<!—
—>
Сейчас при досрочном погашении кредита уплаченные за полис деньги, как правило, не возвращаются. Новые поправки подразумевают, что заемщики смогут требовать назад часть средств в течение 14 календарных дней с даты досрочного погашения кредита или займа. К возврату пойдет та часть премии, которая покрывает период, когда страхование действовать уже не будет. Если речь идет о так называемых коллективных программах страхования, срок, в течение которого заемщик сможет заявить о своем праве — вернуть «неиспользованную» часть страховки, сокращается до 10 дней.
Разница в том, что в первом случае полис покупается у страховой компании. Банк в этой ситуации выступает лишь агентом, который передает страховку и берет за эту услугу свою комиссию. Во втором случае финансовая организация сама приобретает у страховщика страховую защиту сразу для большого числа заемщиков. Поэтому каждый из них платит банку за подключение к коллективной программе страхования. Эту комиссию финансовым организациям при досрочном расторжении договора страхования заемщиками, погасившими кредит или заем раньше срока, разрешено будет оставлять себе — это право предусмотрено законопроектом правительства.
У заемщиков будет от 10 до 14 дней на то, чтобы потребовать у банка возврата части страховой премии
Если документ будет принят, он вступит в силу спустя 180 дней после для официального опубликования. Необходимость отсрочки авторы поправок аргументируют тем, что банкам и страховщикам нужно будет подготовиться к новой работе с клиентами.
Эксперты инициативу в части защиты прав заемщиков поддерживают, но обращают внимание на некоторые нюансы, которые касаются коллективных договоров страхования.
По словам руководителя проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктора Климова, сегодня известны случаи, когда комиссия банка при подключении клиентов к таким программам доходит до 90 процентов от суммы страховки. В то же время нет никаких законодательных ориентиров и ограничителей для установления суммы комиссии. «Период охлаждения» (время, в течение которого страхователь вправе отказаться от договора страхования и получить возврат уплаченной страховой премии в полном объеме при отсутствии страхового случая, — прим. «РГ») при этой схеме тоже не работает.
<!—
—>
«В такой конструкции человек платит не страховую премию, а комиссию за присоединение к договору. Вернуть ее практически невозможно, и здесь требуется дополнительная проработка вопроса. Закон должен одинаково работать для договоров как индивидуального страхования, так и коллективного», — полагает Климов.
Дмитрий Янин, председатель правления «Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) вообще считает, что коллективные договоры — суррогатная форма страхования и ее нужно запретить. «Подобный формат сегодня используют все крупные банки. При этом клиенты в случае подключения к таким программам оказываются, фактически, бесправными», — констатирует Янин.