Вообще, в среде «трушных» аудиофилов бытует поверье о том, что музыки не должны касаться мерзкие обработчики типа эквалайзеров и темброблоков, а слушать надо «натуральный» звук (впрочем, единого мнения о том, какое звучание считать самым натуральным, аудиофильское сообщество так и не представило). В общем, настоящий поклонник высокого звука, усилитель, о котором я сегодня поведаю, предаст анафеме, причём дважды, и, как обычно, зря. Так как Beresford Capella получился очень интересным недорогим устройством.
Компания Beresford обязана своим названием британскому аудиоинженеру Стенли Бересфорду, который разработал и воплотил «в железе» весь модельный ряд этого бренда. Так как продукция у него штучная, то и подход очень интересный и не мейнстримовый, например, в ЦАП Caiman, продаётся Capella всего за 160 фунтов, или чуть меньше 200 долларов, плюс доставка.
Технические характеристики
- Выходная мощность: до 4 Вт
- Выходной импеданс: <0,5Ω
- Рекомендуемый импеданс нагрузки: 25Ω — 300Ω
- Линейный выход: 2Vrms
- Импеданс линейного выхода: >1000Ω
- Напряжение питания: 12V – 15V, постоянное
- Размеры: 185 мм × 55 мм × 175 мм
- Вес брутто: 1,6 кг
Упаковка и комплект поставки
Коробка у «Капеллы» самая простая, обычный бежевый картон с фирменным логотипом сверху. Внутри, надёжно зафиксированный, лежит сам усилитель, блок питания к нему, набор инструкций и кабель для «сквозного» подключения питания. Сзади усилителя расположено специальное гнездо, с помощью которого вы можете запитать ЦАП Beresford тем же блоком питания, который использует усилитель. Это удобно, если вы используете два устройства в связке.
Питается устройство от источника постоянного напряжения от 12 до 15 вольт. Можно использовать комплектный БП или аккумуляторную батарею, я встречал отзывы о том, что батарейное питание идёт усилителю на пользу. Так как усилитель потребляет весьма мало мощности, при желании его можно запитать даже от солнечной панели (хотя в этом случае звук может получиться слишком ярким).
Дизайн и управление
Несмотря на бюджетную цену, сделан усилитель добротно. Компактный и весьма лёгкий алюминиевый корпус снабжён качественными резиновыми ножками, благодаря чему хорошо держится на столе, не грозя улететь от неаккуратного движения. Качество сборки на очень неплохом уровне, используются хорошие коннекторы, потенциометры, и все прочие элементы добротные. Единственный небольшой минус — усилитель и ЦАП от Beresford не совпадают размерами, поэтому «стопка», составленная из них, способна немного попортить нервы перфекционисту.
Большая часть гнёзд размещена на задней панели, тут находятся вход и выход питания, RCA линейных входа и выхода, а также клемма заземления. Наличие линейного выхода позволяет использовать устройство в роли предусилителя.
На передней панели разместили основные элементы управления. Слева находятся тумблер питания и светодиод-индикатор. В нижней части панели размещены ручки настройки звука, к ним я вернусь немного позже. В центре — 6,3 мм гнездо для наушников, справа — ручка регулировки громкости. Регулировка плавная, шума при вращении регулятора нет, разбаланс каналов практически отсутствует. Справа внизу находится ещё один линейный вход, выполненный в виде 3,5 мм разъёма, он предназначен для быстрого подключения смартфонов, плееров и прочих портативных источников звука.
Теперь давайте рассмотрим регуляторы настройки звука.
Gain. Как несложно догадаться, эта ручка позволяет плавно менять коэффициент усиления, подстраивая его под ваши наушники. С помощью этой «крутилки» можно легко подобрать комфортный уровень громкости для наушников любой чувствительности.
Damping. Четырёхпозиционный переключатель, позволяющий менять демпинг-фактор усилителя. Влияние этой настройки зависит от наушников, на некоторых оно почти незаметно, у других — ощутимо меняет плотность НЧ. В общем, можно экспериментально подобрать подходящее для себя значение.
HF. Регулировка высоких частот, полезная в некоторых случаях, можно добавить яркости или убрать. Работает регулятор в достаточно высоколежащей зоне АЧХ и делает своё дело аккуратно, но надёжно.
Depth. Эта ручка отвечает за глубину воображаемой сцены, её воздействие также зависит от наушников и слушателя, но в целом её вращение вправо делает сцену чуть отдалённей и шире, а влево — уменьшает и приближает её. Вероятно, это некая реализация кросфида (а может и нет), но эффект она даёт забавный, и поиграть с ней можно. Хотя на некоторых наушниках влияние было на грани слышимого.
Balance. Тут всё и так понятно, регулировка баланса между каналами. Не знаю, зачем это может пригодиться, но в большинстве усилителей подобной возможности нет, а тут сделали, поэтому само наличие настройки меня радует.
Звук
Для прослушивания использовалось следующее оборудование.
- Fidelia в роли плеера
- Lotoo PAW Gold и theBit OPUS#2 в роли дополнительных источников
- Наушники: Meze 99 Classics, Audio Zenith PMx2, Noble Kaiser K10AU, Campfire Audio Jupiter, Kennerton Odin и другие.
- Записи высокого разрешения в Lossless-форматах (Dr. Chesky The Ultimate Headphone Demonstration Disc и другие)
Как обычно, эту часть можно разделить на две части: звук с учётом цены и без.
Для 200-долларового устройства усилитель не просто хорош, а, прямо скажу, близок к эталону: глубокий и упругий бас, музыкальная середина, аккуратные ВЧ. В целом — отличный компаньон для наушников среднеценового сегмента, особенно полноразмерных.
Если же без учёта цены, получается так.
Бас — весьма глубокий, но не запредельно, нижний бас, если позволяют наушники, отыгрывается неплохо, но ему немного не хватает скорости. Мидбас и выше — достаточно скоростные, текстуры хорошо проработаны, а разделение инструментов заслуживает похвалы. Но, естественно, до скоростных показателей дорогих топовых моделей усилитель не дотягивает, атаки чуть смягчаются.
Средние частоты — также подаются без резкости и с лёгкой маскировкой микродетальности. Это позволяет Capella играть мелодично и избегать холодной аналитичности. Ценителям резкой и абсолютно нейтральной подачи модель не подойдёт, но зато она толерантна к некачественным трекам. Эмоции передаются хорошо, без излишнего приукрашивания, которое любят в дешёвых моделях. Воображаемая сцена — чуть больше средней по ширине и где-то средняя по глубине, разделение планов умеренное. Впрочем, тут многое зависит от положения ручки depth. Размеры инструментов чуть меньше реальных, но их характер передаётся достоверно.
ВЧ-диапазон, как обычно, — то, что больше всего демонстрирует разницу уровней устройств. Тут ВЧ достаточно детальные, без резкости, но им традиционно для бюджетного устройства не хватает проработки атак. Из-за этого «верха» упрощаются, пропадает присущая дорогим «топам» лёгкость подачи. Впрочем, если принять во внимание цену, то критично относиться к ВЧ нет смысла, они достаточно разборчивы, не резкие и не окрашенные, а это уже достижение для бюджетных устройств.
Совместимость
Благодаря низкому выходному импедансу и плавной регулировке гейна, усилитель весьма и весьма универсален и нормально работает со всем диапазоном наушников, от внутриканальных до полноразмеров, естественно, за исключением тугих изодинамических моделей. Особенно он хорош с динамическими полноразмерными моделями со средней и низкой чувствительностью. Отдельно отмечу его сочетание с ZMF Ori (новое название Omni) и Audio Zenith PMx2 (хотя им, конечно, лучше что-то топовое).
Жанрово усилитель универсален и не имеет ярко выраженных предпочтений. Естественно, для сложных технически жанров желательно устройство более высокого уровня, но Capella справляется со сложными стилями очень хорошо для своей цены. К качеству записи усилитель толерантен, я бы оценил его на 6 баллов по 10-бальной шкале.
Несколько традиционных треков для примера
Tuomas Holopainen — Dreamtime. Классическая пьеса от «мегамозга» группы Nightwish неоднократно попадала в мои подборки. На этот раз я выбрал данную композицию, поскольку она является почти идеальным тестом для низких частот. Capella неплохо его проходит, показывая качественную проработку и неплохую глубину.
Kent Poon — Freddie. Лучше, чем хороший джаз, может быть только качественно записанный хороший джаз, а альбом, с которого взят этот трек, недаром называется «Audiophile Jazz Prologue III». К виртуозной игре тут добавляется и блистательная работа инженеров записи, что в сочетании с хорошим трактом даёт отличный эффект присутствия.
Die Krupps — Blackened. Я очень люблю эту работу немецких индустриальщиков, сделавших целый альбом каверов на Metallica. Давно уже знакомые и зачастую приевшиеся композиции приобрели новое, холодно-бездушное звучание, характерное для стиля. Capella хорошо справляется с передачей этой подачи, сохраняя её нюансы.
Выводы
Больше года этот усилитель регулярно выступает у меня в качестве «рабочей лошадки» и за это время зарекомендовал себя с лучшей стороны. Недорогое устройство с хорошей мощностью, живым звуком и гибкими настройками — именно то, что нужно многим меломанам, не обременённым излишними деньгами.