Видеоигры, пропитанные сюрреализмом, всегда держались особняком на фоне своих соседей по цеху. Они появляются на свет не так часто, чтобы выделить их в особый жанр, но всегда привлекают к себе внимание игроков, уставших от мейнстрима. С огромным удовольствием я рассказываю нашим читателям о таких проектах, как Virginia или Bound, ведь они разительно отличаются от всего, что предлагает современная игровая индустрия. А вот игра Here They Lie («Что скрывает тьма» — российское название), о которой я бы хотел вам сегодня поведать, уникальна ещё и тем, что предлагает игроку отправиться в сюрреалистическое путешествие при помощи шлема виртуальной реальности PlayStation VR.
Несмотря на то, что игра вышла ещё в октябре прошлого года, а прошёл её я где-то в начале ноября, приступить к этому обзору я не решался на протяжении нескольких месяцев. Во-первых, игра очень сложна для восприятия, поэтому потребовалось время, чтобы переварить всё увиденное и услышанное. Во-вторых, игра достаточно тяжела с точки зрения физиологии. Да, можно смело вводить такой параметр, когда речь заходит о некоторых VR-проектах. Ты проходишь её, практически превозмогая себя и ощущая реальные физические страдания. Here They Lie стала настоящим испытанием для моего вестибулярного аппарата и психики. Но обо всё этом я расскажу вам чуть ниже. Честно говоря, в глубине души я надеялся, что этот обзор мне никогда не придётся писать. Но тут и мой собственный VR-шлем из Германии наконец прилетел, и для упомянутой игры вышел очередной патч, так что пришлось сгруппироваться и усесться за написание материала.
Разработали игру в стенах студии Tangentlemen. Эти ребята позиционируют себя как единомышленники, объединившиеся ради того, чтобы воплотить в жизнь жуткие сюрреалистичные видения, чем-то напоминающие кошмарные сны. Что тут скажешь? У них это получилось, ведь Here They Lie действительно можно спутать с чьим-то ночным кошмаром, в котором реальность и иллюзия переплетаются в безумном танце, мощнейшим потоком обрушиваясь на головы неподготовленных игроков. В разработке игры также приняла участие знаменитая внутренняя студия Sony — Santa Monica. Этим ребятам не привыкать ставить на ноги многообещающие инди-коллективы, так что разработчики из Tangentlemen попали в хорошие руки.
Теперь самое сложное. Как бы мне рассказать вам о сюжете игры, если понять его могут разве что сами поклонники арт-хауса и духовно просветлённые гуру? Сюжет Here They Lie в моей голове прочно ассоциируется с фильмами вроде «Донни Дарко» и «Враг» с Джейком Джилленхолом в главной роли. В них тоже практически невозможно разобраться самостоятельно, не прочтя перед этим толстенную инструкцию. Даже если вам кажется, что вы что-то поняли в истории, после разъяснения фабулы знающими людьми оказывается, что на самом деле вы даже на йоту не приблизились к её пониманию. Лично мне кажется, что разработчики и сами не до конца понимали, о чём же их игра, но всеми силами пытались создать ощущение многослойности и глубины сюжета. При этом нельзя сказать, что проект от этого выиграл. Получилось, скорее, наоборот. Игроки постоянно будут ощущать тот факт, что сценаристы игры над ними натурально издеваются.
Главным героем Here They Lie является некий мужчина, попавший в мрачную альтернативную реальность, где он пытается встретиться с темнокожей девушкой в ярко-жёлтом платье, постоянно ускользающей от него за очередным поворотом извилистых улочек чёрно-белого города. На протяжении всей игры вы будете находить различные документы, снимки и слышать чей-то голос из трубок уличных телефонов-автоматов, но связать эти материалы между собой в единую историю практически невозможно. Время от времени главного героя преследует гигантский мужчина в старомодном пиджаке, шляпе и с портфелем в руках. Вокруг него вспыхивает пламя, сжигающее всё живое. Но кто это такой и чем ему не угодил протагонист игры – никто объяснять нам, разумеется, не станет. Где-то после пары часов игры я перестал пытаться разобраться в нагромождении непонятного символизма, метафор, образов и решил просто насладиться игровым процессом.
По мере прохождения вам доведётся побывать в нескольких локациях, включая тёмный город, заброшенное метро, квартал красных фонарей, населённый людьми со звериными головами, пригород, а также в других интересных местах, упоминать которые я не стану специально. Монохромные локации, хоть и изображены достаточно детально и красиво, страдают от нехватки интерактивности. Да, в ящиках вы можете найти батарейки для фонариков, можете наткнуться на пару листков с непонятно кем написанными текстами, на выцветшие фотографии, но в остальном – делать здесь практически нечего. Можно лишь идти вперёд и стараться при этом не заблудиться в лабиринте узких коридоров и переулков. Вообще, игровой процесс напоминает такие проекты, как Dear Esther, Gone Home и Everybody’s Gone To Rapture. В кругах геймеров их в шутку называют «симуляторами ходьбы» из-за того, что главный герой способен лишь передвигаться, осматриваться и читать или прослушивать какие-либо записи.
Время от времени игра предлагает вам вкрапления стелс-механик, когда придётся прятаться в тени, чтобы вас не заметили жутковатые создания с оленьими рогами на головах. Появляются они очень внезапно, поэтому не всегда можно успеть на это адекватно отреагировать. А учитывая, что у главного героя нет совершенно никакого оружия, в случае столкновения с противником, вы, скорее всего, умрёте. После смерти протагонист обнаруживает себя стоящим на поверхности кроваво красного моря на фоне заката, а вокруг него из воды беззвучно поднимаются клоны того самого загадочного мужчины с портфелем. Нужно немного пройти вперёд и море трансформируется в коридор, заканчивающийся дверью к локации, где вы только что погибли. По сути, бесповоротно умереть в Here They Lie нельзя. Это несколько расстраивает, так как значение смерти главного героя резко обесценивается.
Пару раз игра попытается создать иллюзию интерактивности, предложив игроку сделать непростой моральный выбор. Например, убить или пощадить встреченное им существо. Но на деле, что бы вы ни сделали, в итоге это практически никак не отразится на дальнейшем развитии событий. Зачем этот выбор вообще был нужен и какой смысл он в себе несёт – сказать крайне сложно. Концовки у игры тоже две, и выбрать одну из них Here They Lie предложит вам в самом финале. Я бы не сказал, что заключительные сцены хоть как-то проясняют весь тот сюр, что происходил с главным героем на протяжении нескольких часов, но любителям арт-хауса развязка наверняка понравится. Тем не менее после финальных титров у игрока остаётся огромное количество вопросов, ответы на которые узнать ему просто не суждено.
В чём игра несравненно хороша, так это в умении проецировать на игрока атмосферу одиночества, беспомощности и безысходности. Есть в Here They Lie впечатляющая сцена, когда игрок пытается спасти от гибели нескольких жителей этого тусклого сюрреалистического мира. Разворачивается всё это на сцене небольшого театра под улюлюканье и выкрики беснующихся зрителей. В этот момент мне даже показалось, что разработчикам удалось создать внутри своей игры небольшой шедевр. Но удовольствие длится совсем недолго, и после окончания сцены мы вновь возвращаемся к унылому «симулятору ходьбы». Вообще, местами атмосфера по-настоящему обволакивает зрителя-игрока. Наверняка вас впечатлят сцены группового секса с телевизором, а также изящные отсылки к играм серии Bioshock Кена Левина. Сильные эмоции вам обеспечены даже несмотря на то, что сюжет Here They Lie во всей его полноте постичь практически невозможно.
Визуально игра довольно противоречива. Работа художников заслуживает уважения, так как при скудной цветовой палитре им удалось создать по-настоящему красочный и разнообразный мир. Да только вот технически игра совершенно не впечатляет. Расплывчатые текстуры разочаровывают довольно быстро, а встречаются они буквально на каждом шагу. Обилие мыла лишь усугубляет и без того не самую радужную ситуацию с VR-гарнитурой, разрешение дисплея которой оставляет желать лучшего. Помимо всего прочего, в игре просто отвратительный антиалиазинг. Хотя спустя некоторое время ты привыкаешь к этой картинке и перестаёшь обращать внимание на её изъяны, полностью отдавая себя всепоглощающей атмосфере. Особого упоминания заслуживает финальная часть игры: такого крутого и яркого трипа я ещё не видел ни разу за свою многолетнюю практику работы игровым журналистом. Разработчики наверняка баловались ЛСД или другими наркотиками, когда создавали «это».
Как я уже говорил вам выше, в игру очень сложно играть с чисто физической точки зрения. Это, пожалуй, самый укачивающий VR-проект из всех тех, с которыми мне приходилось сталкиваться. Примерно спустя 10-20 минут игры вы чувствуете, как вас начинает сильно тошнить. И дело здесь вовсе не в недостатках технологии виртуальной реальности как таковой, а элементарно в неопытности разработчиков. Это сейчас они выпустили патч, корректирующий стриминг текстур и несколько сглаживающий движения, а в октябре прошлого года, когда я проходил Here They Lie, мне приходилось буквально силой заставлять себя надевать на голову гарнитуру PlayStation VR. До того страшно было вновь ощутить на себе пагубное воздействие данного проекта. В игре есть несколько настроек для перемещения персонажа: вы можете поворачивать камеру плавно (с возникновением тёмной виньетки по краям экрана), либо разворачивать её резкими поворотами на определённое количество градусов, чтобы минимизировать укачивание. Но я скажу вам так: ни один из доступных режимов не гарантирует, что через полчаса вы не побежите строго в направлении унитаза. Как сказал один из моих западных коллег: Here They Lie – замечательная игра, если вы нечаянно проглотили яд и вам срочно вызвать обильную рвоту. Вот уж с чем не поспоришь.
Разработчики из Tangentlemen быстро сообразили, что низкие оценки их проекта, а также пока ещё небольшое число владельцев гарнитуры PlayStation VR не позволят их противоречивой игре принести им хоть какую-то прибыль. Именно поэтому было решено выпустить обновление, позволяющее играть в Here They Lie без всяких VR-шлемов, просто на экране телевизора. Хотя что-то подсказывает мне, что даже этот ход уже не способен спасти тонущий корабль. Слишком многие игроки сильно обожглись об игру на этапе её VR-дебюта, а сарафанное радио среди геймеров работает сегодня просто на ура. Если разработчик выпустил откровенную туфту, его быстро похоронят под тоннами отрицательных отзывов. Медленный и монотонный игровой процесс, мощное укачивание в VR, отталкивающий главный герой и отсутствие какого-либо внятного сюжета – всё это вряд ли можно назвать составляющими отличной игры.
Плюсы:
- Замечательная атмосфера, идеально передающая страх, смятение и одиночество.
- Финальная часть игры обязательно порадует любителей психоделических трипов.
- С недавних пор игру можно пройти без наличия у вас гарнитуры PlayStation VR.
- Сцена в театре заслуживает отдельной похвалы разработчиков.
- Очень качественно проработанные игровые локации.
Минусы:
- Сюжет игры настолько сложен, что его не понимают даже сами разработчики.
- Медленный, монотонный, откровенно скучный игровой процесс.
- Чувствуется катастрофическая нехватка взаимодействия игрока с окружением.
- В режиме виртуальной реальности игру способны пройти лишь мазохисты.
- Точки автоматического сохранения находятся очень далеко друг от друга.
- Жуткий антиалиазинг, размытые текстуры, графические глитчи и клиппинг.
Игра Here They Lie своей атмосферой почему-то напомнила мне такие фильмы, как «Сталкер» Андрея Тарковского и «Голова-ластик» Дэвида Линча. Её прохождение – это своего рода хождение по мукам, когда ты хочешь сорвать со своей головы VR-шлем, но нужно собрать волю в кулак и узнать, чем же в итоге закончится эта психоделическая история. Пытаясь обуздать тошноту и укачивание, ты идёшь к финалу, преодолевая многочисленные трудности и препятствия, но в итоге понимаешь, что оно того не стоило. Аттракцион невиданной жестокости длиною в пять-шесть часов проверит ваш организм на прочность и, возможно, пару раз даже сумеет напугать или заставит почувствовать себя совершенно беспомощным. Однако лично я советую вам провести это время в другом VR-хорроре под названием Until Dawn: Rush of Blood. А этой игре я ставлю лишь 4 балла из 10.