Наконец-то обновлённая линейка плееров от Astell&Kern стала появляться в продаже, а то ведь флагман A&ultima выпустили ещё в прошлом году, обновлённые средние и младшие модели представили несколько месяцев назад, а продажи начались буквально недавно. Пока A&norma ещё в пути к дистрибьюторам, давайте посмотрим на среднюю модель A&futura.
В ходе разработки SE100 (такой индекс получил герой сегодняшнего обзора) в компании постарались максимально использовать наработки SP1000: тут и большой экран, диктующий размеры корпуса, и одинаковая прошивка, и схожесть усилительного тракта. Конечно, сделать два идентичных плеера с ценником, отличающимся в два раза, было бы очень глупо, поэтому для более доступной «Футуры» корпус сделали из алюминия и сменили дизайн на более мейнстримовый. Попутно в схеме использовали другой ЦАП, на смену Asahi Kasei пришёл топовый Sabre 9038PRO, всё-таки у нас тут солидный продукт солидной компании.
Ценник новой модели ниже флагмана примерно в два раза, на момент написания статьи стоимость SE100 составляет около 1700 долларов, но конечная цена определяется больше политикой конкретных дистрибьюторов. Таким образом, новинка занимает в модельном ряду производителя место AK320, который по звуку был кое-в-чём даже лучше флагмана AK380. Не получилась ли такая коллизия ещё раз? Давайте разбираться.
Технические характеристики
- ЦАП: ESS Sabre ES9038PRO
- Выходной уровень: 2.0 Vrms обычный выход, 4.1 Vrms балансный
- Выходной импеданс: 1Ω балансный выход, 1.5Ω обычный
- Диапазон частот (обычный выход): 20 Гц – 20 кГц (±0.038 дБ), 10 Гц – 70 кГц (±0.074 дБ)
- Диапазон частот (балансный выход): 20 Гц – 20 кГц (±0.028 дБ), 10 Гц – 70 кГц (±0.030 дБ)
- Соотношение сигнал/шум: 122 дБ обычный выход, 123 дБ балансный
- Разделение каналов: 138 дБ обычный выход, 144 дБ балансный
- Общие гармонические искажения+шум: 0.0007% обычный выход, 0.0006% балансный
- Поддержка форматов: WAV, FLAC, MP3, WMA, OGG, APE, AAC, ALAC, AIFF, DFF, DSF
- Максимальное разрешение: 384 кГц/32 бит, DSD до DSD256
- Экран: 5″, 720 × 1280
- WiFi: 802.11 b/g/n
- Bluetooth: V4.1 с поддержкой aptX HD
- Вход: USB 3.0 Type-C
- Выходы: 3.5 мм TRS и 2.5 мм TRRS
- Батарея: 3700 мА/ч
- Время работы от одного заряда: до 11 часов
- Время зарядки (с Quick Charge): ~ 2 часа
- Встроенная память: 128 Гб
- Карты памяти: MicroSD
- Размеры: 76 мм × 133 мм × 15 мм
- Вес: 241 гр.
Упаковка и комплект поставки
Такое впечатление, что менеджеры продукта в A&K сильно обиделись на покупателей среднего в линейке плеера за то что последние посмели не купить флагман, и решили всячески подчеркнуть свою обиду. Искусственно зарезать поддерживаемые разрешения, как это было в AK320, им не дали маркетологи (всё-таки плеер за $1700 это далеко не бюджетный сегмент), поэтому они отвязались на всём остальном. Вместо прекрасной деревянной шкатулки «Ультимы» перед нами обычная картонная коробка, в которой вы найдёте сам плеер, USB-C провод для зарядки и прочих нужностей, инструкцию, гарантийный талон и два набора защитных плёнок для экрана и задней панели. Расщедриться на более качественный стеклянный протектор или хотя бы наклеить плёнки с завода в A&K сочли ниже своего достоинства.
Ах да, забыл, ещё в комплект входит пара пластиковых заглушек для слота MicroSD, ну чтоб вы понимали, что корейцы думают про ваше удобство днём и ночью.
Чехла в комплекте нет, видимо Астелл и Керн решили, что раз уж вы сэкономили, и, вместо плеера за $3500, взяли устройство всего за $1700, выделить ещё $150 на чехол вы вполне можете.
Дизайн и управление
Внешний вид плеера, естественно очень хорош. Даже не знаю, могло бы быть вообще иначе? Если дизайн Ultima был сделан в немного винтажном стиле, то для Futura решили оправдать название, и сделали дизайн нарочито модерновым: острые грани, изломы, узкие кнопки — как обычно A&K тут в числе лидеров, задающих тренды, которые будут повторены через год-два другими производителями. Что бы ни говорили злопыхатели, в топовом сегменте дизайн является одним из главных двигателей продаж. Просто положите рядом плеер от Astell&Kern и «топ» любой другой компании, и разница будет очевидной. Даже Sony, лидер в области промышленного дизайна, выглядит скромней и, пожалуй, проще.
Вообще, с новой линейкой в Астелл-Керн решили «удариться во все тяжкие» в плане смелых экспериментов, начиная с патиновой меди во флагмане и заканчивая скошенным экраном в бюджетной модели. Впрочем, это предмет отдельного разговора.
В Futura по граням размещено достаточно много органов управления. На левом торце находятся кнопки управления воспроизведением. Сверху — выходы на наушники и кнопка включения, на этот раз её решили не совмещать с регулятором громкости. Справа, прямо под пальцем разместилась сама ручка управления громкостью, поскольку она тут только вращается, она закреплена жестче, чем у SP1000. Естественно, энкодер используется очень качественный и он прекрасно регистрирует каждый щелчок. На нижней стороне находятся разъём USB-C и слот для карт памяти, последний на этот раз сделан без лотка, поэтому, если вы им не пользуетесь — можно воспользоваться комплектной заглушкой.
USB-коннектор традиционно универсален. Помимо зарядки с поддержкой Quick Charge, он так же предлагает функцию USB ЦАПа и возможность использовать плеер в роли транспорта и при подключении к другим внешним ЦАП. Что интересно, в средней модели не стали делать коннекторы для модуля расширения, то ли разработчики вообще отказались от идеи внешнего усилителя, то ли решили что SE100 не достоин такой чести.
Большую часть передней панели занимает экран, по плеерным меркам он очень хорош по качеству: углы обзора, разрешение, цветопередача, запас яркости и регистрация нажатий — на очень высоком уровне. Под экраном размещена сенсорная кнопка, возвращающая пользователя на главный экран из подменю. Задняя панель с пластиком с текстурой так же смотрится проще чем карбон у SP1000, но ведь надо же разводить модели друг от друга подальше.
Как и старший брат, A&futura получился весьма крупным, хотя снижение веса примерно на 100 грамм явно пошло на пользу его портативности, его можно носить с собой если не в кармане штанов, то хотя бы в куртке. Качество сборки, разумеется, близко к идеальному, всё подогнано без малейших люфтов, щелей или других огрехов.
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Время работы в стандартном тесте (беспроводные интерфейсы выключены, MEEAudio P1 с 3.5 мм выхода в роли нагрузки, комфортный уровень громкости, FLAC 44.1/16) составляет 10 часов 20 минут. Судя по тому что ёмкость аккумулятора возросла, а время работы — нет, ESS Sabre прожорлив как некоторые девушки в депрессии. Зарядка с Quick Charge занимает где-то 2 часа 5 минут, что вполне хорошо для такой ёмкой батареи.
Прошивка
Не связанное со звуком «железо» плеера оставили таким же как в старшей модели: 8-ядерный процессор позволяет без проблем тянуть эффектный интерфейс, чем и воспользовались программисты компании, новая прошивка, откатанная на Ультиме, нашла своё место и тут. Большой дисплей позволяет в полной мере насладиться обложкой альбома, а быстрый процессор обеспечивает стильные размытия и другие визуальные эффекты, используемые почти везде в ПО плеера.
После загрузки плеер сразу открывает экран с текущим треком. Тут же отображаются кнопки навигации по треку, название текущей композиции и кнопки добавления в плейлист, просмотра дополнительной информации и управления порядком воспроизведения.
Смахивая пальцем обложку вправо-влево можно переключать треки, а такой же жест в её нижней части позволяет быстро перемещаться на нужную позицию в песне. Нажатие на обложку открывает экран, где её можно рассмотреть крупнее, тут же показывается текст песни, если он сохранён в тегах.
Жест от верхнего края экрана вниз открывает панель настроек и уведомлений. Тут можно включить WiFi, Bluetooth, воспроизведение без пауз и быстро поменять ряд других опций.
Проведя пальцем от правой стороны экрана влево, вы откроете текущий список воспроизведения, от левого края вправо открывается основная панель с медиабиблиотекой, поиском и настройками. В её верхней части находится поле для поиска треков (один из главных плюсов плееров с сенсорным экраном — клавиатура).
В медиабиблиотеке всё традиционно: альбомы, артисты, жанры, плейлисты, все песни подряд. Отдельные пункты выделены для треков в высоком разрешении, музыки, скопированной с компакт дисков с помощью фирменного граббера и Tidal/Groovers+. Если включена опция AK Connect, в этом же меню добавляется пункт выбора источника музыки и устройства для вывода.
Настроек в плеере не так мало, как кажется на первый взгляд. На экране расширенных опций можно управлять:
- WiFi и Bluetooth
- AK Connect — фирменный протокол доступа к устройствам компании, он позволяет транслировать музыку по сети и считывать её с сетевых хранилищ
- Эквалайзер, как и в старшей модели, к обычному эквалайзеру, позволяющему менять количество определённых частот добавили немного от параметрического (на вкладке Advanced)
- Воспроизведение без пауз
- Режим линейного выхода
- Баланс каналов
- Настройки добавления треков в текущий список воспроизведения
- Управление фирменным CD риппером
- Режим USB (MTP или ЦАП)
- Режим вывода аудио по USB (DoP или конвертация в PCM)
- Включение S/PDIF выхода
Тут же находятся системные настройки: язык, часы, яркость, таймеры выключения, подсветки и сна. Кроме того, плеер отлично умеет обновлять прошивку по WiFi, для чего предусмотрен пункт в том же меню.
Звук
Для прослушивания устройства использовалось следующие наушники: iBasso IT04, Meze 99 Classics, Audio Zenith PMx2, Noble Kaiser Encore, Campfire Audio Andromeda, Unique Melody Mason V3, HUM Pristine и другие.
На этот раз проколов с позиционированием плееров в линейке у Astell&Kern не случилось. SE100 звучит очень хорошо, но на лавры флагмана не посягает, для средней модели линейки разработчики выбрали чуть светлую подачу с акцентом на микродетальности, не забыв при этом про свой фирменный звук.
Бас носит мониторный характер, без акцентирования и добавочной весомости. Изредка он может звучать чуть суховато, но всегда подаётся технично, детально, с прекрасными переходами, разделением инструментов и передачей текстур. Имеется очень приличная плотность, контроль и глубина — всё, что нужно для техничных НЧ.
СЧ нейтральные, плеер не пытается их как-либо приукрашивать или что-то подчёркивать, единственное, что выделят SE100 на фоне других нейтральных источников это фирменный «переливчатый» звук: плавные переходы нот с одновременным подчёркиванием микроконтрастов. Из-за этой окраски плеер звучит живо и естественно, хотя для того чтоб это оценить нужны записи соответствующего уровня. В целом, этого окраса тут меньше, чем у SP1000, но больше чем у Kann, так что для пуристов этот плеер будет, пожалуй, даже лучшим выбором. Воображаемая сцена очень хорошая, объёмная и реалистичная, имеется эффект «трёхмерности», если, конечно, это позволяют наушники.
ВЧ очень протяжённые, детальные, с прекрасной отработкой атак и затуханий. Разумеется, тут присутствует и отменное разделение слоёв, обеспечивающее воздушность и идеальный отыгрыш послезвучий. Из-за мониторной подачи НЧ общая тональность плеера немного тяготеет в сторону светлой, но фактически искусственного акцентирования ВЧ тут нет, их количество прекрасно сбалансировано.
Сравнений на этот раз будет не много, реально плееров, способных потягаться с SE100 у меня не так много, поэтому несколько плееров сюда попадают «с натяжкой».
Astell&Kern A&ultima SP1000 Конечно, флагманская модель остаётся лучшим решением в модельном ряду компании: более весомые НЧ и СЧ обеспечивают большую телесность и естественность в подаче, а ВЧ, несмотря на чуть меньшую детализацию лучше прорабатывают затухания и обертона.
theBit OPUS#2 Один из немногих производителей, способных тягаться с великими и ужасными «Астелами». Конечно, OPUS#2 лишён фирменных СЧ, но при этом он так же звучит чуть телесней и музыкальней SE100, предлагая немного другой подход к звуку: чуть меньше детальности, чуть больше эмоций.
Lotoo Paw Gold Пожалуй, самый отличный от A&futura по подаче плеер. Драйв, эмоции, напор и ещё раз драйв — вот то, чем покоряет слушателей «Голд», в его звуке меньше утончённости, но по техничности от «Футуры» он фактически не отстаёт.
iBasso DX200 В целом, я бы охарактеризовал SE100 как «DX200, лишённый своих основных недостатков и, особенно, излишней придирчивости к качеству записи». С одной стороны, оба плеера нейтральны и оттюнингованы в сторону мониторности, но благодаря «фирменным СЧ» SE100 лучше строит воображаемую сцену и меньше выпячивает недостатки записи.
Astell&Kern AK320 Конечно, 320 это уже история, но кое-где его ещё можно купить, и даже с хорошей скидкой, плюс у меня к нему остались самые тёплые чувства, да и сравнить два поколения плееров, занимающих одно место в линейке — интересно. В общем, AK320 звучит теплей, с большей весомостью, пусть и ценой чуть меньшего разрешения, особенно заметно это на ВЧ. При этом у 320 больше фирменной окрашенности, что делает его немного «эффектней», пусть и ценой снижения мониторности подачи.
Совместимость
Запас по мощности у плеера уже достаточно неплохой, прогресс не стоит на месте, вынуждая даже A&K делать усилители мощней, поэтому большинство наушников, включая полноразмерные, «Футура» вполне раскачивает. Конечно, тугие полноразмеры и неэффективные изодинамы к нему подключать смысла нет, но эти наушники обычно без стационарного усилителя всё равно не играют. Хорошо плеер работает и с чувствительными IEM, фоновый шум практически отсутствует даже в самых низкоомных моделях.
Разница между выходами плеера очень мала, если прослушивать их предварительно выровняв громкость с помощью шумомера. Балансный чуть-чуть глубже на НЧ и немного больше выделяет ВСЧ, но эта разница не стоит возни с балансным кабелем, если только наушникам не нужна повышенная мощность, предлагаемая 2.5 мм выходом.
Стилистически плеер весьма универсален, при условии что владельцу нравится нейтральная, чуть светлая подача, но наиболее хорошо он показывает себя на жанрах требующих разрешения, объёма и натуральности, начиная с камерной классики и заканчивая чем-то вроде вокального джаза. К качеству материала плеер чувствителен, хотя недостатки он подчёркивает не так уж и ярко, но какой смысл покупать устройство этой ценовой категории для прослушивания подвальных записей, поэтому по шкале «придирчивости» он получает 10 из 10.
По традиции, несколько треков в роли примера
Wolfgang Amadeus Mozart — I. Allegro con brio Давно у нас не было классики в примерах, а SE100 прямо-таки кричит о том, что подобная музыка создана для него. Прекрасная передача всех нюансов, объёмная сцена, уверенная макродинамика — всё это просто погружает слушателя в атмосферу концерта.
Gojira — The Shooting Star Конечно, это не тот материал, на котором надо строить рассказ о достоинствах данного плеера, но что поделать, если и с такими записями он отлично справляется, передавая все нюансы, от перкуссии до бас-гитары.
Nina Simone — Don’t Let Me Be Misunderstood Что забавно, лучше всего достоинства A&futura в этом треке демонстрирует не вокал Нины Симон, хотя он отыгрывается почти безупречно, а аккомпанемент и бек-вокал. Благодаря воздушности и отличной микродинамике плеера трек просто оживает.
Выводы
Если посчитать соотношение цены к звуку, у «Футуры» результаты получатся лучше чем у «Ультины», всё-таки последнюю создавали по принципу «цена не важна». Поэтому, проигрывая в абсолютном зачёте, SE100 берёт реванш в относительном. Так что единственной рекомендацией по выбору между ними может быть только «послушайте сами», хотя, конечно, вероятность того что копить придётся в два раза дольше — высока.
P.S. Если вы интересуетесь темой портативного звука, подписывайтесь на мой канал в Telegram, где я публикую ссылки на обзоры, видео и другие связанные темы.
Купить Astell&Kern A&futura SE100
Павел Дмитриев