Я уже даже и не вспомню, когда Dunu объявили о своих планах выпустить несколько новых многодрайверных гибридов, если не ошибаюсь, то с тех пор прошло что-то около двух лет. В прошлом году нас порадовали DN-2002, а в этом наконец-то свет увидели 3001, не выпускать сырых версий — это принцип Dunu Topsound, поэтому доводка моделей занимает у них так много времени. Давайте посмотрим, что же в итоге получилось.
Конечно, Dunu не привыкать к решению сложных инженерных задач в области персонального аудио — помимо собственных продуктов, компания также активно занимается OEM-производством для именитых игроков рынка, но согласовать 4 разнотипных излучателя — задача весьма не тривиальная, а уж уместить их в эргономичный корпус — так и совсем тяжело. Хотя, пожалуй, интригу тянуть долго у меня не выйдет, скажу сразу, что Dunu смогли преодолеть все трудности и выпустить самые топовые наушники в своей истории. Ценник DK-3001 в магазинах Fidelia в роли плеера
Перед прослушиванием наушники были прогреты на протяжении 72 часов.
Согласование 4 излучателей — это, однозначно, задача не из лёгких, и добиться их когерентной работы получается далеко не у всех разработчиков (банальный пример — сонмище недорогих гибридных моделей из Китая, там стыки диапазонов излучателей слышны сходу). Но для Dunu подобные задачи проблемы не составляют, что и неудивительно с их опытом — DK-3001 звучат очень целостно и монолитно, вполне на уровне лучших по этому параметру моделей. Если же говорить в целом о подаче данной модели, компания продолжает движение по взятому вектору — уход от окрашенной подачи и переход к более нейтральному звучанию. Впрочем, DK-3001 всё-таки остаются немного вкусовыми, благодаря лёгкому акценту на НЧ.
Безусловно, важную роль в восприятии этой модели играют насадки, благо тут есть из чего выбрать. Comply по традиции немного приглушают ВСЧ- и ВЧ-диапазон на радость ВЧ-фобам. SpinFit — наоборот, подчёркивают концы частотного диапазона, придавая звук больше драйвовости. Стандартные однофланцевые насадки балансируют где-то между этими двумя полюсами, при этом серые чуть больше акцентируют ВСЧ. Естественно, это всё верно для моих ушей, ваш результат может отличаться просто в силу физиологии. Перебрав все варианты, я остановился на SpinFit-ах, просто из субъективных вкусовых предпочтений.
Бас у DK-3001 глубок, силён и массивен. Конечно, это не бассхедная модель, созданная для массажа барабанных перепонок, но когда надо, эти малыши могут прилично рявкнуть, удивив и силой НЧ, и их проработкой. Я для себя уже давно вывел некоторую дихотомию в подаче НЧ, грубо говоря, наушники по подаче этой части диапазона могут быть или хлёсткими, или массивными. Конечно, в идеальном мире надо сочетать и то и другое, но на практике для создания «массы» нужно слегка замедлить скорость, что повлияет на хлёсткость. Мы же не ждём от супертяжа скорости бойца-легковеса. У DK-3001 бас чуть-чуть смещён в сторону «массы», на мой слух, это лучший вариант, так как более естественно с точки зрения передачи реальных музыкальных инструментов. Впрочем, с разрешением и проработкой текстур у героев этого обзора всё практически идеально, если, конечно, это позволяет продемонстрировать источник. Бас отлично контролируется и придерживается своего места, не залезая на территорию других диапазонов.
Средние частоты я бы, пожалуй, охарактеризовал эпитетом «прозрачные». DK-3001 обладают удивительно реалистичной подачей и очень объёмной воображаемой сценой, которая позволяет инструментам раскрывать свой характер очень естественно, закрывая глаза можно с лёгкостью представить точное позиционирование источников звука. Наушники не склонны приукрашивать подачу (микроскопический налёт теплоты в звучании СЧ можно считать лёгким оттенком, примерно как палочка гвоздики в чёрном кофе), поэтому они передают именно то, что заложено в трек. При этом наушники избегают излишней мониторной сухости, которая характерна для недорогих гибридных моделей. DK-3001 хорошо акцентируют вокал, подчёркивая эмоции исполнителей, а особенно они хороши в передаче характера тембрально богатых инструментов.
ВЧ тоже заслуживают добрых слов. Конечно, это не DN-2000J, но в DK-3001 разработчики постарались сделать передачу «верхов» максимально насыщенной, детальной и естественной. Совсем уж записным ВЧ-фобам подобный шаг не понравится, но люди, не поражённые данной болезнью, точно оценят то, как точно и скрупулёзно эти гибриды отыгрывают высокочастотный диапазон. Такая манера добавляет композициям воздуха, насыщает музыку сложными обертонами и раскрывает потенциал перкуссии в насыщенных треках. Естественно, для этого сами треки должны быть безукоризненно записаны, а источник — безукоризненно отыгрывать атаки и затухания.
По традиции несколько кратких сравнений. Сравнивать несравнимое я, естественно, не буду, поэтому вот те модели, которые выглядят рядом с 3001 логично.
Dunu DN-2000. Первая попытка Dunu сделать «серьёзные» трёхдрайверные гибриды увенчалась успехом. DN-2000 обладают приятной, немного окрашенной подачей с акцентами на НЧ и ВЧ. У DK-3001 схожие акценты выражены меньше, за счёт этого новая модификация звучит естественней и более вовлекающе.
Dunu DN-2000J. Небольшой шаг в сторону, гибриды с более сухим и светлым звуком. DK-3001 не такие яркие на ВЧ и более массивны в области баса, также СЧ 3001 более эмоциональны, в то время как 2000J звучат суше и контрастней.
Dunu DN-2002. Опять шаг в сторону, но на этот раз большой, 2002 делают главный акцент на СЧ, их глубокие НЧ и верхний край частотного диапазона намеренно опущены, что в результате даёт приятно расслабленную подачу с акцентом на центре диапазона. С другой стороны — у них нет эффектности, присущей 3001, а их неудобная посадка стала почти легендой.
Oriveti New Primacy. Ещё одни трёхдрайверные гибриды, отличающиеся отличным комфортом и хорошим тюнингом. DK-3001 превосходят их в глубине НЧ, эмоциональности СЧ-диапазона и протяжённости ВЧ, но разница в цене составляет почти 2 раза, так что New Primacy уверенно выступают в своей нише.
Campfire Audio Andromeda. Наушники, ставшие почти легендарными эталонами мира IEM. Если вынести за скобки удобство (а к Andromeda есть небольшие вопросы по этому параметру) и оценивать чисто звук, то Andromeda звучат суше, особенно на НЧ. Их бас быстрей, более хлёсткий, середина более нейтральная, а ВЧ — чуть ярче.
Noble Kaiser Encore. Конечно, сравнивать модели с почти 4-кратной ценовой разницей занятие не сильно полезное, но я не могу не отметить, что у флагмана знаменитых Noble и DK-3001 прослеживаются некоторые общие черты (хотя и отдалённые). Несмотря на превосходство Kaiser почти во всём, он также звучит с лёгким смещением в теплоту и подкрашивает эмоции.
iBasso IT03. Как и с New Primacy, ценник тут почти в 2 раза ниже, но всё равно попытки сравнивать IT03 с DK-3001 будут («ведь они тоже гибриды»). DK-3001 звучат эмоциональней, теплей и менее сухо, предлагая более музыкальную подачу там, где IT03 пытаются брать голой техничностью.
Совместимость
Вообще-то, DK-3001 можно не без удовольствия слушать даже с простых мобильных телефонов, они не занимаются максимальным акцентированием недостатков тракта. Но хоть раз послушав их с хорошим плеером верхне-среднего или топового сегмента, возвращаться к чему-то проще не хочется. Именно плееры типа iBasso DX200 или OPUS#2 — это то, что нужно данной модели. Конечно, невысокий импеданс и хорошая чувствительность налагают требования к источнику, но у классных плееров проблем с DK-3001 не будет.
Жанрово наушники весьма универсальны, но стили с живыми инструментами вызывают в них эффект максимальной эйфории: джаз, блюз, фолк, классический рок — эти и многие другие жанры обретают с данными гибридами новую жизнь. К качеству записи наушники умеренно толерантны, по 10-бальной шкале где-то на 7 баллов.
Несколько традиционных треков-примеров
Van der Graaf Generator — La Rossa. Как я писал уже выше, особенно эффектно звучат в этих наушниках треки, насыщенные перкуссией. Ну а кто у нас отличается активным использованием подобных инстументов? Конечно же, арт-рокеры. Использовать King Crimson было бы банально, поэтому я выбрал ещё одну мегапопулярную группу и их трек с альбома Still Life. Прекрасное сочетание гитары, ударных и духовых, разложенное DK-3001 «по полочкам» сразу же влюбляет в себя и завораживает.
Postmodern Jukebox — Sledgehammer. Похоже, Скот Бредли со своим проектом разогнался на полную мощность и всеми силами пытается выйти на скорость один альбом в квартал. На свежей пластинке «Fake Blues» он продолжает переигрывать всё, что подвернётся под руку в своём очаровательном стиле, сочетающем кабаре, джаз и буги. Не избежал подобной участи и мегахит Питера Гэбриела, впрочем ему немного веселья явно пошло на пользу. Кавер прекрасно сыгран и так же хорошо записан, поэтому высококлассные наушники вроде обозреваемых помогают ему раскрыться в полной мере.
Miles Davis — New York Girl (On the Corner). Большинство матёрых ценителей джаза, говоря о Майлзе, сразу же подразумевают «Kind of Blue», на худой конец что-то типа «Bitches Brew» или «Sketches of Spain», хотя дискография великого артиста намного многогранней и в ней присутствуют удивительные бриллианты вроде «On the Corner». Выпущенный в 1972 году альбом является попыткой смешать академичность джаза и бурлящие ритмы улиц, которые как раз в то время торили свой путь из андерграунда в мейнстрим. Судя по тому, сколько популярных хип-хоп артистов черпало потом с этого альбома сэмплы, Дэвису удалось совместить столь разные вещи в гармоничный и увлекательный сплав. Этот альбом полон живой энергии, эклектики и неожиданных поворотов «сюжета», насыщен перкуссией и другими инструментами, поэтому DK-3001 справляются с ним блистательно, подчёркивая всю его многогранность.
Выводы
Да, DK-3001 очень дороги по меркам Dunu, но их качество сборки, комплект поставки, комфорт ношения и, конечно же, звук — полностью соответствуют этому уровню цены и во многом даже его превосходят. Так что Dunu Topsound очередной раз доказали, что они умеют создавать сложные решения в мире IEM, а нам остаётся с нетерпением ждать ещё полгода или год до выхода следующей модели DK-4001.