Известно, что основной доминантой в области информационных технологий и распространению информации является США. Такая однополярная конфигурация сменяется, однако, новой многополярной альтернативой от стран БРИКС. Россия, Китай и другие быстроразвивающиеся страны имеют серьезную долю в общем «интернет пироге» и предлагают сегодня свои проекты для дальнейшего развития всемирной сети.
Желание создавать свой интернет у стран возникает по объективным и субъективным причинам. Объективной стороной является то, что развитие информационных технологий и скорость распространения информации (а также ее качество) должны поспевать вслед за развитием экономического, культурного и технологического уклада. В частности страны БРИКС и др. имеют высокую скорость этого развития и быстро набирают удельный вес в мировой экономической и политической системе. Соответственно, желание иметь качественное информационное обеспечение становится понятным даже с рациональной стороны вопроса.
Однако существует также другой, можно сказать более субъективный аспект желания быстроразвивающихся стран (в том числе стран БРИКС) усилить свое участие в формировании информационно-технологической картины мира – это политико-идеологический и стратегический факторы. США сегодня имеют практически полную свободу действий, максимальный арсенал инструментов для продвижения своих интересов и осуществления экономического и политического давления на другие страны посредством обширной медиа индустрии.
Таким образом, страны восстанавливая сегодня свой суверенитет и формируя все большую независимость от американской гегемонии, предлагают также и свои альтернативные проекты для той или иной отрасли глобального развития.
Страны БРИКС максимально включены сегодня в процесс формирования многополярного мироустройства (т.е. мира не с одним, а несколькими центрами сил). БРИКС является главным двигателем этого процесса.
Россия, в свою очередь, возможно, находится в авангарде формирования многополярного мирового информационного пространства. Известно, к примеру, что уровень проникновения интернета в России является рекордным среди стран СНГ и БРИКС. Да, впереди по общемировому рейтингу еще ряд западных стран. Однако стоит также отметить, что аудитория интернета в России составляет 72,3 %, что составляет половины от общего числа всех граждан Российской Федерации. Согласно исследованиям, проведенным компанией «Яндекс» 62 % россиян старше 18 лет, хотя раз в месяц выходят в сеть. 60 млн человек пользуются интернетом каждый день. При этом доля пользователей с каждым годом растет, а зоной покрытия становятся все больше не только крупные и средние города, но и поселковые территории страны.
Все это означает, что Россия становится активным «коллективным пользователем» глобальной сети Интернет. Соответственно, ее роль в формировании многополярной конфигурации информационного пространства, с учетом участия в БРИКС, стремительно увеличивается.
На сегодняшний день в России существует ряд проектов, способных «разбавить» интернет пространство, т.е. рассредоточить основные центры и уйти от американского монополизма в этой сфере.
Создан и пройдет в этом году уже шестой по счету форум по управлению интернетом RIGF 2015. На повестке предстоящего форума обсуждение актуальных проблем современного устройства глобальной сети и подходы разных стран к управлению интернетом. На одной из секций форума представители стран БРИКС расскажут о том, как самые быстроразвивающиеся экономики мира представляют себе будущее интернета.
Специалисты форума отмечают, что странами БРИКС должны быть решены проблемы достижения единого понимания управлением интернетом, обеспечения своего адекватного представительства в системе управления интернетом и пропорционального участия в глобальной дискуссии по ключевым вопросам и процессам, ограничения правовых и технических возможностей для глобального электронного шпионажа и незаконного доступа к персональным данным пользователей. Должна быть также решена проблема распространения доступа в интернет и преодоления цифрового неравенства.
Предельно точно главные проблемы современного мирового информационного устройства выразил исполнительный директор индийской неправительственной организации ITforChange Парминдерджит Сингх. Он выделяет две главные проблемы управления интернетом.
Первая — это стремление интернета к излишней централизации: «Как мы можем видеть сейчас, основная экономическая мощь и денежный поток, связанный с интернетом, сосредоточен в США и еще нескольких богатых странах, которые, соответственно, получают преимущество в вопросах разработки политик управления сетью. Это серьезный вопрос, который требует соответствующего подхода и самого тщательного исследования».
Вторая — неравноправное участие различных стран в вопросах управления сетью: «В настоящее время не существует какой-то одно доверительной площадки, на которой все страны были бы представлены в равной степени. Это требует от нас разработки глобального механизма управления интернетом, причем не только инфраструктурной и технической части, но и создания соответствующих правовых механизмов. Это помогло бы снизить роль монополий и увеличить степень децентрализации сети для того, чтобы стимулировать экономику как стран БРИКС, так и многих других».
Таким образом, несмотря на существенные различия в экономическом, социальном и культурологическом аспектах, что влечет за собой ряд определенных сложностей с учреждением единых институтов управления интернетом, между странами БРИКС все же существует единое понимание проблем в этой области пути их решения.