Таковы итоги исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ вместе с Российским микрофинансовым центром и фондом Citi. Они были обнародованы на конференции по финансовой грамотности и финансовой доступности «ФИНФИН 2018». Клиенты к себе более лояльны: только 16 процентов считают, что сами виноваты в случае заключения нежелательной сделки, а вину на банк полностью возложили 13 процентов. Каждый третий считает, что ответственность лежит на обеих сторонах в равной степени.
<!—
—>
Сегодня треть граждан доверяют страховщикам и микрофинансистам, еще около 60 процентов — банкам. При этом примерно та же доля граждан не готова нести ответственность за собственные финансовые решения и возможные потери, привела статистику Анна Зеленцова, стратегический координатор проекта минфина «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ». Уровень грамотности граждан остается низким, и большинство — 44 процента — считают, что ее надо повышать, показал опрос НАФИ.
Чья это сфера ответственности? Финансовые организации (банки, страховые, микрофинансовые, брокерские компании и прочие) в большинстве считают, что просвещением должны заниматься образовательные учреждения, то есть школы и вузы (78 процентов). Клиенты в большинстве другого мнения: 70 процентов ответили, что это вопрос самообразования. Впрочем, почти каждый третий не прочь получить знания и в финансовом учреждении. «Готовность к обучению у взрослого человека наиболее высока именно тогда, когда он обращается в финансовый институт за тем или иным финансовым продуктом или услугой», — подтвердила вице-президент Ситибанка Наталья Николаева (цитата по Financial One).
Практически во всех организациях проводят мероприятия, которые бы помогли населению лучше разбираться, например, в договорах или в пользовании банкоматом, но лишь 15 процентов россиян участвовали в таких семинарах. Финансисты борются с неграмотностью потребителей в основном через обучение персонала (83 процента), на втором месте — обучение клиентов (43 процента). Примерно треть организаций старается упростить продукты и услуги или договоры. Труднее всего клиентам дается именно описание услуг: только половина респондентов призналась, что понимает их формулировки и смысл.