В далеком 1967 году, практически в центре самого южного континента на нашей планете, была основана российская научно-исследовательская станция «Восток». Расположенная в самом холодном месте на Земле – именно здесь была зарегистрирована самая низкая температура в истории наземных наблюдений – минус 89,2 градуса по Цельсию – «Восток» постепенно приходила в упадок. Сегодня износ оборудования и инфраструктуры станции оценивается специалистами в 90%, к тому же, здание все глубже погружается под снег. Так как закрытие «Востока» может положить конец важнейшим научным исследованиям, в 2019 году правительство подписало постановление о строительстве нового исследовательского комплекса в Антарктиде. Сборка нового модуля исследовательской станции происходила в Гатчине, недалеко от Санкт-Петербурга, а 1 декабря 2020 года единственный в мире атомный ледокол «Севморпуть» должен был доставить новые модули к побережью Антарктиды. Однако из-за внезапной поломки, ледокол застрял в испанских водах.
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Научно-исследовательская станция «Восток»
Научно-исследовательская станция «Восток», расположенная в самом сердце континентальной части Антарктиды, состоит из нескольких модулей. Как и сооружения американской станции «Амундсен-Скотт», расположенной неподалеку, основная часть модулей «Востока» практически полностью погрузилась под снег, а ее оборудование и инфраструктура давно пришли в негодность.
Основная цель исследователей, работающих в таких экстремальных условиях, заключается в сборе данных о древнем климате на Земле – судить о нем можно по характеристикам люда. Кроме того, на станции ведется работа по изучению реликтового подледникового озера, которое так и называется – «Восток».
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Но как заниматься научными исследованиями, когда большая часть станции находится под снегом, а старые строения и вовсе не пригодны для проживания? К тому же на станции нет ни водопровода, ни канализации – воду приходится добывать из кубиков снега, которые исследователи растапливают в специальных емкостях.
Это интересно: Самое радиоактивное место на планете
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Новая станция, строительство которой было одобрено в 2019 году, должна в корне изменить ситуацию и положительно сказаться на научно-исследовательском процессе. Но возведение новой станции – задача не из легких: во-первых на континент как-то нужно доставить строительные материалы, точнее новый зимовочный комплекс, рассчитанный на проживание 35 полярников. Как пишет N+1, жилая площадь новой станции составит около 1,5 тысячи квадратных метров, летом там смогут жить 35 человек, а 15 из них смогут остаться на зимовку.
После того, как сотрудники Гатчинского Опытного завода строительных конструкций закончили сборку нового комплекса НИС «Восток», модули станции были погружены на борт единственного в мире атомного ледокола под названием «Севморпуть». Длина этого уникального грузового судна составляет 260 метров, а ширина – 32 метра. Корабль отправился в путь в октябре 2020 года, но до Антарктиды ледокол дойти так и не смог.
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Еще больше новостей из мира популярной науки и высоких технологий читайте на нашем канале в Google News.
Ледокол «Севморпуть» – что нужно знать?
Российский лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» — единственное в мире гражданское транспортное судно с ядерным реактором на борту, которое было построено на Керченском судостроительном заводе им.Б.Е.Бутомы в период с 1982 по 1988 годы. С момента ввода в эксплуатацию атомный контейнеровоз преодолел 302000 миль, перевез более 1,5 миллионов тонн грузов, осуществив за это время лишь одну перезарядку ядерного реактора.
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Как указано на официальном сайте Росатом Флот, «судно способно самостоятельно идти в сплошных ровных ледяных полях толщиной до 1 метра со скоростью около двух узлов. Корпус судна разделен 11 поперечными водонепроницаемыми переборками на 12 отсеков, в числе которых 6 грузовых трюмов».
Повышенное внимание мировой общественности к российскому контейнеровозу понятно – на борту "Севморпуть" содержится 150 килограммов обогащенного уранового топлива.
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Несмотря на то, что возраст ледокола превышает три десятка лет, в начале этого десятилетия было решено, что он продолжит свою работу. Однако уже 18 октября, проходя мимо Африки, «Севморпуть» потерял одну из четырех лопастей ходового винта и был вынужден остановиться в заливе Луанды. Поломка оказалась настолько серьезной, что запланированное путешествие в Антарктиду пришлось отменить, а судно развернуть обратно – в Санкт-Петербург.
Между тем, к поломке атомного ледокола привлечено внимание всего мира. Еще бы – только представьте, чем может обернуться более серьезная поломка. Пресс-секретарь Росатома заверил журналистов испанской El Pais (в чьих водах довелось застрять российскому кораблю) в том, что «корабль судоходный, а атомный энергоблок работает в штатном режиме».
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Читайте также: Мифы о радиации. Что правда, а что нет
Со своей стороны, Совет ядерной безопасности Испании (СНБ) провел консультации по поводу судна с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ). К счастью, новости на сегодняшний день хорошие – никаких сообщений об инцидентах, связанных с ядерным реактором, приводящим в движение «Севморпуть» зарегистрировано не было. Отмечу, что по пути в Санкт-Петербург судну предстоит преодолеть Бискайский залив, пролив Кале, Северное море и в общей сложности воды 14 европейских стран.