Через несколько миллиардов лет вода в океанах испарится, атмосфера выгорит, и наше Солнце превратится в красного гиганта. Это будет настоящий конец для всего живого на Земле, но на внешних границах Солнечной системы самое интересное только начнется. Европа и Энцелад превратятся в спутники с жидкими океанами, предлагая убежище любым постгуманоидным формам жизни, которые смогут сбежать из покрытой лавой родной планеты.
Это по крайней мере один из возможных сценариев для нашего вида и его жизни в Солнечной системе, если верить новым компьютерным моделям, разработанным астрономами Рамзесом Рамиресом и Лизой Кальтенэггер, детали о которых были недавно опубликованы в журнале Astrophysical Journal. Ключевое заключение этого исследования, гласящее о том, что обе эти ледяные луны смогут стать обитаемыми, как только Солнце состарится и увеличится в размерах, может стать одним из объяснений того, где же еще в галактике мы могли бы обнаружить жизнь.
«Нам известно, что в будущем наше Солнце станет слишком горячим и ярким для жизни на Земле. В научной фантастике часто рассматривается вариант, когда люди переезжают на Марс и другие планеты. Теперь мы знаем, куда можно отправиться», — говорит Кальтенэггер.
Данное исследование не только рассматривает возможность миграции человечества на более удаленные орбиты со старением Солнца, но также и намекает на то, что любая возможная жизнь, заточенная в ледяном плену спутников, может, наконец, через пять миллиардов лет показаться всем на глаза.
До сегодняшнего дня астрономы, заинтересованные в открытии обитаемых миров за пределами Солнечной системы, внимательно следили только за теми планетами и звездами, которые были больше всего похожи на Землю и Солнце. Другими словами, речь идет о маленьких, скалистых мирах, находящихся в так называемых обитаемых зонах тех звезд, ядро которых сжигает водород. Как только у звезд заканчивается водородное топливо, они не погибают, а скорее переходят в другое состояние, меняя по сути только свой тип. Наше Солнце, например, со временем, а точнее примерно через пять миллиардов лет, перейдет в фазу красного гиганта, превратив вместе с этим все, начиная от Меркурия и до Марса, в пепел.
Если смотреть на это с позиции Земли, то все это, конечно, очень печально — вряд ли кого-то обрадуют новости об апокалипсисе. Однако, несмотря на то что внутренняя область Солнечной системы превратится в выгоревшие угли, более удаленные районы, находящиеся вблизи внешней границы, станут больше подходить для обитания. Тот же вариант эволюции обитаемой зоны может касаться всей нашей галактики, если учесть, что все звезды, находящиеся в ее центре, со временем тоже вступят в фазу красных гигантов.
Границы обитаемой зоны сейчас и в будущем (отмечены зеленым) согласно новым моделям Рамиреса и Кальтенэггер
Все это наводит на вопрос: могут ли красные гиганты и их развитые обитаемые зоны поддерживать наличие жизни?
Чтобы это выяснить, Рамирес и Кальтенэггер создали модели разных обитаемых зон, которые были бы свойственны звездам разных размеров, и их перехода в фазу красных гигантов. Логично предположить, что с увеличением размеров звезды увеличиваются, а точнее передвигаются и границы обитаемой зоны. Однако ключевой вопрос здесь заключается в том, насколько долго будет сохраняться обитаемая зона при фазе красного гиганта. И ответ на этот вопрос уже найден. Оказывается, что все будет зависеть от массы начальной последовательности этой звезды.
Согласно новому исследованию, обитаемая зона красного гиганта внутри нашей Солнечной системы будет существовать около 500 миллионов лет. Однако первоначальные звезды с меньшей массой могут сохранять условия обитаемой зоны фазы красных гигантов до 9 миллиардов лет. А это уже даже больше, чем история всей нашей Солнечной системы.
«Это фактически рушит идею того, что обитаемыми могут считаться только системы с такими же звездами, как наше Солнце, и такого же с ним возраста», — говорит Кальтенэггер.
«Мы по сути предоставляем наблюдателям навигационную карту обитаемой зоны для любых типов звезд», — соглашается Рамирес и добавляет: «Это фактически инструмент для поиска всех потенциально обитаемых планет».
В последнее время ледяные спутники Европа и Энцелад все чаще рассматриваются учеными как наиболее вероятные бастионы для внеземной жизни. Обе луны обладают горячим и твердым ядром. А в случае с Энцеладом ученые вообще имеют вполне убедительные доказательства того, что под его поверхностью находится целый мировой океан. Самое интересное в новом исследовании заключено в подтексте, согласно которому такие замороженные миры, как Энцелад, могут в далеком будущем стать настоящим водным раем. К тому времени любые формы жизни, заключенные глубоко в океанских глубинах, ближе к теплым источникам, могут выйти на поверхность и создать землеподобную биосферу, которая станет вполне заметной для инопланетных астрономов.
Как бы там ни было, но узнать мы это в отношении Солнечной системы сможем лично еще не скоро. Однако планеты и их спутники, обращающиеся вокруг красных гигантов в настоящий момент, могут дать нам некоторые подсказки. Астрономам к настоящему моменту известны 23 красных гиганта, расположенных в радиусе 100 световых лет от Земли, а также о сотне других звезд, которые приближаются к фазе красных гигантов.
«Будет удивительным обнаружить признаки жизни в мире, который всегда был известен нам как ледяная пустыня, но сейчас находится внутри эволюционировавшей обитаемой зоны», — говорит Кальтенэггер.
«Это, вне всяких сомнений, помогло бы найти ответ на вопрос о том, возможно ли существование жизни в подповерхностном океане. Неважно, что мы найдем на Европе или Энцеладе, эта находка станет очень интересной и важной частью общей загадки».
Конечно же, к тому времени, как внешние границы Солнечной системы станут пригодны для обитания, наши потомки, возможно, уже будут жить и существовать в виде сущностей внутри какого-нибудь облачного сервера внутри сферы Дайсона, разросшейся на полгалактики. Кто знает, возможно, на Земле к тому моменту и останутся несколько жителей, ожидающих наиболее подходящего момента для спуска своих роскошных яхт в воды Европы.
Ясно одно, что у жизни наверняка останется множество вариантов дальнейшего развития и существования даже после нашего исчезновения.