Не знаю, что двигает компанией Cozoy в их подходе к продуктовой линейке, но уж точно не современные маркетинговые тенденции. Выпустив компактный, но дорогой портативный ЦАП Rei, они почти незамедлительно представили более доступный Takt Pro, обладающий почти таким же звуком при цене значительно меньшей.
Если в случае Rei разработчики хранили и продолжают хранить тайну о начинке, то о Takt Pro известно хотя бы то, что он сделан на мобильном ES9018Q2C, дополненном фирменной схемой подавления джиттера и грамотной обвязкой. Дополнительной «вишенкой на торте» выступает MFi-сертификация, позволяющая использовать это миниатюрное устройство не только с компьютерами и смартфонами на Android, но и с iOS-устройствами без переходника. Впрочем, по словам Cozoy, на данный момент Takt Pro не работает с iPhone 8/8+/X, но обновлённая версия их кабеля ситуацию исправляет.
Цена Takt Pro достаточно велика, за него просят примерно 290 долларов, но по сравнению с Rei, за который придётся отдать больше 500, это уже приятный шаг вперёд.
Технические характеристики
- ЦАП: SABRE9018Q2C
- Выходное напряжение: 1.5Vrms @ 32Ω
- Соотношение сигнал/шум: 120 дБ
- Питание: от USB
- Максимальное разрешение: до 384 кГц/32 бит, DSD до DSD256
Упаковка и комплект поставки
Коробка Takt’а достаточно простая: белый картон, минималистичная полиграфия, ничего лишнего. Внутри, на бархатном ложементе покоится сам ЦАП, рядом в бумажном конверте лежит краткая инструкция, а в отдельной коробочке хранятся три провода:
- обычный USB для подключения к компьютерам
- MicroUSB для Android-устройств
- Lightning для пользователей iOS
Как видите, для «полного покрытия» не хватает только USB-C-кабеля. Cozoy наладили производство USB-C- и Lightning-проводов повышенного качества, но их придётся докупать отдельно, впрочем, их цена невелика.
Дизайн и управление
Пожалуй, это будет самое простое описание дизайна устройства за всю историю обзоров. Очень маленький, примерно с мизинец размером, только тоньше, корпус из алюминия больше напоминает какой-то переходник или адаптер. Из декоративных элементов есть только небольшие выступы с одной из сторон и кнопки на верхней стороне устройства. Сами эти кнопки ничего не делают, просто отправляют на источник команды, которые последний должен выполнить. Одна из кнопок «приказывает» начать воспроизведение или включить паузу, ещё две — отправляют команды изменения громкости. Поскольку сам ЦАП регулировку громкости не поддерживает, вам понадобится источник, умеющий изменять громкость цифрового сигнала.
Использование этого чудо-устройства просто как тапочки и примерно так же удобно. С одной стороны подключаем нужный USB-кабель, с другой — включаем наушники, подключаем к источнику сигнала, и на этом всё. Так как своего аккумулятора у этого ЦАПа нет, питается он от батареи источника, что не может не сказаться на его времени работы. По приблизительным замерам на моём стареньком iPhone 6 Plus, батарея с Takt Pro расходуется процентов на 20 быстрее, чем при обычном прослушивании музыки, думаю, это очень терпимая плата за ощутимый рост качества.
Я же обещал, что это будет самый короткий раздел с описанием дизайна? Да, забыл сказать, что всё сделано «на уровне», корпус надёжный, кнопочки хорошо кликаются, качество сборки — тоже соответствует ожиданиям.
Звук
Для прослушивания устройства использовались следующие наушники: iBasso IT03, Meze 99 Classics, Audio Zenith PMx2, Noble Kaiser Encore, Campfire Audio Andromeda, 64 Audio U12, HUM Pristine и другие.
Не знаю, в чём состоит секрет Cozoy, но факт остаётся фактом — ЦАПов на 9018Q2C на рынке много, но только решения от «козы» заметно выделяются качеством звука на общем уровне (по крайней мере из того, что я слышал). В отличие от нейтрального Rei, Takt Pro предлагает чуть более тёмную подачу, но по факту разница эта — в очень небольших нюансах. Не знаю, в чём состоит логика компании, выпускающей два почти одинаково хороших устройства с двукратной разницей в цене, но как потребителя меня это радует.
Бас чуть-чуть акцентирован путём добавления НЧ массы, но это практически не сказалось на скорости. «Низ» тут быстрый, обладает хорошей передачей текстур, да и хлёсткость в большинстве случаев передаёт достойно (если позволяют наушники). Бас хорошо контролируется и не заглушает СЧ, несмотря на очень приличную глубину.
СЧ подаются в немного сглаженной манере, но так как это выражено не сильно, разрешение практически не уменьшилось, а вот умение играть с не сильно качественными записями — улучшилось, что особенно важно для использования с мобильными стриминговыми сервисами. «Середина» тут живая, эмоциональная, без ухода в резкость и микроконтрасты. Воображаемая сцена — ещё одна сильная сторона данного устройства, конечно, это не Rei, но всё равно объём Takt Pro строит очень хорошо, отлично разделяя планы и достоверно передавая реальные размеры инструментов.
ВЧ тоже достаточно детальные, они обладают хорошим разрешением, атаки и затухания — немного короче, чем должны быть, но вряд ли это можно считать большой проблемой. Takt Pro немного прибавляет ВЧ «заметности», но без перебора, который мог бы привести к резкости и излишнему акцентированию «верха». Подобная добавка придаёт звуку воздушности и позволяет ЦАПу неплохо имитировать «слоистость» ВЧ, характерную для дорогих устройств.
Сравнения я проводить не буду, так как герой этого обзора по качеству звука, невзирая на небольшие размеры, пожалуй, обходит все плееры в своей ценовой категории и даже нормально выглядит на фоне устройств «середины среднего сегмента», что позволяет его рассматривать не только как аксессуар к смартфону, но и как дополнение к плееру, умеющему выводить звук по USB. Хотя, пожалуй, именно с мобильными телефонами Takt Pro имеет смысл использовать в первую очередь.
Совместимость
С одной стороны, полтора вольта RMS — это немного для каких-нибудь изодинам, с другой — для IEM этого хватает с большим запасом, и без источника, умеющего регулировать громкость цифрового сигнала, использовать Takt Pro не получится — с чувствительными моделями будет «слишком громко». Также «выхлопа» устройства вполне хватит и для многих полноразмерных наушников с нормальной чувствительностью. Дополнительный бонус этот микрокомбайн получает за почти полное отсутствие фонового шума, которое оценят обладатели чувствительных моделей.
Жанрово ЦАП полностью универсален и никаких явно выраженных склонностей не имеет. К качеству записи он умеренно чувствителен, по 10-балльной шкале где-то на 6 баллов.
Конечно, дело не обойдётся без нескольких примеров
Rhapsody of Fire — Knightrider of Doom. Когда трава была зеленей, деревья выше, а металл — менее однообразным, Rhansody of Fire выпустила прекрасный, но достаточно скверно записанный трек (да и весь альбом). Спустя много лет они решили перезаписать основные хиты и получили результат, который уже не стыдно рекомендовать к хорошему ЦАПу: скоростные ударные, хоровые распевки, гитарные соло — всё это Takt Pro отыгрывает без проблем и напряжения.
Jacky Terrasson — Sous le Ciel de Paris. А теперь резко сбавим темп и сменим бешеный метал на спокойный (но не менее насыщенный нюансами) джаз. Джеки Террассон всегда сочетает в своём творчестве невероятное качество исполнения и достойный уровень записи, а что, собственно, ещё хотеть аудиофилу (кроме денег на новые игрушки)? Takt Pro отлично преподносит и эту мелодию, достоверно передавая все её нюансы.
Arp Frique — Ijo Ya. Электронная музыка — весьма редкий гость в моих подборках, но для такой эффектной смеси жанров, как в данном треке, я всегда готов сделать исключение. Немного добавочной теплоты Takt Pro буквально оживляют басовую линию композиции, а прекрасные СЧ и объёмная сцена способствуют погружению в нюансы, которых тут очень много.
Выводы
Не знаю, как Cozoy это делает, но им удаётся это раз за разом: отличный звук в компактной упаковке — это именно то, что надо для тех, кто не мыслит жизни без смартфона, но мечтает получить от него звук, достойный высококлассных наушников. Хотя, конечно, одними смартфонами область применения Takt Pro явно не ограничивается.
Павел Дмитриев