скорее всего, колонисты будут держаться подальше от «голубых человечков» с Земли.
Конечно, описанных выше проблем недостаточно, чтобы оценить весь потенциал угроз, но просто представьте, что будет, если добавить их к длинному перечню, к которому будут готовиться инженеры SpaceX. Здесь, на Земле, мы прекрасно знаем цену человеческой ошибки — и еще лучше знаем цену человеческого намерения. Особенно злобного.
Скажите, а это законно?
Вопросов к Маску у людей накопилось так много, что если бы за каждый ему давали по доллару, он бы стал миллиардером еще раз. Как это все будет работать? Насколько это вообще законно? Этот вопрос, возможно, не стоит задавать в первую очередь, но и до него мы дошли, в конце-то концов.
Джоанна Габринович, директор Международного института космического права, утверждает, что никакой правовой основы, которая могла бы объяснить большинство из того, что Маск изложил в своих планах, просто нет. Это если коротко. Пока что у миллиардера нет даже разрешения на отправку одного-единственного роботизированного зонда на Марс, не говоря уж о тысячах граждан Земли.
В США, например, за вывод молекул на орбиту отвечает Федеральное управление гражданской авиации (FAA). Оно утверждает все, что будет отправлено на орбиту и что вернется назад. Но как только вы оказываетесь на орбите или на другом небесном теле, правила становятся немного расплывчатыми. «На данный момент нет никакого правового режима для орбитальной деятельности», говорит Габринович.
Чтобы американская компания могла что-то сделать, она должна получить разрешение от соответствующего федерального органа, FAA или Государственного департамента США. В прошлом месяце, например, участник Lunar X-Prize — Moon Express — получил «благоприятное определение ценного груза» от FAA в ответ на просьбу отправить роботизированный модуль на Луну. Федералы решили, что этот ценный груз не навредит людям и не поставит под угрозу национальную безопасность США, поэтому Moon Express может смело лететь. Впервые частная американская корпорация получила разрешение высадиться на небесное тело.
И это одобрение было встречено с откровенными возгласами счастья от коммерческого космического сообщества, которое приняло его как знак того, что федералы благоприятствуют космическим мероприятиям. Но FAA также ясно дала понять, что не собирается делать так всегда.
«Другим компаниям, или даже Moon Express, придется проходить подобный досмотр ценного груза всякий раз, когда они захотят его куда-то отправить. Все будет рассматриваться индивидуально».
Более того, получить разрешение на ценный груз — это не то же самое, что получить лицензию на деятельность после приземления. Если вы захотите поездить по поверхности, поискать драгоценные металлы, отправить сообщение на Землю или построить город, потребуются и другие лицензии.
Все, что у нас есть на данный момент, это Договор по космосу от 1967 года, согласно которому страна отвечает за любую активность своих компаний на других небесных телах. И если SpaceX соберется строить колонию на Марсе, США придется тщательно контролировать и регулировать этот процесс, хотят они того или нет. Особенно это будет странно на фоне запрета использования ядерного оружия в космосе, к которому все относят очень трепетно, и запрета на загрязнение небесных тел.
Не стоит также забывать, что Договор по космосу также запрещает любому лицу присваивать территории в космосе. То есть, согласно действующему законодательству, марсианские колонисты будут просто скваттерами (самозахват) или пиратами. Впрочем, будет ли это их волновать, это другой вопрос. И должно ли?
«Правовых ответов на эти вопросы для людей просто нет, — говорит Габринович. — Я бы хотела знать их статус: кто они — работники, туристы или экипаж? Какого рода контракт будет заключен между этими людьми и компаниями? Будет ли какой-либо круговорот средств? Придется решить огромные вопросы».
Разного рода законопроекты, которые начали приниматься совсем недавно, могли бы начать заполнять пробелы в нормативной базе, касающейся роботизированной коммерческой деятельности в космосе. Но план Маска послать тысячи колонистов на Марс уже в ближайшем десятилетии потребует существенно форсировать этот процесс. Но кто будет торопиться в таких вопросах? Кому это нужно?
До тех пор космос останется диким западом, который будет ждать своих первопроходцев.
Не все деньги посчитаны
При этом вопрос стоимости общего мероприятия вызывает не меньше сомнений, чем все остальные грани будущего. Как оказалось, Марс — это такая золотая курица, которая пока кушает золото, а несет обычные яйца. Вооружившись традиционными методами и получив все права, теоретически можно было бы продавать билеты на Марс по 10 миллиардов долларов. Но кто их купит?
Чтобы избежать этого нелепого сценария, Маск хочет разработать новую многоразовую систему транспорта, который сможет перевозить по сто человек за раз. Это позволит существенно скостить стоимость — в идеале до 200 000 долларов за билет, то есть до стоимости среднего дома в США. Снижению затрат будет способствовать заправка судна на орбите Земли перед его отправлением к новому дому.
Но чего мы не заметили в презентации Марса, так это того, кто будет финансировать воплощение всей этой затеи. Сам Маск объяснил, что хотел бы увидеть некую смесь публики и частных инвесторов, которые вместе вложатся в проект. Но этот проект будет высоко рисковым. Аттракционы вроде ресторана на борту сделают путешествие «веселеньким», но риск умереть будет, и немалый. Как мы уже сказали, первые колонисты должны будут готовы умереть в любую минуту. Заплатить 200 000 долларов и умереть в надежде стать первыми строителями Марса.
Удивительным обаянием должен обладать человек, практически гарантирующий смерть за 200 000 долларов и надеющийся собрать сотни, тысячи, а то и миллионы желающих пойти на это.
Расчет экономической жизнеспособности планов по колонизации Марса не будет легким, но один человек уже попытался это проделать. Сидней Ду, ученый Массачусетского технологического института, недавно обозревал другую подобную схему — Mars One — которая тоже планирует основать марсианскую колонию к 2024 году. Ду провел расчеты и выяснил, что план Mars One «принципиально невозможен», в большей степени из-за увеличения расходов на поддержание человеческого присутствия на Красной планете.
«Это дорого с точки зрения необходимости снабжения людей запчастями, поддержания систем жизнеобеспечения», говорит он.
Что он думает о проекте Маска? Проект определенно дальновидный, но одновременно доставить 100 человек на Марс — это серьезный технологический барьер. Максимум, который мы могли представить до недавних пор, это восемь человек. Плюс космический аппарат будет очень тяжелым. Практически такой же по массе, как и Международная космическая станция.
Однако основная претензия Ду к Маску — что он обсудил относительную стоимость доставки людей на Марс, а не поддержание их присутствия там. Во сколько людям обойдется ночь на Марсе? Не дороже ли, чем ночь в пути? Отвечая на вопросы людей, Маск сказал, что его компания была сосредоточена по большей части на перевозке. Другими словами, SpaceX — это авиакомпания. Они не собираются строить гостиницы.