В жизни каждого уважающего себя портативного аудиофила наступает момент, когда он решает обзавестись приличными полноразмерными наушниками и стационарным источником. Чаще всего в роли последнего выступает ЦАП с усилителем, и именно о таком «комбайне» мы и поговорим сегодня, ведь Audinst выпустили вторую версию своего HUD-DX1.
Собственно, если вы уже читали мой обзор первой версии этого устройства, можете сразу перейти к разделу о звуке, там я вкратце опишу ту небольшую разницу, что имеется между этими устройствами. Если же вы его пропустили, то читайте сразу этот, всё равно первой версии уже нет в официальной продаже.
Корейская компания Audinst уже далеко не новички рынка персонального аудио, но, несмотря на это, свою линейку они расширяют очень экономно, концентрируясь буквально на нескольких (очень хороших) продуктах. Вышедший несколько лет назад DX1 ознаменовал переход компании от PCM к Sabre, хотя само устройство осталось таким же универсальным и удобным, в компактном корпусе сочетается мощный усилитель для наушников и весьма продвинутые для небольшого комбайна решения: термостабилизированные задающие генераторы, двойная схема питания (от USB или внешнего блока), защита от скачков напряжения, защита нагрузки и многое другое.
Относительно недавно, в компании решили немного обновить это устройство, сменив некоторые ОУ с MUSES8920 на LME49720 (впрочем, Muses по-прежнему используются в роли преобразователя ток/напряжение), а также задействовав конденсаторы от Nichicon. Ещё чуть раньше в компании снизили ценник, и он составляет примерно 330 долларов, и при обновлении внутренностей он не изменился, что не может не радовать.
Технические характеристики
- ЦАП: ESS Sabre 9018K2M
- ОУ: MUSES8920, LME49720 и TPA6120A2
- Динамический диапазон: 127 дБ
- Общие гармонические искажения + шум: -120 дБ
- Максимальное выходное напряжение: ±10 Vpp @ 600Ω
- Максимальная выходная мощность: 1,5 Вт @ 32Ω
- Выходной импеданс: 2Ω
- Входы: оптический, USB
- Выходы: оптический, 3,5 мм TRS, 6,3 мм TRS, линейный выход 2 × RCA
- Питание: USB 5 V или внешний БП 12V ~ 15V
- Размеры: 104 мм × 120 мм × 34 мм
- Вес: 300 г
Упаковка и комплект поставки
Судя по тому, что коробка осталась такой же, как у первой версии (про обновление уведомляет только стикер), упаковку Audinst заказали заранее и с запасом. Внутри коробки всё аккуратно упаковано в пакеты и мягкие вставки, поэтому за сохранность прибора можно быть почти спокойным (всё-таки не стоит недооценивать таланты нашей почты). Разумеется, внутри лежит сам ЦАП/усилитель, помимо него, также имеются:
- блок питания
- адаптер для европейских розеток
- USB-провод
- шестигранная отвертка для вскрытия корпуса
- 4 самоклеящихся ножки
Как видите, в отличие от других производителей, пломбирующих свои устройства, Audinst не только не запрещает вскрывать DX1, но даже и сами дают для этого инструмент, хотя всё равно вам ещё пригодится крестообразная отвёртка. Для чего же может понадобиться залезать внутрь — расскажу ниже.
Дизайн и управление
В Корее, видимо, решили, что подход Генри Форда «вы можете заказать наш автомобиль в любом цвете, если этот цвет — чёрный» слишком суров, поэтому DX1 предлагается в двух вариантах: чёрно-золотистый и бело-серебристый. Оба выглядят очень неплохо, и, пожалуй, посмотрев их оба вживую, я не возьмусь сказать, какой же лучше.
Само устройство очень компактно, оно не займёт много места на столе, при желании его можно даже брать с собой в поездки, если вы не мыслите ни дня без качественного звука. Что касается дизайна, думаю, он понятен по фотографиям, я же просто расскажу об управлении.
На задней панели размещаются практически все входы:
- USB для подключения к компьютеру или мобильным телефонам (в последнем случае надо будет подключить блок питания)
- питание, если вы решите подключить DX1 к сети
- линейный выход в виде двух RCA
- оптические вход и выход
Как видите, набор интерфейсов неплохой, и для полного комплекта не хватает только линейного входа, поскольку Audinst позиционирует DX1 больше как ЦАП, чем как усилитель. Некоторой компенсацией может служить возможность использовать прибор в роли конвертера «USB — оптика».
Как я уже писал выше, DX1 чаще всего может питаться от 5 вольт, получаемых по шине USB, хотя в некоторых случаях будет логичней подключить блок питания. Навскидку я вижу следующие случаи, когда это надо сделать: при использовании смартфона в роли источника, если вы используете DX1 с ноутбуком и хотите поберечь его батарею, если USB-выход вашего компьютера сильно шумит наводками по линии питания, при использовании тугих полноразмерных наушников. В последнем случае вам надо будет ещё и включить максимальный гейн, убрав два джампера на внутренней плате. При включении блока питания DX1 автоматически переходит на работу с ним, используя USB только для передачи данных. При этом, если источник сигнала выключается, комбайн тоже переходит в спящий режим с пониженным энергопотреблением.
Передняя панель содержит два выхода на наушники: 3,5 и 6,3 мм, при желании их можно использовать оба одновременно, но чаще всего это просто дополнительное удобство, позволяющее отказаться от переходников. Тут же находится переключатель выхода (линейный/наушниковый) и переключатель входов (оптика/USB), в среднем положении выключающий ЦАП. Ручка громкости находится справа, она обладает очень тихим ходом, шум при вращении отсутствует.
Звук
Для прослушивания устройства использовалось следующие наушники: iBasso IT03, Meze 99 Classics, Audio Zenith PMx2, Noble Kaiser Encore, Campfire Audio Andromeda, 64 Audio U12, HUM Pristine и другие.
Подача комбайна по-прежнему нейтральная, с хорошим разрешением и без каких-либо «искусственных добавок». Если к этому прибавить большой запас по мощности, получается достаточно удобное устройство для любых наушников, позволяющее им максимально раскрыть собственный характер.
Бас тут быстрый, очень хлёсткий, с прекрасным уровнем детализации и неплохой глубиной. DX1 лишён типичной «добавки» НЧ, характерной для многих других источников, особенно недорогих, поэтому поначалу может казаться, что баса у него мало, но на самом деле количественно НЧ тут вполне сбалансированы. Разумеется, бас обладает приятной текстурностью и хорошо контролируется.
СЧ очень детальные и подаются с небольшим уклоном в микроконтрастность, что приводит к некоторой переборчивости устройства, записи ему нужны как можно лучше по качеству. Благодаря подобной подаче устройство изумительно передаёт нюансы инструментов и характер помещения, но низким мужским голосам на плохих записях может не хватать веса, хотя женские как раз от таких СЧ зачастую выигрывают. Воображаемая сцена не рекордная, но заметно больше средней по ширине и глубине, с прекрасным разделением планов.
ВЧ-диапазон тут также ожидаемо хорош, он протяжённый, детальный, с чуть акцентированными атаками и короткими затуханиями. При этом DX1 избегает резкости и излишнего акцентирования ВЧ-диапазона, если, конечно, не использовать его с совсем уж светлыми наушниками. Впрочем, чувствительные к ВЧ люди могут всё-таки ощутить «перебор», хотя, на мой слух, количество «верха» тут нормальное. «Слоистость» ВЧ не идеальная, но для данной ценовой категории тоже достаточно хороша, по верхним частотам комбайн способен выжать максимум из наушников с практически любой подачей.
Если проводить сравнение с первой версией, разница не велика, буквально на уровне мелких нюансов. Второе поколение обладает чуть лучшим разрешением баса и ВСЧ, в то время как «верхняя середина» первого поколения подаётся чуть более сглажено. В общем, если вы являетесь обладателем ЦАПа первого поколения, никакой необходимости в срочном апгрейде нет.
Если же вы хотите что-то изменить в подаче устройства, к вашим услугам богатые возможности замены ОУ, в DX1 меняются два «операционника», в V2 в их роли выступают LME’шки, но при желании их можно менять на многие другие. Чтобы не тратить лишнее время (и деньги) на поиски, сразу скажу, что, по многочисленным отзывам и моему личному опыту, наилучшие результаты дают старшие модели ОУ от Muses и гибридные ОУ SupremeSound V5i.
Совместимость
DX1 весьма универсален, есть буквально несколько моделей наушников, которым не хватит его мощности. Верно и обратное — низкий уровень шума позволяет почти без проблем использовать его с чувствительными IEM. Единственной трудностью в этом случае может стать излишняя мощность и, как следствие, маленький запас комфортного хода регулятора громкости, если ваши IEM сильно чувствительны. Последнее, впрочем, без проблем исправляется уменьшением громкости на источнике или использованием аттенюатора.
Стилистически комбайн универсален, главное тут — предпочтения владельца и достойный материал. К качеству записей устройство по-прежнему весьма критично, где-то на 8 по 10-балльной шкале.
По традиции несколько треков-примеров
Caetano Veloso — Um Canto De Afoxe Para O Bloco Do Ile. На первый взгляд кажется, что этот трек достаточно прост, но это очень обманчивое впечатление, только с хорошим ЦАПом (вроде DX1) можно как следует разложить его по составляющим, уловив все нюансы хора, и насладиться прекрасной, объёмной записью.
Lithium — Green. И ещё один многоплановый трек с очень объёмной записью, цепляющий некоторой экстравагантностью, спрятанной за спокойным фасадом. Добавьте к DX1 хорошие детальные наушники — и вы сможете переслушать эту композицию не один десяток раз, всё время находя при этом что-то новое.
Röyksopp — Eple. Если предыдущий пример вогнал вас в сон, то этот наверняка разбудит, проехавшись наждачкой по слуху. Ломаные ритмы, накладывающиеся друг на друга, образуют совершенное в своей хаотичности произведение, а комбайн от Audinst с его нейтральной детальностью позволит вам не пропустить ни одного причудливого изгиба этого трека.
Выводы
В целом DX1 претерпел очень небольшие изменения, разработчики, видимо, решили, что от добра добра не ищут, и менять знакомый звук не стали, просто немного оттюнинговав его по своему усмотрению. Так что данный комбайн по-прежнему является одним из лучших способов получить за небольшие деньги качественный стационар: детальный, техничный, универсальный и мощный. Для тех же, кому этот звук со временем приестся, есть прекрасная возможность «освежить» подачу, заменив всего пару ОУ.
Купить Audinst HUD-DX1
Павел Дмитриев