Компания LZ быстро добилась популярности, выпустив гибридные наушники А-серии, и застолбила место под солнцем, периодически обновляя данные модели, увеличивая потихоньку число драйверов (и заодно цену). Сегодня мы поговорим об их лучшей на данный момент наработке — модели A5.
Предыдущая A4, использовавшая более стандартную схему «одна динама + две арматуры» снискала немалую популярность, получив массу хвалебных отзывов. Разработчики решили не расслабляться и попробовать куда более экзотичный вариант, добавив на каждое ухо ещё по два излучателя со сбалансированным якорем. Попутно они переработали дизайн, сократили немного возможности тюнинга (всего-то 4 сменных фильтра, изменяющих ВЧ), ну и, конечно, не могла не подрасти цена. Текущий флагман LZ A5 продаётся за 270 долларов (цена на момент выхода обзора), что же мы получим за эту сумму?
Технические характеристики
- Излучатель: 1 динамический + 4 × со сбалансированным якорем
- Чувствительность: 105±1 дБ
- Импеданс: 16Ω
- Диапазон частот: 8 Гц – 36 кГц
- Общие гармонические искажения: <0,2%
- Номинальная мощность: 5 мВт
- Кабель: 120 см, сменный, с MMCX-коннекторами
- Штекер: 3,5 мм, TRS
Упаковка и комплект поставки
В LZ решили не баловать покупателей какими-либо изысками, поэтому в коробке из плотного картона одобренного Генри Фордом цвета вы найдёте сами наушники, кабель к ним и простой набор аксессуаров:
- 3 пары сменных фильтров (четвёртые уже установлены в наушниках);
- очень хороший металлический контейнер-шайбу для хранения наушников;
- пару пенных насадок;
- три пары силиконовых насадок разных размеров.
В общем, не разгуляться, конечно, но баночка в самом деле хорошая.
Дизайн и удобство ношения
Во внешнем виде наушников LZ сделали большой шаг в сторону мейнстрима, теперь корпуса их гибридов выглядят как традиционные многодрайверные наушники для заушного ношения. Конечно, с одной стороны, подобную форму эксплуатируют все кому не лень, а с другой — A5 получились очень удобными и компактными. Металлические корпуса чёрного цвета с красным узором выглядят достаточно эффектно, качество сборки — более чем приличное.
Модель создана для заушного ношения, посадить их проводом вниз будет нереально. Благодаря гладкой форме и умеренным размерам, LZ A5 обеспечивают беспроблемную посадку и комфортное ношение, звукоизоляция чуть лучше средней. Фильтры для тюнинга звука сделаны в виде «носиков», они фиксируются с помощью резьбы и позволяют немного менять подачу в области ВСЧ.
В этих IEM, разумеется, используется сменный провод с MMCX-коннекторами. Сами разъёмы хороши по качеству, они обеспечивают надёжную фиксацию. Комплектный кабель сделан в тканевой оплётке, из-за чего обладает небольшим микрофонным эффектом. Жесткость — средняя, для полного комфорта я обычно подтягиваю бегунок над сплиттером поближе к подбородку. Сам блок разделителя и штекер достаточно надёжны, так что кабель выглядит внушающим доверие, но в целом я бы советовал найти для наушников провод помягче, благо предложений различных кабелей сейчас больше, чем спроса.
Звук
Для прослушивания использовалось следующее оборудование.
- Yulong DA9 и Resonessence Labs Concero HP в роли ЦАП и усилителя
- Apple MacBook Pro Retina 2016 в роли источника
- Fidelia в роли плеера
- Lotoo PAW Gold, theBit OPUS#2, Astell&Kern A&ultima SP1000 и другие в роли портативных плееров
- Записи высокого разрешения в Lossless-форматах (Dr. Chesky The Ultimate Headphone Demonstration Disc и другие)
Перед прослушиванием наушники были прогреты на протяжении 48 часов, изменений в звуке это не дало.
В Интернете упорно муссируются слухи о том, что LZ выпустила сменный набор фильтров для A5, меняющий их подачу, я даже упомянул об этом в видео, но официальные реселлеры в лице Penon Audio опровергли данное утверждение, по их словам, модели, поступившие в продажу, — это уже финальный вариант.
LZ A5 — это тот случай, когда проблемы разработчики сделали себе сами, пытаясь сделать «как лучше». Предыдущее, четвёртое поколение наушников предлагало очень неплохой тюнинг, нравившийся большинству пользователей. Работая над флагманом, LZ решили улучшить протяжённость ВЧ, и, добившись этого, сразу перевели наушники в разряд «не для ВЧ-фобов». Как и большинство других моделей без завала выше 10 кГц, A5 очень требовательны к материалу и источнику и, кроме того, звучат на ВЧ резче, чем все «традиционно» задавленные в этом диапазоне модели.
В новой модели разработчики сократили количество опций, доступных для тюнинга, теперь у нас всего 4 носика-фильтра, по документации они способны менять количество ВСЧ в диапазоне от –2 до +2 дБ, хотя по факту разница между «минусовыми» и «плюсовыми» заметна сильней, чем между +1 и +2 или –1 и –2. Я для себя остановился на варианте –1, так как он немного сглаживает ВСЧ, что идёт на пользу их естественности, в то время как –2 всё-таки уже, на мой слух, перебарщивает с «убиранием».
НЧ явно обращают на себя внимание, причём не количеством, а качеством. Разработчики нашли прекрасный динамический излучатель и приготовили его именно так, как ожидают большинство пользователей гибридных наушников. НЧ тут не сухие и не суперскоростные, но они обладают очень хорошим разрешением и макродинамикой. Бас уходит глубоко и благодаря приличному контролю радует слушателей массивностью и авторитетом, при этом не мешая средним частотам. Именно глубина и естественность НЧ являются, пожалуй, самой сильной стороной данных гибридов.
Нижняя половина СЧ очень хороша, она нейтральная, без явных окрасов, радует разрешением и естественностью подачи. Голоса и инструменты звучат очень натурально, с хорошей степенью достоверности. Верхняя половина СЧ тюнингуется с помощью фильтров и по умолчанию имеет подъём, добавляющий наушникам агрессивности и эффектной псевдодетальности. К счастью, с помощью минусовых фильтров этот акцент неплохо нивелируется, и верхняя середина практически становится «на своё место», играя в полной гармонии с нижними СЧ. У наушников хорошо получается строить воображаемую сцену, конечно, до топовых моделей они не дотягивают, но в целом сцена тут больше средней в глубину и ширину. Хорошо A5 удаются и разделение планов с позиционированием инструментов.
ВЧ-диапазон — явно тот участок, на который пришёлся дополнительный излучатель или даже оба, это позволило LZ сделать модель без традиционного завала выше 10 кГц. В попытке добиться «богатых» ВЧ разработчики компании допустили пик в районе 12 кГц, являющийся основным камнем преткновения вокруг данной модели. Во многих случаях этот акцент вообще не даёт себя знать, но на не особо качественно записанной музыке, богатой перкуссией, он даёт себя знать, добавляя звуку жёсткости. Поскольку пик находится в «непривычном» месте, звук кажется необычным, но после адаптации слуха (или эквализации) проблема нивелируется. Впрочем, если вы чувствительны к ВЧ и/или слушаете насыщенную звоном музыку, — данную модель стоит обходить стороной. В остальном же «верха» нормальные, это типичная арматура с быстрыми атаками, немного подсушенными затуханиями и неплохим разделением.
Несколько сравнений для полноты картины. Я ограничился буквально парой моделей схожей ценовой категории из числа того, что было у меня в наличии, другие сравнения я проводить не стал, отличие LZ A5 от всего остального весьма очевидно.
iBasso IT03. Более ровная модель с менее выраженным пиком на ВЧ, при этом LZ A5 заметно эффектней играют НЧ, особенно если вы предпочитаете массивную подачу. СЧ схожи, хотя у A5 чуть больше подчёркиваются эмоции.
Dunu Falcon-C. Несмотря на отсутствие НЧ-акцента, «фальконы» являются одними из самых любимых моих наушников в подаче баса — собранный, тугой, с хорошим телом и массой, он, пожалуй лучше чем у A5, хотя и чуть менее глубок. На ВЧ Falcon менее яркие (хотя их тоже не назвать тёмными), на СЧ у A5 лучше получается передавать телесность.
Совместимость
Разумеется, слушать эту модель со смартфонами или планшетами — идея «ниже среднего». Ей лучше всего подходят плееры среднего уровня без излишнего напора на ВЧ, благо сейчас подобрать любой вариант звука — не проблема.
Стилистически эти гибриды универсальны, главное — обеспечить их качественными записями, а с этим у многих жанров явно будут ощутимые проблемы. По шкале критичности это 9 или даже 10 баллов из 10.
Традиционно, несколько треков в роли примера
Alice Merton — No Roots. Прекрасная демонстрация сильных сторон данной модели: динамичные, глубокие ударные плюс эффектное многообразие сопровождающих инструментов, переданных весьма реалистично и с отличным объёмом.
Mahmut Orhan — 6 Days. Этой подборке всегда не хватало этнического разнообразия, поэтому вот отличный трек от турецкого диджея и продюсера, сочетающий не только драйвовую НЧ-часть, но и очень приятные этнические вставки, подчёркивающие умение A5 строить сцену.
Kerber — Nebo je malo za sve. Сложно сказать, сколько зайцев сразу убивает этот трек. Во-первых, это милая моему сердцу югославская рок-сцена. Во-вторых, это акустический концерт самих Kerber. Ну и, в третьих, материал достаточно хорошо записан, что подчёркивает всё те же СЧ и сцену героев нашего обзора. НЧ в треке практически нет, но даже лишённые основного козыря A5 не пасуют.
Выводы
У LZ получились очень интересные гибридные наушники, которые, впрочем, подойдут далеко не всем. Мне нравится то, что компания не стала сооружать очередной звук «как у всех», а попробовала что-то необычное. Пусть результат получился не универсальным, но это всё равно он весьма интересен, и масса сильных сторон у этой модели есть.
Купить наушники LZ A5
Павел Дмитриев