Об этом заявил глава минфина Антон Силуанов на коллегии ведомства. Ранее «РГ» сообщала о намерении минэкономразвития на новом этапе легализации самозанятых перейти к транзакционным налогам для них — уплате определенного процента по каждому факту оказания услуги и совершения платежной операции. Механизм сводит к нулю издержки и налоговую отчетность.
О главных предстоящих изменениях в налоговой системе Силуанов сказал в самых общих чертах, дав понять, что окончательные решения все еще не приняты. Подготовленные минфином новации приведут, по его оценке, к росту инвестиционных возможностей предприятий на один процент ВВП.
Министр заверил, что выиграют от изменений добросовестные корпоративные налогоплательщики. Суть новаций он не раскрыл.
Две трети налоговых преференций получают люди с большим достатком, минфин хочет сделать их адресными
Ранее минфин и минэкономразвития предлагали снизить страховые взносы работодателей до 21-22 процентов и одновременно увеличить до такого же уровня ставку налога на добавленную стоимость (НДС), публичная дискуссия об этом прекратилась после того, как против такого маневра выступил социальный блок правительства. Другие новации, связанные с возможным увеличением инвестиций, не обсуждались. Но по экспертным оценкам сэкономленные на пенсионных взносах средства работодатели потратят не столько на инвестиции, сколько на повышение зарплат.
<!—
—>
Общий уровень налоговой нагрузки для бизнеса не изменится, пообещал Силуанов. Между тем для решения стратегических задач, названных президентом страны, в ближайшие шесть лет от федерального бюджета потребуется около 8 триллионов дополнительных расходов, оценивает глава Счетной палаты Татьяна Голикова. Минфин рассчитывает найти эти деньги, в частности, за счет «более справедливого» расширения налоговой базы (борьбы с теневым сектором) и не допускает даже точечных изъятий из бюджетного правила — использования доходов от нефти свыше цены отсечения (около 40 долларов за баррель) иначе как на формирование резервов. При этом, судя по всему, не исключено, что дополнительные ресурсы будут найдены в нефтегазовых отраслях.
В свою очередь глава минэкономразвития Максим Орешкин предостерег от «простого» повышения налогов — все изменения, по его словам, должны работать на экономический рост и борьбу с бедностью.
8 триллионов рублей дополнительных расходов потребует от федерального бюджета выполнение задач, обозначенных в Послании президента Федеральному Собранию.
Другими источниками дополнительных средств для бюджета станут развитие системы прослеживаемости товаров (по оценке Силуанова, она принесет 200-300 миллиардов рублей), а также переход к давно анонсированному властями адресному характеру социальной поддержки и связанный с этим пересмотр налоговых льгот. Сейчас 2/3 налоговых преференций достаются людям с большим достатком, это несправедливо, сказал министр финансов. Адресная система соцзащиты должна основываться не на показателе прожиточного минимума, а на показателе минимального потребительского бюджета, считает Татьяна Голикова. «Это сложный переход, но нам кажется, что это залог победы над бедностью в нашей стране», — сказала она.
<!—
—>
Также минфин при поддержке Банка России рассчитывает на завершение обсуждения с социальным блоком правительства индивидуального пенсионного капитала (ИПК), который должен прийти на смену текущему механизму обязательного формирования пенсионных накоплений. Внедрение ИПК позволит увеличить соотношение пенсий к зарплатам на 10-20 процентов, а инвестиционные ресурсы на 1,5 процента ВВП, считает Силуанов (текущий средний размер назначенной пенсии составляет около 34-35 процентов от средней зарплаты). Глава Банка России Эльвира Набиуллина, говоря о «длинных» ресурсах для развития финансового рынка, призвала «пройти» дискуссию о пенсионных накоплениях и принять по ним решение.
Ключевое отличие ИПК от действующего и замороженного с 2014 года механизма — квазидобровольный характер, возможность для работника выбрать ставку отчислений и налоговые льготы для той части фонда оплаты труда, которая направляется на накопления.