Если честно, полгода назад мы и не думали, что с завидной регулярностью будем изучать проигрыватели виниловых пластинок. С одной стороны, заметный интерес как сами пластинки, так и устройства для их воспроизведения представляют для определённого класса людей, способных вкладывать определённые суммы денег на «правильные» проигрыватели, редкие альбомы, первопрессы и picture-диски. С другой же стороны, современная мода воскрешает интерес к ретро-устройствам у молодой аудитории, не обременённой финансами в достаточном объёме. Вполне возможно, что именно для них и выходят решения вроде героев данного текста: Audio-Technica AT-LP60BT и Audio-Technica AT-LP5.
Многие читатели наверняка знакомы с картонными конвертами, в которых в ожидании иглы звукоснимателя ждут виниловые круглые диски с хитро проштампованными бороздками. Для большинства они остались воспоминанием из прошлого, фрагментом детства, либо же просто отпечатались в памяти старенькой бабушкиной радиолой, которая давно уже перекочевала с дачного чердака на ближайший полигон ТБО.
Но есть ещё те, кого вращение диска, лёгкая хрипотца звука из колонок и знакомые огрехи воспроизведения из-за посаженной пару-тройку десятков лет назад, ещё в детстве, царапины на дорожке приводят в восторг.
Начинать будем вроде бы и с младшей, но весьма интересной модели Audio-Technica AT-LP60BT. Я твёрдо уверен в том, что обвинить меня в аудиофилии затруднительно, поэтому текст этот скорее передаёт эмоции, нежели технические параметры устройства. Кстати, эксперты говорят, что эта модель относится к начальному уровню недорогих устройств, но цена в 23 000 рублей заставляет задуматься, а стоит ли углубляться дальше и вставать на дорожку тёплой ламповой музыки плотнее.
Ведь перед нами «вертушка-автомат», которая способна всё делать сама, от пользователя же потребуется лишь выполнение роли чейнджера дисков. Ну и слушать музыку тоже надо будет вам, AT-LP60BT сам этого делать не способен.
А на что способна Audio-Technica AT-LP60BT? Поддерживается воспроизведение пластинок со скоростями вращения 33 или 45 оборотов в минуту, активируется смена кнопкой на передней панели. Но это не самое важное.
Самый важный навык данного проигрывателя — автоматическая установка иглы звукоснимающей головки на начало диска. Да, для многих задачка, может, и тривиальная, но… Знали бы вы, сколько игл было поломано и сколько пластинок поцарапано при элементарной, казалось бы, операции.
Для этого (отчасти) и служит рычажок переключения диаметра пластинки — 7 или 12 дюймов. Потому что сама по себе пластинка — это не всегда просто «обычный диск». Зачастую формат пластинки меняется для тех или иных целей. При большем диаметре можно вместить как большее число композиций на сторону и всю пластинку целиком, так и разместить более широкие дорожки, что упростит процесс снятия звука и поднимет качество воспроизведения.
Но это информация для более-менее продвинутых любителей виниловых дисков. Обычному пользователю подобных знаний не потребуется. Потому что AT-LP60BT настолько прост, насколько это возможно.
Открыли крышку, которая прикрывает тонарм и поворотный стол и защищает их от пыли, установили пластинку, выбрали режимы вращения и диаметр пластинки, умное устройство опустило тонарм и… всё. Почти. Потому что надо ещё понять, как мы будем музыку слушать. Потому что варианта у нас всего два.
Первый — аналоговый выход miniJack на задней стенке, рядом с рычажком фонокорректора. Подключили наушники, усилитель, колонки, музыкальный центр 1995 года выпуска (нужное подчеркнуть) — и всё. Большего от вас не потребуется. Но это скучно и несовременно. Хотя мы и про винил говорим…
Наибольший интерес представляет возможность подключить к AT-LP60BT любую колонку или наушники по Bluetooth. Безумие или прогресс? Мы за второй вариант. Это позволяет не опутывать стойку с проигрывателем клубком проводов и спокойно перемещаться по квартире в беспроводных наушниках без боязни или порвать кабель, или сдёрнуть со стойки проигрыватель или усилитель.
Те пластинки, что оказались под рукой — и Аквариум, и Армстронг, и Джо Дассен, и многие другие — звучат настолько привычно и знакомо на Bluetooth-колонках, что просто диву даёшься. Винил не приходится «имитировать», игла точно так же с мягким шуршанием перемещается по поверхности пластинки, все огрехи конкретного экземпляра винилового диска слышны, но осталось место и для качественного звука.
Звук не смешивается, каши из частот тоже обнаружено не было, так что проигрыватель «начального уровня» справляется с поставленной задачей исправно. Я охотно верю, что толстенные кабели из бескислородной меди (кажется, это так называется, да?) и ростовые колонки с раздельными динамиками на каждую полосу при наличии усилителя способны выжать из AT-LP60BT многое, а также продемонстрировать необходимость приобретения совершенно другого проигрывателя, но до этого надо ещё дорасти. А здесь от вас потребуются только наушники или колонки и запас винила.
Кому-то покажется, что не аудиофильское это дело — по радиоволнам звук гонять. Но мы же начинающие аудиофилы и продвинутые гики, а не наоборот. Так что хочется иметь привычный комфорт и прикоснуться к музыке на чёрных дисках из больших конвертов, чтобы понять, есть ли смысл «расти» дальше и куда, собственно говоря, расти.
А расти есть куда. Например, герой следующих абзацев — проигрыватель Audio-Technica AT-LP5. Он хоть и тоже из начального сегмента (опять же, если верить экспертам), но уже посложнее и поинтереснее.
Внешне выглядит данный проигрыватель очень солидно (хотя видели мы и посолиднее устройства). Для многих, оказывается, является важной информация, прямой ли привод на поворотный стол от двигателя, или же нет. Так вот, здесь привод прямой, что на практике минимизирует колебания стола и убирает излишние подёргивания при воспроизведении. Правда, привод через пассик, как это организовано в AT-LP60BT, вроде бы должен немного искажать фоновую картинку и пошумливать, но проблем с этим мы в изучаемых устройствах не обнаружили. Опять же, с поверхностью проигрыватель соприкасается четырьмя внушительными ножками, которые за счёт конструкции будут гасить большинство паразитных вибраций.
Управлять AT-LP5 предлагается при помощи одного верньера, который отвечает сразу за всё — и за скорость вращения пластинки (33 или 45 оборотов в минуту), и за остановку диска. Вторым управляющим элементом служит лишь тумблер активации фонокорректора на задней стенке устройства. Но не всё так просто!
Если верить людям, знакомым с миром винила, главное в проигрывателе — тонарм, звукосниматель и игла, а вовсе не то, что внутри самого корпуса. Погрузившись в вопрос, я понял, что с этим у ребят из Audio-Technica полный порядок. Потому что картриджи звукоснимателей они делают давно и стабильно качественно.
Так что пользователя ждёт изогнутый тонарм с противовесом, который позволяет подобрать головку звукоснимателя по вкусу пользователя в достаточно широком диапазоне. Как оказалось, одни только головки — это целый мир, так что влияние их веса (!) на прижимную силу (!) необходимо тщательно отстраивать. Я больше фанат гонок, нежели винила, но прекрасно понял, что в столь простом, казалось бы, устройстве, как проигрыватель виниловых пластинок, технологий и разнообразной физики — огромное количество.
Попасть в этот мир «подвижных магнитов», которые ещё и двойными бывают, и под конкретные типы пластинок могут выходить — опасно, так как можно остаться в этом навсегда и окружить себя мягкой волной тёплого лампового звука. Так что давайте к более привычной цифре.
Потому что и ей нашлось место в AT-LP5. Не зря же на задней панели возле типовых RCA-разъёмов расположился и USB? Многим запасы пластинок, хранящиеся на даче, дороги, в первую очередь, тем, что в цифровом виде многого до сих пор не найти, и владельцы подобных коллекций хранят мысли когда-нибудь всё это оцифровать. Так зачем же откладывать? Всё предельно просто и большого труда не составит даже для человека, в подобных процессах не понимающего ровным счётом ничего.
Специальный софт поможет справиться с переводом запылившихся пластинок в цифровой вид для дальнейшего прослушивания в дороге, но ведь при наличии проигрывателя вы и так сможете прослушать любимые виниловые записи?
Правда, есть одно но. Стоит такой вот входной билет в мир аналогового звука достаточно заметных денег, около 34 тысяч рублей. При наличии в магазинах безумных универсальных гибридов радиолы и музыкального центра за 5-7 тысяч рублей кому-то данный ценник покажется избыточным. Но на самом деле в мире виниловых проигрывателей и сопутствующих товаров Audio-Technica в данном случае предлагает решения доступные, если не сказать «бюджетные». Разумеется, в хорошем смысле, ведь мы говорим о полноценных продуманных устройствах, предназначенных для воспроизведения пластинок. Всё, что со столь же серьёзным подходом умеет крутить диски, стоит заметно дороже, и погружаться в тот мир мы пока не будем.
Но на деле разница в звуке будет ощутима даже с самыми простыми колонками, потому что Audio-Technica AT-LP5 — устройство, каждый из элементов которого в первую очередь создавался с расчётом на прослушивания музыки, а не на то, чтобы вы получили очередной пылесборник со слотами для карточек памяти, в котором есть некое подобие тонарма и поворотного стола. Потому что даже при наличии наценки за бренд качественные комплектующие — это качественные комплектующие.
Что же в итоге вышло у Audio-Technica с их AT-LP60BT и AT-LP5? Первая модель — прекрасный стартовый аппарат для начинающих, которого может хватить надолго, потому что расти будет необязательно — он уже умеет всё то, что нужно новичку в области винила и любителю современных технологий. А вот AT-LP5 — это уже более серьёзный аппарат, к которому потом захочется докупить усилителей, колонок, «правильных» проводов и тому подобного. Потому что аналог — это аналог: классика входит в моду, выходит из моды, идёт против моды, но всегда остаётся классикой. И доказать это у Audio-Technica вышло отлично.