Подтверждено официально: намеки, указывающие на возможную экзотическую новую частицу на Большом адронном коллайдере в Швейцарии, испарились. Об этом заявили вчера на конференции физиков в Чикаго. Все началось в декабре прошлого года, когда физики двух коллабораций БАК объявили, что нашли загадочные следы экзотической частицы, не предсказанной Стандартной моделью физики элементарных частиц — возможно, более тяжелого братца бозона Хиггса или неуловимого гравитона, квантового переносчика гравитации. Ни одна из групп не смогла привести достаточно веские доказательства открытия, но обе сообщили об обнаружении сигнала на одном и том же участке в данных. В попытке объяснить возможную частицу, работы ученых полились рекой.
С самого начала все предупреждали, что такого рода сигналы обычно уходят по мере добавления в смесь новых данных. И так же, с самого начала заявлений физики анализировали новые данные как безумные. Несколько недель назад заговорили и о том, что сигнал угасает. Но большинство сидело и ожидало официальных результатов, которые озвучили на ICHEP 2016, которая началась вчера в Чикаго.
Даже нулевые результаты трудно долго сохранять в тайне. Документ коллаборации CMS был случайно размещен в сборнике материалов конференции, и новость распространилась среди физиков как лесной пожар. Официальное заявление будет неизбежно опубликовано в самом скором времени.
Слухи оправдались: сигнал исчез. Взгляните на графу эксперимента CMS. Синие загогулины представляют собой оригинальные данные 2015 года с дразнящими намеками. Красные представляют новые данные, а черные — все вместе в сочетании.
Очень скоро появится график данных и от коллаборации ATLAS.
«Потеря бифотонного резонанса в 750 ГэВ — большой удар для сообщества физиков частиц, — говорит Адам Фальковский, физик частиц. — В настоящее время мы проходим через пять стадий горя, каждый переживает по-своему».
Бывает. Многие разочарованы, но совсем не удивлены. С небольшими объемами данных случаются забавные вещи.
Как говорят физики, всегда есть определенный сегмент в сообществе теоретиков, которые любят сидеть и рассказывать грустные истории о падении империй, когда мы ничего не находим. Это всегда конец физики, это всегда катастрофа. Но никто не ошибся. Анализы прекрасны, статистика не оставляет сомнений. Но жизнь продолжается. В этой области все ошибаются.
На этих выходных физики частиц не откроют шампанского. Но БАК обещает еще много результатов к концу года.