Лето 2016 года оказалось чрезвычайно щедрым на необычные видеоигры, которые можно отнести скорее к современному искусству, нежели к традиционной игровой индустрии. Вспомнить хотя бы великолепную ABZÛ или мрачное приключение INSIDE. 16 августа в продажу поступает игра Bound эксклюзивная для консоли PlayStation 4. Я не мог остаться в стороне от этого события, так как всегда любил экспериментальные артхаусные проекты. Мне уже удалось ознакомиться с новинкой, посему спешу поделиться с вами своими впечатлениями.
Игру Bound разработали в стенах небольшой польской студии Plastic, основанной в 1997 году программистом и активным деятелем «демосцены» Михаилом Станишевским. Демосцена – своеобразная киберкультура, зародившаяся в конце 70-х. В те годы особенно талантливые хакеры создавали удивительные визуальные «демонстрации», или «демо», при помощи одного лишь компьютерного кода. При этом из очень слабого железа выжимались буквально все соки, что приводило в шок даже видавших виды специалистов по компьютерной графике. По сути, демосцена – это удивительный симбиоз искусства и программирования. Именно на этой плодородной почве образовалась студия Plastic.
С японской компанией Sony у студии Plastic сложились очень дружеские отношения. Японцы поддерживают начинания поляков и не вмешиваются в производственный процесс, позволяя тем творить, что им заблагорассудится, и спокойно исследовать железо новых консолей семейства PlayStation. Так в итоге на свет появилась весьма странная 7-минутная демка Linger In Shadows для консоли PlayStation 3. Затем поляки представили свою первую видеоигру Datura, в которой игроки путешествовали по мрачному миру и взаимодействовали с объектами посредством игровых контроллеров PlayStation Move. Каждый новый проект поляков поражал своей креативностью и не был похож ни на что другое. В их небольших экспериментах было что-то необъяснимо притягательное. Было то, что заставляло возвращаться к ним снова и снова.
Новая игра студии под названием Bound начинается с того, что некая молодая женщина приезжает на побережье моря, где стоит дом, в котором она когда-то выросла. Неспешно прогуливаясь по пляжу, она погружается в нахлынувшие на неё детские воспоминания. И в этот самый момент игрок переносится в абстрактный фантастический мир, в котором девушка предстаёт перед нами в образе хрупкой балерины в маске из красного стекла. С помощью изящных танцевальных движений она преодолевает препятствия, возникающие на её пути. При этом поток визуальных образов, музыки и звуков не прекращается ни на секунду, превращая происходящее на экране в эффектное зрелище для самых притязательных эстетов.
Bound – это история о том, насколько хрупким может оказаться семейное счастье. В игре поднимаются очень непростые и важные вопросы, понять которые сможет лишь взрослый, уже состоявшийся человек. Игровой процесс разбит на главы, в конце которых нам демонстрируют сцены из детства главной героини. Так, фрагмент за фрагментом перед нами выстраивается общая картина, из которой становится понятно – что же в итоге привело девушку к старому дому, в котором она выросла вместе с родителями и старшим братом. Несмотря на то, что сначала игра может показаться вам бессмысленной и даже абстрактной, в ней заложен очень важный посыл. Поэтому не спешите судить о книге по её обложке. В случае с Bound всё гораздо глубже, чем может показаться.
Что же касается игрового процесса, то перед нами очень необычный 3D-платформер. Главная героиня представляет собой нечто среднее между балериной, современным танцором и художественной гимнасткой. Естественным продолжением её рук являются ярко-красные ленты, удлиняющиеся в те моменты, когда девушка начинает танцевать, и обеспечивающие ей своеобразный защитный кокон от врагов. Противникам главной героини выступают агрессивные растения, живой огонь, чёрные роящиеся бумажные самолётики и исполинских размеров существа. Разумеется, каждый объект в игре связан с детскими воспоминаниями девушки, так что удивляться здесь нечему.
Невозможно без восхищения смотреть на то, как главная героиня движется. Даже если не прикасаться к геймпаду, она демонстрирует нам удивительные растяжки и настолько изящные танцевальные движения, что просто диву даёшься. А уж если вы перемещаетесь по уровню – готовьтесь к настоящему танцевальному пиршеству. Специально для создания игры Bound разработчики разыскали и наняли талантливую танцовщицу Марию Удод, которая подарила героине свои движения посредством технологии Motion Capture. В этом непростом деле разработчикам из Plastic помогали специалисты студии Santa Monica, которые помимо серии брутальных экшенов God of War, знамениты активной поддержкой различных экспериментальных проектов вроде Bound.
Визуально игра выглядит очень круто, а картинка выводится на экран в честных 1080р с частотой кадров 60 fps. Сюрреалистичные яркие пейзажи, на фоне которых порхает невесомая балерина, надолго засядут в вашей памяти. Прыжки по невероятным с физической точки зрения конструкциям, стремительные скольжения по атласным лентам, море, состоящее из оживших белых кубов, — каждый объект в игре живёт своей собственной жизнью, активно взаимодействуя при этом с главной героиней. Художники из Plastic использовали в игре всё то, чему за долгие годы их научила демосцена, а привнеся в игру сюжетную составляющую, они наполнили абстрактные образы важным смыслом. Единственное, от чего меня в игре покоробило, – это качество прорисовки главной героини во вставках между уровнями. Над анимацией лиц полякам предстоит ещё работать и работать. Сразу становится понятно, почему балерина в игре носит маску.
Игра достаточно коротка и её можно пройти буквально за три-четыре часа. Тем не менее история Bound имеет по крайней мере две концовки, что может подтолкнуть вас к повторному перепрохождению. Кроме того, внутри игры спрятано немало секретов, отыскать которые сумеют лишь самые внимательные игроки. Проходить игровые уровни можно в любом порядке, листая странички дневника главной героини, общая суть от этого никак не изменится. После завершения игры, вам станет доступен режим скоростного прохождения, в котором вы можете помериться ловкостью с другими игроками с помощью таблиц рекордов. Каждый уровень скрывает множество «шорткатов», благодаря которым вы можете значительно ускорить прохождение и поставить новый рекорд. Создатели игры уверяют, что пройти Bound можно аж 120-ю различными путями.
Разработчики встроили в игру фоторежим, с помощью которого любой желающий может приостановить игровой процесс в любую секунду, выбрать нужный ему ракурс, графический фильтр, а затем опубликовать получившееся изображение в социальных сетях. Но и это ещё не всё! Игра изначально разрабатывалась с встроенной поддержкой гарнитуры виртуальной реальности PlayStation VR. Как только новый гаджет Sony поступит в продажу 13 октября этого года, для игры будет выпущено бесплатное обновление, позволяющее игрокам снова оказаться в фантастическом мире Bound, но на этот раз уже при помощи VR-шлема.
Bound напомнила мне сразу несколько других произведений, с которыми её объединяют отдельные элементы. В памяти сразу всплыл экшен P.N.03, созданный отцом Resident Evil Синдзи Миками для консоли Nintendo Game Cube. В этой игре главная героиня расстреливала агрессивно настроенных роботов, не прекращая при этом танцевать. Ещё мне вспомнилась удивительной красоты головоломка Kula World для самой первой PlayStation. Во многом благодаря тому, что в этой головоломке нарушались некоторые законы физики. То же самое мы можем наблюдать и в Bound. А ещё у меня возникли невольные ассоциации с фильмом «Зеркальная маска», головоломкой Monument Valley и недавней игрой Unravel. Нет. Bound ни в коем случае не старается быть похожей на эти произведения. Просто в наше время что ни сделай, а до тебя уже кто-то пытался создать нечто подобное.
Плюсы:
- Удивительной грации главная героиня, от которой просто невозможно оторвать глаз.
- Фантастический абстрактный мир, живущий по своим собственным правилам.
- Игра демонстрирует совокупность достижений демосцены и современных технологий.
- Прекрасная обволакивающая музыка и атмосферные звуковые эффекты.
- Планируемая поддержка гарнитуры виртуальной реальности PlayStation VR.
Минусы:
- Слишком уж простенькая графика и анимация во вставках между уровнями.
- Короткая продолжительность.
Игра Bound – это очень трогательная история о родителях и детях, о семье и взаимопонимании. Всё это оформлено в лучших традициях европейской демосцены, когда глубочайший смысл помещён внутрь эффектной визуальной оболочки, найти и извлечь его из которой предстоит игроку. Очень приятно видеть профессиональный рост польской студии Plastic, которая начинала с небольших демонстраций и экспериментов, а к выходу консоли Sony PlayStation 4 добралась до разработки полноценных видеоигр. Ценителям артхауса и необычных игр проходить мимо Bound категорически не рекомендуется. Ставлю игре 8,5 баллов из 10.