Освоение космоса регулируется серией сложных международных договоров и соглашений, которым уже много лет. Первый и, вероятно, наиболее важный из них отметил свое 50-летие 27 января — Договор о космосе (или, если длиннее, Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства). Этот договор, подписанный в 1967 году, был составлен Организацией Объединенных Наций и сегодня остается «конституцией» космического пространства. Его подписали и сделали официальным (ратифицировали) 105 стран по всему миру.
Пока этот договор функционировал довольно хорошо. Но все чаще стали возникать проблемы с ним. Переживет ли он еще 50 лет?
Договор о космосе, как и все международные законы, технически привязан к странам, которые его подписали. Но очевидное отсутствие «космической полиции» означает, что практически исполнить его нельзя. Поэтому страна, отдельное лицо или компания могут просто его игнорировать, если пожелают. Последствия невыполнения могут включать санкции, но по большей части просто негодование и неуважение со стороны международной арены.
Однако интересно, что за 50 лет своего существования этот договор ни разу не был нарушен. Хотя практические проблемы появлялись, их всегда удавалось разрешить по условиям Договора о космосе, никоим образом его не нарушая.
Проблемы Договора
Хотя в договоре нужно пересматривать множество пунктов, один из важнейших заключается в том, что космическое пространство должно использоваться для «мирных целей» — оружие массового уничтожения в космосе использовать нельзя. Другой пункт — небесная территория (Луна или Марс, например) не подлежит «национальном присвоению». Другими словами, ни одна страна не может претендовать на нее.
Эти пункты были проблемными с тех пор, как договор вступил в силу — первым примером такой проблемы стала декларация в Боготе в 1976 году. Группа из восьми стран пыталась претендовать на владение сегментом орбиты над их землями — так, что если бы их границы проецировались бы в небо, любой «стационарный» спутник всегда оставался бы в пределах своих границ.
Они утверждали, что это пространство не подпадает под определение «космического пространства» Договора о космосе, а значит является «природным ресурсом». Это заявление не было воспринято как попытка нарушить договор, а скорее уточнить, что орбиты, которые идут вокруг экватора Земли или в направлении вращения планеты, должны принадлежать странами под ними. Однако это в конечном итоге не нашло поддержки международного сообщества.
В 2007 году Китай, как считали, нарушил договор, когда сбил один из собственных метеорологических спутников при помощи наземной баллистической ракеты средней дальности. Это событие было воспринято как «агрессивное» Японией, но поскольку ракеты не подпадают под определение «оружия массового уничтожения», было заключено, что они не нарушают договор. Однако международный протест вызвало облако мусора, повисшее на орбите.
Нужны обновления
Несмотря на важность Договора о космосе, мы должны признать, что в современную эпоху он несколько устарел — поскольку обращен, по большей части, к странам. Многие частные компании (вроде lunarland) используют это и предлагают участки на небесных телах типа Луны. Агенты, занимающиеся продажей этих участков, оправдывают свои действия тем, что по Договору эти территории не подлежат национальном присвоению — технически частные компании или отдельные лица могут эти территории присваивать. Они ведь не страны.
Пытаясь разрешить некоторые из современных недостатков договора, правительство США приняло закон о космосе в 2015 году, в котором говорится, что граждане США могут участвовать в коммерческом исследовании и эксплуатации космических ресурсов. Хотя это может подрывать запрет Договора о космосе на владение небесной территорией, в законе о космосе есть положение о том, что США ни на что не претендуют и ничего не присваивают. Выходит, США «могут» пользоваться небесной территорией, не присваивая ее.
Несмотря на очевидные юридические лазейки и проблемы, этот договор давно лег в основу международного права в отношении космического пространства, и он остается важной основой регулирования космических процессов. То стремление, которое было воплощено в нем на момент написания, создать законы космоса, остается важным — и будут ли в нем приняты какие-нибудь изменения с учетом меняющихся политических и коммерческих обстоятельств, еще предстоит выяснить.