Вьетнам может отложить принятый еще семь лет назад план по возведению в стране объектов атомной энергетики и на неопределенный срок отодвинуть строительство первых АЭС – японского и российского проектов. Решение связано как с ухудшением экономической ситуации и падением роста энергопотребления, так и с желаем вьетнамцев получить более выгодное предложение, говорят эксперты. В «Росатоме» уведомлений о сворачивании проекта пока не получали.
Информационный портал VietnamNet сообщил о подготовке вьетнамским правительством постановления, в котором предлагается пересмотреть планы развития атомной энергетической системы из-за экономической стагнации и денежного дефицита в стране.
После рассмотрения этой резолюции Национальным собранием может быть поставлен на голосование вопрос о сворачивании проектов строительства двух АЭС. Решение может быть принято до конца ноября.
При этом СМИ пока ссылаются на комментарии представителя компании Vietnam Electricity, заявившего, что пока в его стране нет «срочной необходимости» в атомной энергетике. Представители правительства и парламента не выступали публично по этому вопросу, а значит, окончательное решение не принято.
Накопить на АЭС
Ключевой причиной такого предложения стали высокие расходы на строительство атомных электростанций. В 2009 году, когда парламент ратифицировал план возведения двух АЭС, рост национальной экономики ожидался в районе 10%, сегодня же он опустился до 6,7%. Изначально строительство крупных энергетических объектов суммарной мощностью 4000 МВт, в котором после победы в конкурсе партнерами вьетнамской стороны выступили «Росатом» и японская компания Japan Atomic Power, должно было завершиться к 2020 году. Затем его начало перенесли на эту же дату, объяснив отсрочку дополнительной проверкой возможных экологических рисков.
«Говорить сейчас о том, что вьетнамская сторона «отказывается от проекта с Россией», в корне неверно. Речь идет о возможном пересмотре планов в сфере создания национальной атомной энергетики, и они обусловлены исключительно внутренними факторами. В первую очередь, речь идет об экономике», — пояснил «Газете.Ru» эксперт Аналитического центра МГИМО (У) МИД Леонид Гусев.
Сегодня наблюдается замедление экономического роста Вьетнама, которое сказывается и на потреблении электричества – его повышение оказалось не таким высоким, как ожидалось ранее, объясняет он. Поэтому правительство могло прийти к выводу, что в непростой экономической ситуации целесообразнее тратиться на не терпящие отлагательств вопросы, а энергию продолжать получать с помощью относительно недорогих импортного газа и индонезийского угля.
По мнению аналитиков, общая стоимость этого проекта превышала $10 млрд – это примерно двадцатая часть номинального ВВП страны.
«В стране становится меньше денег, что может также рассматриваться как препятствие на пути строительства АЭС: как известно, атомная энергетика относительно недорогая в процессе эксплуатации, но вот капитальные вложения при строительстве атомных станций весьма высоки», — подчеркнул Гусев.
«В свете мирового экономического кризиса допускаю, что вьетнамцы решили пересмотреть свою энергостратегию и несколько минимизировать госрасходы. Скорее всего, решение такое, если и будет принято, то не от хорошей жизни, — считает замдиректора по науке Научно-исследовательского института интроскопии МНПО «Спектр», профессор МИФИ Николай Кузелев. — Да, мы можем им построить АЭС, профинансировав частично проект за счет госкредита, но долг ведь, как говорится, платежом красен. Думаю, что вьетнамцы подсчитали свои возможности и не обольщаются в вопросе роста собственного энергопотребления».
«Всего этого пока во Вьетнаме нет»
Вопрос создания национальной атомной системы действительно затратный для развивающихся стран. Исследования по возможности использования АЭС во Вьетнаме начались еще в 1980-е годы. Продвижение вопроса ускорил резкий рост энергопотребления, вызванный электрификацией сельских областей: если в 2000 году потребление составляло 22 ГВт/ч, то уже через 12 лет Вьетнаму требовалось 119 ГВт/ч. В 2006 году кабинет министров впервые озвучил планы по строительству атомных станций, на побережье провинции Ниньтхуан.
Как говорит Гусев, несмотря на достаточно долгие планы по строительству АЭС, Вьетнам еще не создал необходимую ядерную инфраструктуру и законодательную базу для обеспечения функционирования объектов атомной энергетики. «В странах-новичках этот процесс всегда очень непростой и продолжительный, и где-то он может затягиваться в силу региональной специфики. Ведь для того, чтобы оценить правильность выбора площадки, соблюдение необходимых требований, в стране должен быть создан ядерный регулятор, должны быть подготовлены профессиональные кадры. Всего этого пока во Вьетнаме нет, но не значит, что не будет никогда», — продолжает он.
Гусев также подчеркнул, что из-за привлекательности атомной энергетики проекты по строительству АЭС могут быть отложены, а не полностью отменены. С ним согласен заведующий сектором экономического департамента Фонда «Институт энергетики и финансов» Сергей Кондратьев. «Ситуация с низкими ценами на нефть и газ может быть временной, как мы не раз уже видели это на нефтяном и газовом рынках, — считает эксперт. — Кроме того, решение экологической проблемы никто не отменял – либо вы строите много угольных станций и имеете массу проблем с выбросами СО2, либо ввозите импортный газ, либо строите и эксплуатируете собственную АЭС, автоматически снижая выбросы.
В краткосрочном плане Вьетнам может получить какие-то дивиденды, отказавшись от недешевого строительства АЭС. Но в долгосрочной перспективе, я уверен, Вьетнам еще вернется к этому проекту».
Тактическая пауза
Отложение вопроса по строительству АЭС может быть и тактическим решением, усиливающим позиции в переговорах с потенциальными генподрядчиками, предполагает Кондратьев.
«Допуская такую утечку, правительство Вьетнама стремится вызвать конкуренцию предложений, чтобы получить более привлекательные условия. Напомню, что на территории Вьетнама должны быть построены две станции – российская и японская. И сейчас еще рано говорить, что Вьетнам отказывается от сооружения станции вместе с Росатомом, — рассуждает аналитик. — Это может быть и отказ от японского проекта, особенно в свете событий на АЭС Фукусима».
Произошедшая в марте 2011 года радиационная авария, как уже заявляли вьетнамские власти, стала, в том числе, причиной сдвига сроков начала строительства. Дополнительное время понадобилась на продолжающиеся переговоры по технологиям и более тщательную подготовку.
На сегодняшний день «Росатом» не получал официальных уведомлений об отмене проекта строительства первой во Вьетнаме АЭС, сообщили «Газете.Ru» в корпорации. Там также подчеркнули, что каких-либо претензий к технологической стороне проекта Ханой также не высказывал, а сам проект находится в высокой степени готовности.
Если вьетнамский парламент все-таки примет соответствующее решение, это не изменит позиций «Росатома» на азиатском рынке. В настоящий момент подтверждены контакты по возведению атомных электростанций в Китае и Бангладеш. «Компания по-прежнему лидирует по портфелю заказов за рубежом. Запущенный в эксплуатацию четвертый блок Белоярской АЭС БН-800 вошел в число лучших атомных блоков года по версии ведущего американского журнала в энергетике Power. А ведь этот энергоблок – пионер по типу реактора, эта технология должна далеко пойти. США пробовали свои силы в этом вопросе — у них ведь была попытка построить быстрый реактор, но неудачная, — говорит профессор МИФИ Николай Кузелев. — Мы идем, как видите, вперед, и это все независимо от того, будет ли построена АЭС по нашему проекту во Вьетнаме или нет».