На конференции в Космическом центре Джонсона, которая состоится 3 августа, аэрокосмическое агентство NASA собирается огласить имена первых астронавтов, которые примут участие в тестовых пилотируемых запусках космических аппаратов компаний Boeing и SpaceX. Кроме того, агентство планирует рассказать об астронавтах, которые отправятся в первые официальные космические миссии к Международной космической станции на борту кораблей SpaceX Crew Dragon и Boeing CST-100 Starliner.
Согласно последним данным, беспилотные тестовые запуски пилотируемых версий космических аппаратов обе компании хотят провести в августе этого года. В свою очередь первый пилотируемый космический запуск Boeing собирается провести в ноябре, а SpaceX – в декабре. Тем не менее есть вероятность, что первые пилотируемые тестовые запуски обе компании могут отложить как минимум на несколько месяцев.
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Портал Space.com со ссылкой на одного из членов Консультативной группы по безопасности космических полетов NASA (ASAP) сообщает, что в американском космическом агентстве еще не определились с более конкретными датами первых пилотируемых полетов Crew Dragon и CST-100 Starliner, поскольку все будет зависеть от успешности и времени проведения первых беспилотных запусков этих аппаратов.
«Наблюдается не только большой прогресс, но и большой объем работы, которую необходимо выполнить для дальнейшего развития программы. Поэтому на данный момент мы можем лишь обозначить реальные временные рамки для по крайней мере беспилотных тестовых запусков», — цитирует издание председателя ASAP Патрисию Сандерс.
Сандерс также отметила, что делать какие-либо прогнозы относительно первых пилотируемых полетов пока рано.
«Все зависит от того, какие результаты будут продемонстрированы в рамках беспилотных запусков. Немаловажное значение будет играть и то, какие технические сложности будут по-прежнему оставаться к этому моменту. Исходя из этого, говорить о более конкретных временных рамках для первых пилотируемых запусков мы пока не можем», — заявила эксперт.
Одной из таких технических сложностей является, например, «аномалия», отмеченная в июле этого года компанией Boeing в рамках последнего огневого испытания системы аварийного прекращения полета, использующаяся в космическом аппарате Starliner. После статических огневых испытаний, который завершились в целом успешно (двигатель завелся и проработал на нужном уровне нагрузки заданное количество времени), инженеры компании заметили утечку ракетного топлива. Есть вероятность, что эта аномалия может привести к задержке не только пробного пилотируемого запуска, но и беспилотного, намеченного по последним данным на ноябрь. В то же время в Boeing не уточняют, сколько на самом деле может продлиться эта задержка.
«Обнаруженная в рамках тестов аномалия требует тщательной проверки. Необходимо выяснить насколько она серьезна и повлияет ли она на график запусков», — прокомментировал член ASAP Джордж Нилд.
«Boeing попросила дополнительное время для проведения нужных проверок. Они хотят полностью разобраться в проблеме. В связи с этим вполне возможны какие-то изменения в графике запусков».
SpaceX в свою очередь работает над двумя нерешенным техническими вопросами, связанными как с самим космическим аппаратом Crew Dragon, так и с ракетой-носителем Falcon 9. Конкретно под вопросом находится безопасность нового газового резервуара высокого давления. Он создан из композитного материала, предназначен для хранения гелия и является частью топливной системы ракеты-носителя. SpaceX пришлось изменить его дизайн около двух лет назад из-за взрыва. В ходе проведения статического запуска ракета взорвалась на стартовой площадке и уничтожила полезную нагрузку в виде спутника связи.
«Впереди еще много работы. Делать какие-либо выводы пока рано. Мы ждем результатов предстоящих проверок и тестов, чтобы определить уровень рисков. Приемлемые ли они или нет. Если риски будут высокими, то будет проводиться работа по их устранению, — отметил еще один член группы ASAP Дэвид Уэст.
Еще одним спорным вопросом для SpaceX являются некоторые проблемы с двигателем Merlin 1D, использующиеся в первой и второй ступенях ракеты Falcon 9. Проверка нескольких первых произведенных двигателей показала наличие «аномалий, потенциально опасных и определенно нежелательных», сказал еще один представитель ASAP Дональд МакЭрлиан. Над решением вышеобозначенных проблем совместно работают SpaceX и NASA.
Стороны выработали несколько путей решения проблемы. Некоторые позволяют решить ее быстро, другие – могут потребовать дополнительных модификаций двигателя.
«Уровень риска, связанный с быстрым решением проблемы, представляется вполне подходящим для проведения по крайней мере беспилотного тестового запуска. Но принятие решения о пилотируемом запуске все равно будет проводиться уже после», — отметил Уэст.
Эксперт не пояснил, что именно необходимо сделать для решения имеющихся проблем, но сказал, что любой из предложенных вариантов приведет к положительному результату.
Николай Хижняк
!(function(n,u,t){n[u]||(n[u]={}),n[u][t]||(n[u][t]=function(){n[u].q||(n[u].q=[]),n[u].q.push(arguments)})})(window,»antc»,»run»);
antc.run(«antc.teaser.add», 227);