Сервис Steam в последние годы стал настоящей Меккой для поклонников компьютерных игр. Кто бы мог подумать, что глава компании Valve Гейб Ньюэлл сумеет возродить увядающий PC-гейминг и создать удивительно гармоничную экосистему, сочетающую в себе магазин игр с демократичными ценами и регулярными распродажами хитов, социальную сеть для геймеров, а также площадку Steam Greenlight, на которой начинающие разработчики смогут представлять миру свои амбициозные проекты. Но когда Valve объявила о выпуске своего собственного железа – никто к этому готов не был. Сегодня я хотел бы рассказать вам об удивительном игровом контроллере Steam Controller, а также о телевизионной приставке Steam Link.
Начнём несколько издалека. Конечно же, идея создания уникальных геймерских компьютеров Steam Machines изначально была обречена на провал. Похоже, что даже в Valve это прекрасно понимали, поэтому возложили ответственность за их производство на плечи других компаний, работающих по франшизе. Рынок комплектующих постоянно динамично развивается, поэтому компьютер, бывший топовым в прошлом году, в этом может оказаться уже «ни туда ни сюда». К тому же большинство продвинутых геймеров привыкли собирать для себя конфигурацию ПК самостоятельно. Идея универсальных PC для запуска Steam «не выстрелила», поэтому сегодня о Steam Machines уже практически никто не вспоминает. Однако у Valve достаточно успешно получилось запустить два других проекта, о которых пойдёт речь в этом обзоре.
Изначально у меня было две причины для приобретения связки из Steam Controller и Steam Link. Начнём с того, что я всегда мечтал играть в любимые PC-игры на своём телевизоре, развалившись перед ним на диване. Только представьте себе: запустить на большом экране Civilization V или Heroes of Might and Magic III, удобно устроиться на груде подушек и уйти от работы и жизненных невзгод хотя бы на пару часиков. А вот тут-то я и сталкивался с двумя серьёзными проблемами. Во-первых, классические PC-игры не подразумевают наличия схем управления при помощи геймпада, а развалиться на диване с клавиатурой и мышью – не так уж и удобно. Во-вторых, мой игровой компьютер расположен в спальне, где отдыхают жена и дочь, а учитывая, что играю я в основном по ночам (да, я — натуральная сова), мешать им своими игрищами я хотел бы меньше всего.
Инженеры Valve словно знали о том, что мне нужно больше всего. Иначе как объяснить тот факт, что два небольших устройства одним махом способны решить столь глобальные для заядлого геймера проблемы? Steam Controller заменяет собой мышь и клавиатуру, облачая их в привычную (хотя нет, вру, не совсем привычную) для поклонника консольных игр форму геймпада. А крошечная телевизионная приставка Steam Link позволяет транслировать изображение и звук с компьютера, расположенного в другой комнате, на ваш телевизор в разрешении 1080р и с частотой кадров 60 fps. Ну не сказка ли? Спасибо дядюшке Гейбу за наше счастливое детство! Многие из постоянных читателей моих обзоров наверняка зададут мне вполне очевидные вопросы: почему бы не перетащить компьютер в гостиную или не прокинуть HDMI-кабель из комнаты в комнату? Отвечу как есть: работать мне всё же удобнее в спальне, где у меня оборудован свой угол с письменным столом, так что таскать компьютер из комнаты в комнату несколько раз в день – не предел моих мечтаний. А протяжка 20-метрового HDMI-кабеля вряд ли решит мою проблему, так как при длине кабеля свыше 10-15 метров возможны возникновения искажений и затухания сигнала. Да и сигнал от беспроводного контроллера вряд ли пробьётся через две толстые кирпичные стены. Так что – Valve действительно решила за меня все эти проблемы.
Теперь я расскажу вам обо всём как можно более подробно. Обзор свой я разобью на два блока, каждый из которых будет посвящён одному из устройств. В завершении материала я расскажу вам о своём опыте взаимодействия с этими устройствами. Коробка со Steam Controller выполнена в приятных сине-голубых тонах. На картонном рукаве изображён геймпад достаточно непривычной формы. Ну не принимает моё нутро такое расположение элементов на контроллере, хотя в видел на своём веку немало удивительных геймпадов. Вспомнить хотя бы чудаковатый контроллер от приставки Nintendo 64 или древний джойстик от Atari 2600, на который сегодня современный человек посмотрит как на каменный топор.
Обратная сторона коробки открывает нам пускай и небольшой, но очень приятный сюрприз. Российское игровое издательство «Бука», заключившее с Valve эксклюзивный договор о поставках их продукции в магазины России, сумело убедить руководство компании Гейба Ньюэлла в том, что российские геймеры высоко оценят дополнительный бонус в виде бесплатных игр для Steam. Так в комплект с геймпадом попал код на активацию целых 18 игр Valve. И это предложение эксклюзивно для России. Среди игр такие хиты, как Counter Strike, Half-Life, Half-Life 2 (включая все дополнительные эпизоды), великолепная дилогия Portal, две части кооперативного зомби-шутера Left 4 Dead, а также многое, многое другое. Рискну предположить, что все эти хиты уже давно есть в библиотеке каждого уважающего себя пользователя Steam. Но может статься, что кто-то столкнётся с ними впервые. В любом случае данный бонус весьма приятен.
Очень приятно то, что на коробке среди различных языков, есть врезки и на русском. На верхней поверхности картонного рукава мы видим описание комплектации, а на нижней – системные требования для работы контроллера. Нам потребуется операционная система Windows не ниже версии 7 или же Mac OS не ниже 10.10, а также рабочий аккаунт сервиса Steam.
Аккуратно сняв картонный рукав с коробки, я очень удивился, что даже изнутри он покрыт иллюстрациями. На внутренней поверхности мы видим Steam Controller, разобранный на мельчайшие составляющие части, вплоть до винтиков. Очень интересное дизайнерское решение. Но ведь за это мы и любим художников Valve.
Теперь нас от геймпада отделяет всего лишь вот эта липкая лента.
А вот и он: контроллер, который должен совершить революцию в мире компьютерных игр, совместив точность управления мышью и удобство использования привычного для многих геймпада. Думаю, что вам интересно будет узнать о том, что Steam Controller собирается на полностью автоматизированном конвейере одной из американских фабрик (вы удивитесь, но это не Китай!). От начала и до самого конца этот собирается и тестируется исключительно роботами.
Что и говорить, но выглядит он действительно весьма непривычно. Две огромные сенсорные панели там, где у других контроллеров находятся кнопки и крестовина D-Pad, ну или, на худой конец, аналоговая рукоять. Впрочем, вы видите, что один аналоговый рычажок инженеры Valve всё-таки оставили, вовремя сообразив, что без этого привычного элемента управления нынче никуда. Напомню вам, что в первых прототипах Steam Controller никакого рычажка не было.
Именно эта карта со скретч-полосой позволит вам получить заветный код, введя который на сайте издательства «Бука», вы получите цифровой ключ для активации в сервисе Steam тех самых 19 игр, о которых я рассказывал вам чуть выше. Я лично знаком с ребятами из «Буки» и очень рад, что они сумели выбить из Valve столько ништяков для российских пользователей. Ну а как иначе? Россия для Valve – один из наиболее прибыльных рынков во всём мире. Русских обижать нельзя ни в коем случае!
Под контроллером в коробке я обнаружил набор из двух АА-батареек производства Duracell, а также USB-приёмник сигнала контроллера.
Опускаясь всё ниже и ниже к дну коробки меня ждали новые открытия. Так я добрался до инструкций по эксплуатации геймпада, а также обнаружил удлинитель для USB-приёмника.
Перед нами полное содержимое коробки за исключением самого контроллера и печатных вложений. Ничего лишнего. Кабель для удобства стянут мягким силиконовым кольцом.
Так выглядит приёмник сигнала с логотипом Steam, вставленный в хаб-удлинитель. Мне это устройство не понадобилось, так как на фронтальной поверхности моего компьютера достаточно свободных USB-портов. Однако тем людям, у кого с этим делом напряжённая ситуация, могут прокинуть кабель удлинителя к задней стенке корпуса компьютера, тем самым решив свою проблему. Этот же кабель можно использовать и в качестве провода, соединяющего контроллер напрямую с PC, но кому это нужно в наше-то время?
Инструкций в комплекте с контроллером две. Первая — это краткий гид для начала работы с устройством, где в «ежу понятных картинках» нам объясняют, что и куда нужно втыкать. Вторая же инструкция – более традиционное текстовое описание геймпада на нескольких языках, включая русский.
Вернёмся к самому контроллеру. Вы наверняка заметили, что расцветка кнопок A, B, X и Y один в один совпадает с контроллерами производства Microsoft. Так уж завелось, что эти геймпады стали основными для большинства PC-геймеров. В Valve это тоже прекрасно понимают, поэтому привычного положения вещей никто менять не стал. К тому же в большинстве игр интерфейс ориентируется именно на такое расположение, название и цвет кнопок.
В верхней части контроллера вы можете видеть Micro-USB порт для проводного подключения устройства к ПК.
В нижней же расположена кнопка, открывающая отсек для батарей. Сдвигаете её до упора влево, и задняя стенка контроллера с характерным щелчком отскакивает, обнажая перед нами его внутренности.
Наиболее удивительными элементами управления контроллера, разумеется, являются две круглые сенсорные панели. Правая панель совершенно гладкая, а на левую нанесён рельефный рисунок в форме крестовины, что является отсылкой к традиционному D-Pad. Каждая панель может нажиматься в четырёх положениях: сверху, снизу, слева и справа, как обычная крестовина. Но по умолчанию правая панель настроена так, словно это ваша компьютерная мышь, а левая панель – имитирует колесо прокрутки мыши. Для прокрутки, например, страницы в браузере вверх и вниз вам нужно совершать круговые движения большим пальцем по часовой или против часовой стрелки. Левая и правая кнопки мыши (тоже по умолчанию) назначены на нижние задние курки контроллера.
Valve удалось добиться высокой точности считывания прикосновений ваших пальцев к сенсорным панелям (за счёт их разрешения), что позволило достичь невероятной отзывчивости в играх. Теперь вы действительно можете заменить мышь традиционным геймпадом без потери производительности. Правда, для максимально комфортной игры вам всё-таки придётся немного настроить устройство под себя. О тонкостях настройки мы с вами поговорим немного позже, когда дело дойдёт до полевых испытаний контроллера.
Одной из самых необычных особенностей Steam Controller, на мой взгляд, является совершенно новая форма тактильной связи с игроком. Все мы привыкли к встроенным в современные геймпады моторы с грузиками разного размера и веса. В нужный момент они раскручиваются внутри корпуса контроллера, имитируя вибрации различной силы и частоты. Это, в свою очередь, позволяет нам ощутить дрожь от игрового взрыва или толчок от попавшей в плечо вражеской пули. Но инженеры Valve решили отказаться от традиционной схемы тактильной отдачи. Вместо этого в каждую сенсорную панель встроен своего рода динамик или «линейный резонансный привод», как его называет производитель. Динамик генерирует низкочастотные вибрации, которые отлично ощущаются кончиками пальцев. Это сложно описать словами, но, когда ты ведёшь пальцем по сенсорной поверхности, она словно котёнок мурлычет тебе в ответ. Вы ощущаете клики мыши, перемещение курсора и другие свои действия. При этом никаких моторов с грузами внутри контроллера больше нет. Очень необычные и приятные ощущения.
По центру контроллера вы можете видеть светящуюся кнопку с логотипом Steam, а также две кнопки со стрелками, которые способны выполнять соответствующие функции аналогичных кнопок других популярных контроллеров. Центральная кнопка вызывает меню настроек Steam, где, помимо всего прочего, можно настроить и сам контроллер. Ещё эта кнопка в сочетании с некоторыми другими кнопками играет роль «шорткатов». Например, если одновременно нажать кнопку Steam и правый курок, у вас получится сделать скриншот экрана. А длительное нажатие этой кнопки попросту выключает контроллер.
На обратной стороне корпуса Steam Controller можно обнаружить две дополнительные «кнопки-лепестка». На них вы можете назначить любые удобные для себя функции, как в своих любимых играх, так и просто во время взаимодействия с операционной системой. Нечто подобное мы могли видеть в недавно выпущенном компанией Microsoft геймпаде Xbox Elite Controller. Как по мне, на эти «лепестки» особенно удобно будет назначить переключение передач в автомобильных симуляторах.
Кнопки-лепестки совмещены с крышкой, скрывающей от нас отсеки для пальчиковых батареек, а также полезную информацию о контроллере, включая точное название модели, серийный номер и многое другое.
Батарейки (или аккумуляторы – здесь кому как удобнее) вставляются достаточно просто. По одной штуке в каждую из двух рукоятей контроллера. Вытаскиваются они при помощи специальных кнопок. Надавил на кнопку – батарейка катапультировалась тебе в ладонь. Всё продумано до мелочей! От одного комплекта батареек контроллер способен непрерывно проработать до 80 часов к ряду.
Пришёл черёд поговорить о триггерах. Верхние триггеры (или «бамперы», как их некоторые называют) очень похожи на те, что используются в Xbox One Controller. Они обладают крайне небольшим ходом и достаточно туго нажимаются с характерным кликом.
Нижние же триггеры (или «курки») обладают очень оригинальным двухступенчатым устройством. У них как бы есть два уровня нажатия. Когда вы нажимаете на курок, он поначалу идёт достаточно легко, но затем упирается в некое препятствие на своём пути. Давим сильнее и продавливаем триггер до характерного щелчка. Для чего нужны все эти сложности? А для того, чтобы на один курок можно было возложить сразу две функции: прицеливания и выстрела в шутерах от первого лица. Подводим триггер до упора, и ваш персонаж начинает целиться из оптического прицела снайперской винтовки. Дожимаем курок до клика и делаем выстрел в цель. На других контроллерах для подобных операций было нужно задействовать сразу два курка. Инженеры Valve решили, что могут усовершенствовать существующую систему. С одной стороны, выглядит и ощущается это весьма оригинально и даже удобно. А с другой — кого-то может оттолкнуть факт, что в других играх у триггеров будет ощущаться приличный холостой ход или, как это принято говорить среди геймеров – «мёртвая зона». К примеру, когда на триггеры назначены клавиши мыши – они становятся очень неудобными. Пока доведёшь кнопку до клика – проходит уж очень много времени. А кликать мы все привыкли быстро и чётко.
Как я уже говорил ранее, Гейб и его товарищи так и не смогли отказаться в своём контроллере от аналоговой рукояти. Ранние прототипы геймпада были начисто лишены каких-либо выпирающих элементов, но в итоге финальная версия контроллера таки получила привычный нам рычажок. Расположен он, как вы видите, ровно там, где находится левый аналоговый джойстик геймпада DualShock 4. У контроллеров Xbox 360 и Xbox One аналоговая рукоять находится гораздо выше и левее, занимая место D-Pad. Рукоять покрыта приятной на ощупь резиной с текстурированной поверхностью.
Интереса ради, можно сравнить контроллер с двумя поколениями геймпадов производства Microsoft. Думаю, что вы сразу заметите основное различие: Steam Controller вогнут внутрь, в то время как геймпады Xbox 360 и Xbox One достаточно «пышной» формы. Сделано это по той причине, что для свободного доступа ваших пальцев к сенсорным панелям, у них на пути не должно быть излишних выпуклостей. И действительно: геймпад сидит в руках как влитой. В плане эргономики придраться не к чему.
Габариты контроллеров практически одинаковы. Но Steam Controller визуально чуть шире двух своих собратьев.
Верхние курки у геймпадов тоже практически одинаковы, а вот нижние – различаются. У контроллера Xbox One они сильно выгнуты нижними краями наружу, подобно настоящим оружейным куркам, а у Steam Controller эти кнопки более ровные, хоть и имеют небольшое искривление.
Впрочем, во многом всё-таки эти два контроллера очень схожи. Одинаковая цветовая схема, одинаковые обозначение кнопок, расположение элементов управления в центральной части геймпадов, одинаковый шероховатый пластик корпуса и многое, многое другое. Steam Controller может похвастать наличием глянцевых пластиковых вставок. Хотя какое тут хвастовство, когда такие поверхности отлично собирают на себя отпечатки пальцев?
Давайте сравним контроллер и с двумя последними поколениями геймпадов DualShock. Опять же, по размерам они вполне сопоставимы друг с другом. Но в остальном сильно различаются. Сразу становится понятно, что во время разработки своего устройства дизайнеры Valve вдохновлялись наработками Microsoft.
Триггеры контроллеров отличаются очень сильно. Достаточно взглянуть на эти фото, и вы всё сами поймёте без моих комментариев.
И опять же, складывается ощущение, что Steam Controller немного больше, нежели DualShock 4.
Теперь устроим небольшой обзор телевизионной приставки Steam Link. Упаковки обоих устройств выполнены в единой стилистике, только коробка от приставки несколько толще, нежели упаковка контроллера.
Внутри картонного рукава мы вновь можем наблюдать иллюстрацию с разобранной на составные детали приставкой.
А вот и второй герой обзора – крошка Steam Link. Глядя на эту малютку впервые, даже и не верится, на что она в итоге способна.
В коробке мною были обнаружены две инструкции, как и в случае со Steam Controller.
Из основной коробки я извлёк ещё одну, надёжно запечатанную коробку тёмно-синего цвета, внутри которой оказался набор вилок для розеток разных стран. Самая левая вилка используется в Австралии, Новой Зеландии, Папуа-Новой Гвинее и Аргентине. Вторая вилка – изобретение британцев. Третья – вам должна быть хорошо знакома, ведь это европейский вариант, широко распространённый в России. Четвёртая вилка оказалась надетой на блок питания, а рассчитана она на американские розетки. Вилки легко меняются, подобно тому, как это реализовано в блоках питания производства Apple. Что не придумай инженеры купертиновской корпорации, всё немедленно идёт в народ.
Перед нами полное содержимое вышеупомянутой синей коробочки. Кроме вилок и блока питания вы можете видеть Ethernet-кабель со штекерами 8P8C (в народе его ошибочно называют RJ45, а ведь это название сетевого интерфейса, а не штекера или кабеля).
Steam Link очень компактен. Несмотря на свои крошечные размеры, устройство достаточно стильно смотрится на тумбе рядом с телевизором.
Корпус устройства снабжён шестью разъёмами, пять из которых расположились на его задней грани. Это два USB-порта, один Ethernet-разъём, HDMI-выход, а также отверстие, куда вставляется кабель от блока питания. На боковой грани расположен ещё один дополнительный USB-разъём. Может быть он вам никогда и не понадобится, но лучше уж пускай будет запасной. К этим разъёмам вы можете подключить любые игровые контроллеры, в том числе рули, джойстики для авиасимуляторов и многое, многое другое. Никто не запрещает вам воткнуть в Steam Link проводную мышь или клавиатуру, или же приёмник сигнала от беспроводных устройств, включая тот же Steam Controller. Но следует иметь в виду, что некоторые особенно эксклюзивные устройства могут потребовать дополнительных драйверов, а установить их на это устройство малой кровью не выйдет. Для этого придётся приобрести в магазине Steam специальное приложение VirtualHere, призванное устранить все недопонимания между Steam Link и периферией. Стоимость приложения составляет 419 рублей. Но не факт, что оно вообще вам когда-то понадобится.
На нижней поверхности устройства мы видим QR-код, ведущий на сайт производителя, а также разную полезную информацию. Радует, что практически всё дно устройства покрыто мягким прорезиненным материалом, что исключит скольжение Steam Link по той поверхности, на которую вы его установите.
А вот так Steam Link смотрится рядом со Steam Controller. Идеальная пара, не правда ли?
Я подробно рассказал вам о самих устройствах, а теперь пришла пора поговорить о том, как они работают в совокупности друг с другом, а также о том, как их правильно настроить и погрузиться с головой в любимые игры. Настраивать первым делом будем Steam Link, ведь через него мы выведем картинку на свой телевизор, находящийся на некотором расстоянии от компьютера. В моём случае это действительно приличная дистанция, если измерять её в длине «витой пары», а если учесть, что телевизор и компьютер разделяют две кирпичные стены толщиной по 50 сантиметров каждая, то становится понятна моя радость по поводу приобретения данного устройства. К сожалению, я так и не сумел самостоятельно наделать скриншотов интерфейса Steam Link, так как у меня не оказалось под рукой подходящей карты захвата. А фотографировать экран телевизора я не стал исключительно потому, что это противоречит моей внутренней эстетике. Поэтому прикладываю к обзору скриншоты, сделанные моими западными коллегами с сайта Engadget.com. Не пугайтесь того, что они на английском! Интерфейс Steam Link полностью переведён на русский язык.
Подключение устройства достаточно простое. Провод от блока питания подключаем к корпусу Steam Link, а сам блок втыкаем в розетку. Кабелем HDMI соединяем приставку с телевизором. Прокидываем витую пару с коннекторами 8P8C от роутера, подключенного к вашему игровому компьютеру, до приставки Valve. Теперь присоединяем к ней любой из игровых контроллеров, будь то геймпад от Xbox 360 (разумеется, проводной) или Steam Controller при помощи приёмника сигнала (его втыкаем в USB-порт на корпусе устройства). Всё! Мы готовы играть! К слову о проводном соединении приставки и ПК: необязательно соединять их проводом. Вы можете подцепиться к своему роутеру даже посредством Wi-Fi, правда при этом никто не будет гарантировать вам беспроблемной передачи сигнала и картинки с частотой кадров 60 fps. Да и задержки между нажатиями клавиш и откликом игры могут стать вполне заметны (при соединении по проводу задержки не заметны вообще!). Конечно, можно играть и так (я пробовал – ощущения отличные!), но на всякий случай я рекомендую вам заморочиться и прокинуть витую пару от роутера до приставки.
Устройство включается и самостоятельно активирует на вашем телевизоре правильный канал, куда выводит свою картинку (некоторые телевизоры способны общаться с подключенными к ним устройствами посредством HDMI-кабеля). Рекомендую вам сразу же выбрать русский язык в выпавшем на экране списке, после чего обновить прошивку Steam Link до актуальной версии. Это исправит обнаруженные инженерами Valve ошибки и добавит новые полезные функции к списку уже имеющихся. Вы даже можете установить BETA-версию прошивки на свой страх и риск. Затем буквально одной кнопкой находим свой компьютер, подключенный к той же сети, что и Steam Link (помните, что на нём должно быть запущено приложение Steam!), и подключаемся к нему. Для синхронизации необходимо будет ввести на экране ПК четыре цифры, которые вам покажет на экране телевизора Steam Link. Всё. На компьютере запускается полноэкранный режим Steam под названием Big Picture, а вы в это время сидите в соседней комнате и наслаждаетесь всеми преимуществами диванных развлечений. Вы также можете подцепить к Steam Link любые Bluetooth-устройства, например, беспроводную гарнитуру.
А ещё вы можете стримить свои видеоигры в Интернет. Лично я для подобных развлечений слишком стар, да и не понимаю я всего этого, но модные нынче «летсплееры» со мной бы поспорили. Устройство Steam Link поможет вам в стриминге, было бы желание. Настроек трансляции, правда, не очень много, но даже их вполне хватит для того, чтобы продемонстрировать зрителям ваш уровень мастерства.
Переходим к Steam Controller. При первом подключении к компьютеру или к Steam Link, устройство немедленно рванёт обновлять свою прошивку. Не мешайте ему. Пускай доделает начатое.
После этого я бы порекомендовал вам настроить звуковые сигналы контроллера. Да, у него есть маленький встроенный «бипер» для вывода незамысловатых звуков при включении и выключении геймпада. Звуки эти словно выдернуты из старых RPG конца 80-х, отчего они звучат ещё милее моему сердцу. Выбрать оба звука пользователю предлагается из целого списка, кропотливо подготовленного разработчиками.
Существует ряд игр, заточенных под использование в связке с этим контроллером лично сотрудниками компании Valve. Здесь надо сказать, что в список этот входят сотни хитов вроде Grand Theft Auto V, Pocket League, The Witcher 3: Wild Hunt, Portal и Potal 2 и многие другие. Но некоторые игры контроллером Valve по умолчанию не поддерживаются, так как подчинённые Гейба Ньюэлла просто не в состоянии охватить весь ассортимент игр, представленных в собственном магазине Steam. В этих случаях схемы управления для них придумывают и загружают на сервера Steam сами пользователи. Перед началом игры достаточно войти в настройки контроллера и выбрать наиболее популярную раскладку кнопок и настройку элементов управления из нескольких предложенных. Она загрузится на устройство, и вы сможете играть так, как это делают сотни других геймеров из разных стран.
Вы можете своими собственными руками собрать уникальную раскладку для контроллера в специальном меню. Здесь вы вправе переназначить каждую кнопку, триггер, бампер, клавишу-лепесток и даже тонко настроить сенсорные панели.
Стиль ввода геймпада тоже настраивается на ваш вкус. Вы можете превратить Steam Controller в классический консольный контроллер или совместить в одном устройстве функции джойстика и мыши. При этом в вашей власти будут такие параметры, как чувствительность и сопротивление сенсорных панелей, а также режим силы их тактильной отдачи. По умолчанию в контроллере активирован режим трекбола. Это когда вы провели пальцем по сенсорной панели, а курсор мыши продолжает некоторое время перемещаться дальше по инерции. Вы можете в любой момент отключить эту «фишку», если она вас не устраивает.
На каждый элемент интерфейса Steam Controller вы можете назначить любую клавишу клавиатуры или мыши. Было бы желание. Также вы можете задействовать такие функции, как вызов экранной клавиатуры, создание снимка экрана, перемещение курсора в заранее выбранную вами точку на экране, увеличение определённого участка изображения, отключение контроллера или же управление проигрывателем Steam Music.
Экранная клавиатура заслуживает отдельного упоминания. Что делать, если PC-игра вдруг потребует от вас ввода текстовой информации? Или же вам захочется пообщаться с друзьями во встроенном чате Steam? В этом случае просто нажмите на контроллере светящуюся центральную кнопку и из выпавшего меню выберите пункт «Экранная клавиатура». На экране возникнет синяя клавиатура, разбитая на две половины. За левую половину отвечает левый тачпад, а за правую, что не удивительно, правый. Набирать огромные тексты быстро не получится, но, приноровившись, вы вполне сможете отправлять быстрые сообщения своим друзьям.
Очень удобно, что в некоторых играх вы можете назначить на одну из сенсорных панелей управление картой уровня. В стратегиях вы сможете быстро перемещать камеру над полем боя, просто проведя пальцем по тачпаду. Ещё одним удобным нововведением для поклонников жанра RPG станет функция «Сенсорное меню». Активировав его и назначив определённые действия на каждую из доступных ячеек, вы сможете внутри игры быстро вызывать это меню, просто прикоснувшись к тачпаду, после чего активировать то или иное действие. Очень удобно, надо заметить.
Режим Big Picture работает в совокупности со Steam Link просто отлично! Вы просто выбираете из своей библиотеки нужную вам игру, настраиваете контроллер под её особенности и начинаете играть. Никаких проблем, никаких заморочек и головных болей. Практически полноценная игровая консоль, центральным процессором которой является PC.
Теперь я расскажу вам о своих впечатлениях от игр, в которых я тщательно обкатывал Steam Controller. Итак, начать бы я хотел со своей любимой серии стратегических игр Civilization. В тестировании приняла участие пятая номерная часть франшизы, в которую я время от времени поигрываю в предвкушении выхода шестой части осенью этого года. Что ж, управление в игре меня вполне устроило, несмотря на то что Valve официально не сертифицировала поддержку данного проекта своим контроллером. Благо поклонников у серии полно, так что они успели наделать кучу схем управления, одну из которых я и скачал. Курсор мыши вёл себя адекватно, но я увеличил скорость его перемещения, так как привык к быстроте и отзывчивости (другие люди не могут работать за моими компьютерами, так как курсор мыши летает по экрану на сверхзвуковых скоростях при малейшем перемещении сенсора). Завершение игрового хода, прикрученное к правой кнопке-лепестку – это просто песня! Нажал и забыл. Не нужно больше тянуться к крошечной кнопке в углу экрана. Спасибо фанатам за эту идею! В общем, игрой в Civilization V я остался очень доволен.
Далее настал черёд шутеров от первого лица. Portal 2 показался мне вполне отзывчивым. Я перемещался аналоговой рукоятью (такую схему управления по умолчанию внедрили в игру Valve), а оглядывался и целился правой сенсорной панелью. В геймпад, помимо всего прочего, встроены гироскоп и акселерометр, но я так и не понял, как их активировать, посему решил не экспериментировать и играть так, как мне предложили создатели игры. Я успешно прошёл несколько уровней и остался весьма доволен своим результатом. А вот в Counter Strike оказалось играть куда сложнее. Скорость и точность прицеливания оставляла желать лучшего и сложно понять: то ли я игрок никудышный (что очень вероятно), то ли мышь и клавиатура по-прежнему остаются идеальным выбором для шутеров от первого лица. В Left 4 Dead целиться мне было несколько проще, но тут не приходилось стрелять по живым людям, ведь зомби, как вы понимаете, существа куда более медлительные. В любом случае мне кажется, что для FPS геймпад Steam Controller подходит не совсем идеально. По крайней мере он подходит не для всех шутеров. Это факт.
А вот с квестами у меня вновь сложилась полная гармония. В процессе тестирования я запустил Machinarium своего любимого чешского разработчика Якуба Дворски (об одной из его последних игр Samorost 3 я не так давно вам рассказывал), а также шикарную адвенчуру Broken Age от кумира моего детства – Тима Шейфера (создатель таких хитов, как Grim Fandango, Full Throttle и т. д.). В обеих играх геймпад вёл себя вполне адекватно, а в Broken Age даже была заложенная по умолчанию схема управления от разработчиков. В общем, квесты – ещё одна сильная сторона Steam Controller.
Теперь поговорим о самом страшном. О цене. Стоимость контроллера и телевизионной приставки на сегодняшний день достаточно высока. Подумайте сами: Steam Controller стоит в среднем 6490 рублей, а Steam Link — 6999 рублей. Благо периодически крупные торговые сети проводят различные распродажи и отдают устройства со скидкой в 10-30%. Это уже более доступный ценник для нашего рынка. Лично я как раз успел урвать себе комплект из двух устройств по акции и ничуть не жалею об этом. Многие российские пользователи отреагировали на объявление официальных ценников весьма агрессивно, и их можно понять. Ведь в США Steam Controller стоит 50 долларов, что в пересчёте на наши деньги равняется примерно 3100 рублей. Но понять можно и тех, кто эти контроллеры в Россию привёз. Им пришлось заплатить два налога в Соединённых Штатах, затем оплатить впечатляющую таможенную пошлину за ввоз крупной партии контроллеров и приставок через российскую границу (не мне вам рассказывать, как наше правительство любит «зарабатывать» на иноземных товарах). Прибавьте сюда расходы на транспортировку, логистику, плату обслуживающему персоналу, а также небольшую прибыль реализующей компании. Вот так и получается, что контроллер уже стоит вовсе не 50 баксов, а впечатляющие 6490 рублей. Это грустно, но так уж сложилась ситуация в этой стране.
Комплектация Steam Controller:
- Геймпад Steam Controller
- Руководство пользователя
- Иллюстрированная инструкция
- Приёмник сигнала
- Кабель с USB-хабом
- Две пальчиковые батарейки
- Карточка с ключом для получения игр
Комплектация Steam Link:
- Телевизионная приставка Steam Link
- Руководство пользователя
- Иллюстрированная инструкция
- Четыре сменные вилки для розеток
- Блок питания
- HDMI-кабель
- Ethernet-кабель
Характеристики Steam Controller:
- Тип контроллера: геймпад
- Цвет: чёрный
- Материал: пластик
- Тип подключения: беспроводной/проводной
- Совместимость: PC, Steam Link
- Интерфейс: Bluetooth, USB
- Кабель: отсоединяемый, в комплекте
- Аналоговые стики: 1
- Количество кнопок: 13 (без учёта тачпадов)
- D-Pad: есть
- Триггеры: есть
- Сенсорные панели: 2 тачпада высокого разрешения
- Сенсоры движения: гироскоп, акселерометр
- Игры в комплекте: комплект из 18 штук
- Виброотдача: есть
- Обновление прошивки: есть
- Элементы питания: есть, 2 АА-батарейки
- Вес: 450 г
Характеристики Steam Link:
- Тип устройства: приставка
- Цвет: чёрный
- Материал: пластик, резина
- Совместимость: PC
- Тип подключения: беспроводной/проводной
- Интерфейсы: USB 2.0 х 3, Bluetooth 4.0, Wi-Fi, Ethernet, HDMI
- Разрешение: 1080р
- Частота кадров: 60 fps
- Возможность стриминга: есть
- Обновление прошивки: есть
- Подключение мыши и клавиатуры: есть
- Подключение сторонних контроллеров: есть
Плюсы:
- Steam Controller идеален для игры в PC-хиты на диване перед телевизором.
- Steam Link позволяет стереть границы между комнатами в вашей квартире.
- Возможность передавать картинку 1080p при 60 fps по кабелю или Wi-Fi.
- В комплекте с геймпадом вы получаете 18 замечательных игр Valve.
- Две уникальные сенсорные панели с тактильной связью нового поколения.
- Возможность полного переназначения кнопок и тонкой настройки контроллера.
- Продолжительная работа геймпада от двух пальчиковых батареек.
- Steam Link поддерживает стриминг ваших игр в Интернет.
Минусы:
- Весьма противоречивые двухступенчатые триггеры Steam Controller.
- В FPS по-прежнему главенствуют мышь+клавиатура или классический геймпад.
- Стоимость устройств для российского рынка пока весьма высока.
После того, как я провёл в компании со Steam Controller и Steam Link несколько недель, я пришёл к выводу, что наиболее комфортно ощущаю себя за стратегиями и квестами. Исторически сложилось, что эти жанры всегда являлись исключительно PC-шными. А вот шутеры давно уже вышли за пределы персональных компьютеров, вспомните хотя бы Battlefield, Call of Duty или Halo, продающиеся многомиллионными тиражами на современных игровых консолях. У Valve вряд ли получилось совершить революцию, но одного они добились точно: позволили таким геймерам, как я, комфортно играть в любимых «Героев» и «Циву», вальяжно развалившись на любимом диване в гостиной. Что же до совета моим читателям, я могу сказать лишь одно: если у вас есть желание раскинуться перед любимым телевизором и зарубиться в игры с компьютера из соседней комнаты, то эта покупка для вас является обязательной, невзирая на довольно высокую стоимость описанных мною устройств.