Годами NASA обещает отправить людей на Марс на своей новой огромной ракете Space Launch System (SLS) и новом космическом аппарате «Орион». Однако примерно столько же времени от агентства не могли добиться прояснения деталей о том, как именно оно планирует использовать ракетно-космическое оборудование стоимостью 40 миллиардов долларов и совершить то, что пока никто никогда не совершал. Не прояснилась ситуация даже после публикации 36-страничного доклада NASA по освоению Марса в октябре 2015 года. И вот настал наконец тот день, когда в этом проекте начали появляться конкретные цифры и даты.
Началось все с 21 марта, когда американский президент Дональд Трамп подписал новый указ, согласно которому NASA должно доставить людей на Марс к 2033 году. Неделей позже космическое агентство опубликовало наиболее детализированный доклад по вопросам отправки человека на Марс.
Следует отметить, что доклад явно не рассчитан на людей, страдающих клаустрофобией, а также слабонервных. Астронавтам, которые согласятся отправится к Красной планете, придется провести на борту запертой «консервной банки» 3 долгих года, не имея при этом каких-либо шансов на экстренное прекращение миссии, как только аппарат пересечет орбиту Луны. Более того, план подразумевает только орбитальный облет Марса. Посадки на поверхность нашего соседа не планируется.
По крайней мере это становится понятно из документа, представленного Уильямом Герстенмайером, замглавы NASA по вопросам пилотируемых космических операций. С докладом Герстенмайер выступил на заседании консультативного совета аэрокосмического агентства 28 марта.
«NASA продолжает совершать активные шаги в освоении дальнего космоса. У Луны планируется начать строительство и испытание систем, необходимых для будущих и еще более амбициозных миссий в дальний космос, включая пилотируемый полет на Марс», — отмечает американское космическое агентство в своем пресс-релизе.
Художественное представление лунной орбитальной станции NASA Deep Space Gateway (слева)
Издание Ars Technica ознакомилось с этим документом и решило привести краткие выдержки из него. Итак, программа Герстенмайера по вопросу пилотируемого полета на Марс состоит из пяти этапов:
Фаза 0
Включает использование Международной космической станции «в качестве испытательной платформы для проверки и демонстрации ключевых технологий исследовательских операций, а также привлечения интереса ее коммерческого использования» со стороны таких компаний, как SpaceX, Boeing, Orbital ATK и другими. В настоящий момент программа находится именно в этой фазе.
Фаза 1
Проведение шести космических запусков в период с 2018 по 2025 год. Во-первых, NASA необходимо провести инаугурационный запуск SLS (ракеты-носителя высотой 98 метров, которая станет современной заменой тяжелой ракеты «Сатурн-5», использовавшейся в космических миссиях «Аполлон» по доставке астронавтов на Луну). Учитывая, что при первом запуске SLS планируется также проведение первых полевых испытаний космического корабля «Орион», агентство планирует провести после этого пять дополнительных запусков SLS.
Один из пяти этих запусков положит начало для космической миссии Europa Clipper – отправка космического зонда к Юпитеру. Аппарат займется изучением газового гиганта и его ледяного спутника со скрытым подо льдами океаном, где предполагается наличие внеземной жизни.
В рамках четырех остальных запусков будет осуществляться доставка на орбиту Луны частей новой космической станции Deep Space Gateway (DSG). Помощь в установке и обслуживании станции будет осуществляться экипажами астронавтов из четырех человек.
«Для станции DSG рассматривается возможность ее перевода как в полностью автономный, роботизированный режим работы, так и пилотируемый. В последнем случае станция может применяться при пилотируемых миссиях к поверхности Луны, а также в рамках орбитальной поддержки для иных миссий внутри Солнечной системы», — делится Герстенмайер в пресс-релизе.
Фаза 2
Художественное представление транспортного космического аппарата NASA Deep Space Transport (справа)
Фаза 2 будет завершаться строительством лунной орбитальной космической станции и запуском транспортного космического аппарата Deep Space Transport (DST) к 2027 году. Затем, в 2028-2029 годах четыре астронавта-счастливчика приступят к выполнению миссии по долгому (вплоть до 400 дней) пребыванию на станции, находясь в 41-тонном жилом орбитальном лунном модуле. Цель их миссии будет заключаться в проверке работоспособности всех систем DST.
Фаза 3
Фаза 3 начнется где-то к 2030 году, при учете, что у экипажа лунной станции, а также транспортного корабля DST не возникнет никаких проблем, требующих изменений в поставленном плане. После этого будет произведено еще два запуска ракеты-носителя SLS. В рамках первого запуска на лунную станцию будут доставлены новая провизия и топливо. В рамках второй – четыре астронавта. Первый марсианский экипаж.
В рамках их двух-трехлетнего полета к Красной планете, «вероятнее всего, будет производиться гравитационный маневр с помощью Венеры, после которого последует кратковременное нахождение на орбите Марса». При этом «после выхода из окололунного пространства у экипажа не будет надежды на аварийное прекращение миссии и экстренное возвращение домой», добавляет издание Ars Technica.
Фаза 4
Реализация «Фазы 4» запланирована после 2033 года и на данный момент объясняется весьма расплывчато. В ней разве что можно выделить «разработку и подготовку роботизированных миссии» по доставке инфраструктуры, оборудования и провизии на поверхность Красной планеты, ну и собственно «первые пилотируемые посадки на Марс».
Чьи сапоги первыми ступят на поверхность Марса?
Все это, несомненно, звучит очень интересно. Звучит так хорошо, что даже слишком. Особенно на фоне серьезно сократившегося бюджета, выделяемого для аэрокосмического агентства американским Конгрессом. Стоит напомнить, что общая стоимость всех миссий «Аполлон» обошлась стране в более чем 4 процента от общего бюджета США. Сегодня это составляло бы около половины процента. Но это Луна. А мы говорим о Марсе. Причем не только отдельно о Марсе, но еще и о строительстве лунной орбитальной станции, от которой будет происходить отправка в сторону Красной планеты.
Даже если NASA действительно удастся реализовать этот проект, то агентство может столкнуться с конкуренцией со стороны частных компаний, которые оно, кстати, записывает в партнеры. Кто знает, возможно, частный аэрокосмический сектор США даже сможет обогнать NASA по части полетов на Марс. И к этому уже есть некоторые предпосылки.
Илон Маск, основатель аэрокосмической компании SpaceX, недавно поведал о планах по отправке людей на Марс к 2022 году. Компания Boeing, являющаяся прямым конкурентом SpaceX, тоже нацелена на Красную планету. Маск, в свою очередь, заявил, что совсем не переживает по этому поводу, потому что его цель состоит «всего лишь» в колонизации Марса и защите человечества от возможного вымирания на Земле в результате самоуничтожения или какого-нибудь упавшего гигантского астероида.
«Желание освоить Марс выразили сразу несколько сторон. Это хорошо. Это очень хорошо. В таком деле будет полезно наличие запасного или альтернативного плана», — заявил Маск в августе 2016 года.