Сегодня я расскажу вам не об одной видеоигре, а сразу о тридцати. Да, вы не ослышались. Речь просто пойдёт о ретроспективном сборнике игр британской студии Rare, который так и называется: Rare Replay. Сборник вышел эксклюзивно для игровой консоли Xbox One и является весьма привлекательным приобретением как для знатоков истории игровой индустрии, так и просто для любителей качественных игр, особенно учитывая, что продаётся он по сниженной цене всего в 1999 рублей.
Пару слов следует сказать о студии Rare. Зародилась она в далёком 1982 году (я тоже родился в этом же году, вот как давно всё это было) под названием Ashby Computers & Graphics Ltd. Студия была известна на рынке под торговой маркой Ultimate Play The Game, или, как её называли поклонники, просто Ultimate. Основателями студии стали двое братьев-программистов из Лестершира (Великобритания) – Тим и Крис Стэмперы. Поначалу они создавали довольно незамысловатые игры для компьютеров ZX Spectrum, Amstrad CPC, BBC Micro, MSX и Commodore 64. Продолжалось всё это с 1982 по 1985 год, пока Ultimate не была продана компании U.S. Gold, а братья Стэмперы не начали разрабатывать игры уже под новым названием – Rare.
Увлечение руководства студии игровой консолью NES (Dendy – её российско-тайваньский неофициальный клон) производства японской компании Nintendo, было настолько сильным, что они всеми правдами и неправдами убедили японцев доверить им разработку игр для этого железа. Первой их игрой стал лыжный симулятор Slalom для аркадного автомата Nintendo Vs. System, вышедший в 1986 году. В 1987 году игру портируют на NES.
С этого и начинается многолетнее сотрудничество Rare и Nintendo. За последующие четыре года британцы выпускают более 40 игр для 8-битной приставки, а также несколько игр для карманной консоли Game Boy. Только вспомните эти уже ставшие легендарными игрушки: Battletoads, R.C. Pro-Am, Snake Rattle ‘n’ Roll и многие другие. Студия старалась изо всех сил, чтобы угодить своим японским партнёрам и тысячам игроков по всему миру. И у них это неплохо получалось. Руководство Nintendo британцами было довольно.
Когда в продажу поступила 16-битная консоль Super Nintendo Entertainment System, руководство Rare приняло необычное решение вложить огромные средства в приобретение рабочих станций Silicon Graphics, что позволило им создавать невероятно красивые видеоигры с заранее отрендерёнными бэкграундами и трёхмерными детализированными персонажами. Подобные достижения в плане визуальной составляющей игр Rare привлекли внимание одного из руководителей Nintendo Геньё Такеды, и в 1994 году он выкупил 49% акций студии, сделав её частью японской компании.
В период с 1994 по 2001 год Rare выпустила множество игр, ставших абсолютными хитами в плане продаж и завоевавших любовь игроков. Вспомнить хотя бы невероятно красивый платформер Donkey Kong Country и кровавый файтинг Killer Instinct, а также многие другие проекты. С выходом 64-битной консоли Nintendo 64 студия Rare переключилась на создание игр для неё. Так на свет появились великолепный шутер от первого лица Golden Eye 007, а также приключенческие игры Banjo-Kazooie и Conker’s Bad Fur Day, которые на равных конкурировали с лидером продаж Mario 64.
В 2002 году случилось то, чего никто не мог себе предположить. В студию Rare наведались представители Activision и Microsoft, которые предложили выкупить контрольный пакет акций у Nintendo. В итоге победителем торгов стала Microsoft, которая заплатила за Rare колоссальную сумму в 375 000 000 долларов, тем самым сделав её разработчиком эксклюзивных игр для консолей семейства Xbox. При этом многие торговые марки игр, разработанных для консолей Nintendo (например Donkey Kong Country), новому владельцу не достались, что очень опечалило руководителей Micorsoft.
C 2002 года и по настоящее время Rare создаёт новые игры под началом редмондской корпорации. В качестве наиболее успешных их проектов можно назвать приключенческую игру Kameo: Elements of Power, шутер Perfect Dark Zero, детский симулятор Viva Piñata, спортивную игру Kinect Sports, а также недавнее продолжение легендарного файтинга Killer Instinct. Учитывая, что в 2015 году студии исполняется 30 лет (именно в 1985 году братья Стэмперы основали Rare), было совершенно разумным ходом выпустить некую ретроспективу игр компании. Ею и стал сборник Rare Replay, о котором я вам собираюсь рассказать.
А теперь давайте подробнее поговорим о тех играх, которые попали в этот юбилейный сборник. Я бы хотел разбить материал на временные периоды, к которым относятся те или иные игры. Тем самым я попытаюсь наглядно разделить историю студии Rare на ключевые этапы её становления с момента основания и по сегодняшний день. Итак, начнём с самого раннего периода.
1983–1985: эра 8-битных компьютеров
Первой игрой в сборнике стал шутер Jetpac (1983), рассказывающий об одиноком астронавте, который сражается с полчищами пришельцев, при этом пытаясь починить свой звездолёт, заправить его топливом и покинуть враждебную планету. Игра отлично передаёт основные черты игровой индустрии тех лет. Пользователь должен был молниеносно реагировать на любые изменения на экране. Никакой помощи, никаких «Continue», только хардкор. Закончились жизни – начинай всё с самого начала.
Продолжение предыдущей игры получило название Lunar Jetman (1983). Игрок по-прежнему должен управлять астронавтом с джетпаком на спине, только теперь количество топлива, отведённого на полёты, строго ограничено, поэтому чаще всего вам придётся передвигаться на своих двоих. Эта игра стала первым проектом студии, который использовал 48 КБ оперативной памяти компьютера (предыдущие игры использовали до 16 КБ).
Игра Atic Atac (1983) предлагала игрокам исследовать замок, полный различной нечисти, открывая двери, собирая бонусы и избегая смертельных ловушек. Здесь важно сказать, что в игре был реализован необычный вид на помещения сверху, который лишь спустя три года был столь умело использован гейм-дизайнером Сигеру Миямото в успешной приключенческой серии игр The Legend of Zelda.
Игра Sabre Wulf (1984) стала первой в серии игр Sabreman, героем которых стал одноимённый персонаж. В своё время эта игра продавалась по цене ниже среднерыночной, чтобы дать отпор стремительно разрастающемуся пиратству. Да, даже в середине 80-х пираты уже давали прикурить игровой индустрии. Игровой процесс чем-то напоминал предыдущую игру Atic Atac, только игрок перемещался не по ограниченным комнатам, а по игровым экранам, коих в игре было целых 256 штук.
Underwurlde (1984) продолжила приключения искателя приключений Sabreman с тем отличием, что теперь механика игры приобрела общие черты платформера с характерным обзором сбоку.
А вот следующая часть серии под названием Knight Lore (1984) представила игрокам совершенно новый игровой движок Filmation, который изображал игровой мир в изометрической перспективе, столь популярной в ролевых играх наших дней. Игрок должен был за отведённые ему 40 игровых дней снять с персонажа проклятие, из-за которого он каждую ночь превращается в оборотня. Впервые игрок мог исследовать окружающий его мир, а не просто бесцельно шататься по похожим друг на друга декорациям.
Gunfright (1985) продолжила совершенствовать технологии, достигнутые в предыдущей игре. Главным героем стал шериф Quickdraw, который должен очистить родной город от наводнивших его преступников. Думаю, что любой человек, который в 80-х и начале 90-х играл на компьютерах ZX Spectrum, так или иначе пересекался с перечисленными выше играми братьев Стэмпер. Некоторые из них были очень инновационными для своего времени.
1987–1991: Nintendo Entertainment System
Разумеется, нельзя было не включить в сборник самую первую игру, созданную Rare для 8-битной консоли Nintendo. Slalom (1987) была предельно проста, но очень увлекательна. Игрок участвовал в слаломе, спускаясь с горы, уворачиваясь от флажков и стараясь обогнать своих соперников или же вытолкнуть их с трассы. Удивителен тот факт, что Slalom стала первой игрой для консоли NES, разработанной за пределами Японии. Вот так сильно руководство Nintendo доверяло британской студии.
Гоночный симулятор R.C. Pro-Am (1987) позволял игрокам управлять радиоуправляемыми машинками на извилистой трассе, полной препятствий. Игра стала невероятно популярной и заработала высокие оценки в профильной прессе, благодаря чему обзавелась продолжением и множеством переизданий.
В игре Cobra Triangle (1989) игрок управлял лодкой и должен был пройти 25 уровней, выигрывая заезды на скорость, попутно спасая утопающих людей, разминируя бомбы и выполняя множество других важных заданий. При всей визуальной простоте, игра поражала разнообразием геймплея, чем запомнилась очень многим.
Snake Rattle ‘n’ Roll (1990) – изометрический платформер, который также стал очень популярным среди игроков. Впервые в игру Rare можно было играть вдвоём со своим другом. Две змейки Рэттл и Ролл должны были преодолевать изометрические уровни, попутно кушая шарики, делающие их тела длиннее, а также избегая столкновений с врагами и ловушками.
Solar Jetman: Hunt for the Golden Warpship (1990) – продолжение первых двух игр студии про астронавта, о которых я рассказывал вам выше. На этот раз главный герой перемещается внутри крошечного транспортного корабля, управлять которым не так-то просто. Эта игра, если честно, очень впечатлила меня графически. Капсула главного героя настолько красиво анимирована (увидеть это можно лишь в движении), что просто диву даёшься, как разработчикам удалось всё это реализовать на столь слабом железе.
Digger T. Rock: Legend of the Lost City (1990) – история о приключениях маленького диггера Т. Рока, который должен исследовать 8 огромных пещер в поисках несметных сокровищ. Главный герой во время своих спелеологических путешествий может использовать различные вспомогательные инструменты, такие как, например, лестницы и взрывчатку.
Battletoads (1991) – эта игра, я думаю, в представлении не нуждается. В неё с упоением рубились все дети, подростки и даже взрослые в начале 90-х. Боевые жабы стали едва ли не самым лучшим экшеном тех лет для восьмибитной консоли Nintendo. Персонажи Раш, Зитц и Пимпл стали своеобразным символом того времени для многих поклонников экшенов, а уровень «Турбо туннель», в котором игроки должны были нестись на мотоциклах, уворачиваясь от препятствий и перепрыгивая пропасти, надолго запомнится многим, как одно из самых суровых испытаний в истории видеоигр вообще.
Завершается секция 8-битной консоли Nintendo игрой R.C. Pro-Am II (1992). Теперь в гонки радиоуправляемых машинок можно было играть со своими товарищами. Вдумайтесь только: вчетвером одновременно на одной консоли! Это было нечто невероятное для того времени, ведь MMORPG в те годы ещё не было.
1994–2001: аркадные автоматы и Nintendo 64
Следующую секцию открывает мой личный фаворит всего сборника – Battletoads (1994) для аркадных игровых автоматов. Rare разработала её своими силами, а издателем выступила знакомая всем вам компания Electronic Arts. Игра стала более жёсткой и мрачной по сравнению с 8-битным оригиналом. А её графика даже сегодня выглядит невероятно круто! Поверите вы мне или нет, но во время написания обзора я воткнул эту игру и натурально залип в ней на несколько часов. Просто не мог заставить себя оторваться. Кажется, что даже если бы вокруг меня начался пожар, я бы продолжал невозмутимо выбивать дух из злобных космических пиратов и гигантских боссов. Сборник Rare Replay — и без того очень выгодное предложение для игроманов, а уж наличие в нём уникального порта этой замечательной аркадной игры и вовсе делает его бесценным! Впервые эта игра доступна обладателям игровых консолей. И не нужны никакие «четвертаки», чтобы продолжить после того, как у вас закончились жизни.
Killer Instinct Gold (1996) – файтинг для консоли Nintendo 64. Странно, что права на эту игру достались Microsoft, а оригинал 1994 года они получить так и не смогли. Признаюсь честно, мне эта часть Killer Instinct совершенно не нравится. Может быть, всему виной технические ограничения консоли, игры для которой распространялись картриджах, сильно ограниченных в плане объёма памяти. Из-за низкого разрешения растровых изображений картинка на экране напоминала какую-то пёструю мазню. С другой стороны, многие игровые критики на моей стороне, так как игра получила весьма смешанные оценки.
Игра Blast Corps (1997) предлагает игрокам почувствовать себя в роли водителя тяжёлого бульдозера, который должен расчищать путь для транспорта, перевозящего ракетоносители с ядерными боеголовками. Эта игра представляет собой смесь экшена и головоломки, так как порой продумать порядок правильных действий не так-то просто. Опять же, визуально игра сильно пострадала из-за технических ограничений Nintendo 64.
Платформер Banjo-Kazooie (1998) стал легендой своего жанра, так как никто в Nintendo не ожидал, что у Rare получится настолько весёлая и привлекательная игра. В итоге история приключений забавного медведя и его пернатого друга стала одной из лучших игр того времени и вошла в Зал Славы Nintendo наряду с другим легендарным платформером, Mario 64.
Игра Jet Force Gemini (1999) – шутер от третьего лица, в котором команда из трёх героев сражается с полчищами злобных инсектоидов под управлением тирана Мизара. Помимо сюжетного однопользовательского режима игра включает в себя deathmatch на четверых игроков, а также кооперативный режим прохождения без разделения экрана.
Шутер от первого лица Perfect Dark (2000) также завоевал любовь игровых критиков и рядовых геймеров. Он стал идейным наследником предыдущего опыта студии Rare в разработке игр жанра FPS, а именно — Golden Eye 007. Главная героиня игры — агент Джоанна Дарк, которая пытается раскрыть заговор зловещей корпорации dataDyne. Технически это была одна из самых продвинутых игр для консоли Nintendo 64, поэтому в своё время для приставки даже необходимо было докупить специальный расширитель объёма оперативной памяти с 4 до 8 мегабайт, чтобы получить доступ ко всем её функциям.
Приключения неунывающей парочки друзей медведя и птицы продолжилось в платформере Banjo-Tooie (2000). Разработчики из Rare настолько стремились порадовать игроков, что в итоге из финальной игры пришлось вырезать часть контента, так как консоль Nintendo 64 уже элементарно не тянула всё это великолепие. В игре также появились мини-игры для четверых игроков.
Ещё одним платформером студии Rare для Nintendo 64 стала игра Conker’s Bad Fur Day (2001). История была рассчитана на более взрослую аудиторию, о чём свидетельствуют характерный вульгарный юмор, а также наличие в игре алкоголя, курения и многочисленных отсылок к современной поп-культуре. Несмотря на то, что критики высоко оценили игру про белку-алкоголика, её продажи разочаровали Nintendo. Может быть, именно поэтому в итоге студию Rare и решили продать Microsoft.
2003–2008: консоли семейства Xbox
Новый этап существования студии Rare начался с создания для консоли Xbox игры Grabbed by the Ghoulies (2003). Игра представляет собой приключенческий экшен, в котором парень по имени Купер вместе с подружкой Эмбер оказываются запертыми в особняке с привидениями. Купер должен сделать всё возможное, чтобы пробить им дорогу к спасению от бесконечных вампиров, скелетов и призраков.
Игра Kameo: Elements of Power (2005) лишь закрепила за Rare репутацию разработчика отличных приключенческих историй. Не изменяя своему уникальному стилю, гейм-дизайнеры Rare смогли использовать всю мощь железа новой консоли Xbox 360 и погрузить игроков в невероятно красивый и яркий мир, полный волшебства и сказочных созданий. При средней оценке игры 80% на портале GameRankings, сложно понять руководство Microsoft, которое отменило разработку её сиквела. Может быть, однажды продолжение всё-таки увидит свет.
Perfect Dark Zero (2005) – продолжение шутера для Nintendo 64, о котором я рассказывал чуть выше. Учитывая, что разработка сиквела началась ещё для консоли Nintendo Game Cube, разработчикам пришлось немало попотеть, чтобы перенести проект на совершенно новое железо Xbox 360. Зато в итоге игра обзавелась полноценным сетевым мультиплеером и невероятной графикой.
Viva Piñata (2006) – игра, относящаяся к жанру «симулятор жизни», главными героями которой выступают разноцветные зверушки в форме игрушек «пиньята». Да, да, это те самые латиноамериканские игрушки, которые дети разбивают палками в стремлении получить доступ к спрятанным от них конфетам. Игра получилась невероятно яркой и необычной. В ней нет чёткого сюжета или какой-либо конечной цели. Дети просто могут строить свой собственный сад, разводить в нём забавных ёжиков и лисичек, кормить их и играть с ними в десятки мини-игр.
Jetpac Refuelled (2007) – ремейк самой первой игры этого сборника. Графика была переработана с нуля на совершенно новом движке, с учётом потребностей современных игроков, но при этом общая хардкорность игрового процесса была сохранена. Игроку доступны 128 различных планет, каждая из которых считается отдельным уровнем. Также игра обзавелась мультиплеером на четверых друзей с разделением экрана.
Viva Piñata: Trouble in Paradise (2008) – продолжение детской игры про пиньят. К привычной сэндбокс-механике были добавлены новые элементы, такие, например, как два новых игровых режима, 28 новых животных, новые декорации и многое другое.
Banjo-Kazooie: Nuts & Bolts (2008) – next-gen продолжение платформера о похождениях бравого медведя Банджо и его спутника птицы Казуи. Игра, наконец, стала выглядеть как настоящий CG-мультфильм, благодаря современным технологиям и совершенно новому графическому движку. Именно эта игра закрывает собой сборник. Но это вовсе не означает, что Rare больше нечем нас удивить. В данный момент студия работает сразу над несколькими новыми играми, которые мы с вами сможем увидеть уже совсем скоро.
Кстати, игры сборника Rare Replay, вышедшие для консоли Xbox 360, запускаются через эмулятор. Помните, как на выставке Е3 2015 глава игрового подразделения Microsoft Фил Спенсер объявил о том, что им удалось реализовать обратную совместимость консоли Xbox One с предыдущим поколением приставок? Так вот, перед нами яркий пример того, что у них действительно всё получилось. Когда вы включаете игру от Xbox 360, её образ запускается через эмулятор. Работает всё, нужно заметить, достаточно прилично. Каких-либо особых отклонений от нормы мною замечено не было.
А ещё в каждой из старых игр студии у вас есть возможность отмотать время назад, если вдруг вы сорвались с опасного уступа или не заметили подкравшегося к вам врага и умерли. Сделано это было для повышения дружелюбности некоторых старых игр к избалованным наличием режима VERY EASY современным геймерам. Впрочем, вы можете не пользоваться данной функцией и проходить все игры совершенно честно, не прибегая к помощи подобных «читов». А если вам вдруг захотелось прервать одну игру и приступить к другой, консоль автоматически зафиксирует ваш прогресс, чтобы в следующий раз вы могли начать прямо с того места, где закончили. Очень удобно.
Обязательно следует упомянуть о графическом оформлении сборника. Когда ты включаешь игру на Xbox One, у тебя складывается ощущение, что ты попал в самый настоящий музей видеоигр. Каждая из игр Rare в выставочном зале снабжена ярким, эксклюзивно нарисованным для неё постером, помещённым в рамку, а если нажать на кнопку А, вы увидите краткое описание игры, анимированные превью-кадры из неё, а также множество забавных стилизованных анимаций, перемещающихся по экрану. Всё это невероятно оживляет и разнообразит процесс принятия игроком решения «во что бы мне поиграть теперь?».
Уникальное оформление сборника – это не всё, чем он порадует вас. Кроме самих игр вы сможете найти здесь так называемые «фичуретки» и короткометражные фильмы о создании различных игр студии, множество концепт-артов, рассказы об отменённых проектах Rare и даже музыкальные треки, которые так и не вошли в финальные версии хитов студии. Но чтобы получить доступ ко всему этому великолепному контенту, вам придётся попотеть. За прохождение игр и за выполнение различных заданий в них (к примеру, набрать 100 000 очков или за 60 секунд пройти уровень) вы будете получать особые наклейки. Соберите больше наклеек, и ваш уровень повысится. Чем выше уровень, тем к большему количеству секретного контента вы получите доступ. Вот уж где испытание для истинных фанатов студии и преданных поклонников видеоигр!
Плюсы:
- Целых 30 игр самых разных жанров.
- Замечательный экскурс в историю игровой индустрии.
- Великолепное оформление сборника.
- Наличие документальных фильмов о создании игр.
- Возможность увидеть отменённые игры студии.
- Система испытаний для самых хардкорных игроков.
- Возможность обращать время вспять.
- Наличие удобной автоматической записи.
- Реализация полноценной эмуляции Xbox 360 на Xbox One.
- Демократичная цена на сборник.
Минусы:
- Не хватает некоторых игр, права на которые остались у Nintendo.
- Чтобы посмотреть видео о создании игр, придётся попотеть.
Я не могу поставить этому сборнику оценку ниже, чем 9,5 баллов из 10. Да, лично мне хотелось бы видеть здесь оригинальный Killer Instinct 1994 года и всю трилогию Donkey Kong Country, но мечтам моим не суждено осуществиться. Целых 30 игр для того, чтобы с ушами погрузиться в историю игровой индустрии: от чёрно-белых проектов для древних компьютеров до навороченных трёхмерных приключений, которые неотличимы от анимационных фильмов. Как большой поклонник студии я получил от сборника Rare Replay невероятное удовольствие. Так что вы делайте что хотите, а я пошёл допроходить аркадную версию игры Battletoads.