Из перечня поручений президента по реализации его послания Федеральному Собранию следует, что пакет законопроектов Государственной Думе рекомендовано принять до 30 апреля. Сейчас пакет законопроектов находится на рассмотрении во втором чтении, в первом чтении он был принят Госдумой 10 декабря.
Пакет законопроектов предполагает стабилизацию ряда тарифных, таможенных и налоговых условий для инвесторов, которые заключат с государством специальные соглашения о защите. Механизм СЗПК должен запустить инвестиционные проекты примерно на 33 триллиона рублей — эту сумму называл в середине января председатель Госдумы Вячеслав Володин. По оценке минфина, примерно таков объем средств на счетах российского бизнеса, никак не задействованных в экономике.
<!—
—>
Нынешняя версия документов предполагает два режима защиты инвестиций. Первый (общий, его можно считать своего рода «безусловным договором» между государством и сразу всем крупным бизнесом) — это трехлетний мораторий на изменение любых норм, которые могут ухудшить условия инвестиционной деятельности.
Второй режим — индивидуальный — ориентирован уже на крупные инвестиционные проекты. Он в зависимости от величины инвестиций гарантирует неизменность налоговых условий (по налогу на прибыль, имущество, транспортному и земельному налогам, срокам уплаты и порядку возмещения НДС) на срок от 6 до 20 лет. Кроме того, на три года могут быть зафиксированы условия технического регулирования, лицензирования, землепользования и застройки территорий. Подразумевается, что если регулирование за время действия СЗПК поменяется и от этого инвестиционный проект понесет потери, то инвестор получит компенсацию из бюджетных денег.
Пакет законопроектов обеспечит постоянство ряда тарифных, таможенных и налоговых требований для инвесторов
Для индивидуальных проектов в СЗПК предусмотрен «пороговый» подход. Так, бизнес, планирующий инвестировать в проекты в сфере здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, должен вложить минимум 250 миллионов рублей, а общий бюджет проекта должен составлять не меньше миллиарда рублей. В проекты в промышленности, сельском хозяйстве и цифровой экономике понадобится вкладывать от полутора миллиардов рублей собственных инвестиций (общий бюджет проекта — минимум 7 миллиардов рублей). Для других отраслей экономики порог входа планируется еще выше — собственные инвестиции минимум в 5 миллиардов рублей (общий бюджет — минимум 25 миллиардов рублей).
Режим СЗПК не будет действовать в проектах, связанных с добычей нефти и газа, производством алкоголя и табака, игорным бизнесом, а также банковской и другой финансовой деятельностью.
<!—
—>
Действующее сегодня законодательство в сфере инвестиций сформировано в 1990-е годы либо в конце советского периода и больше не отвечает задачам развития, говорил ранее Володин. Темпы роста экономики недостаточны, признавал председатель Госдумы.
Майский указ президента ставит цель к 2024 году добиться вхождения России в топ-5 крупнейших экономик и обеспечить темпы роста выше мировых (то есть как минимум выше 3 процентов). Минэкономразвития России в базовом прогнозе ожидает роста экономики в 2020 году на 1,7 процента, откладывая более существенное ускорение на последующие два года (3,1-3,2 процента).
Предложенный вариант инвестиционного кодекса по сути,- еще один способ повысить уровень инвестиций. По плану, утвержденному правительством, к 2024 году они должны составить 25 процентов ВВП (в 2018 году было 20,6 процента). Экс-глава минэкономразвития Максим Орешкин говорил, что достижение этой планки возможно при условии роста кредитования, инвестирования пенсионных накоплений и снижения оттока капитала.
Действующее сегодня законодательство в сфере инвестиций сформировано в 1990-е годы либо в конце советского периода и больше не отвечает задачам развития
Володин также заявлял о важности реализации в регионах как можно большего количества проектов на условиях государственно-частного партнерства. «Мы считаем, что этого можно достичь за счет тех средств, которые сегодня регионы должны возвращать федеральному бюджету. И предложили правительству, министерству финансов делать зачеты тем регионам, которые будут вкладывать эти средства в инфраструктуру, дороги, воду, газ, электроэнергию, подводя эту инфраструктуру к предприятиям, которые могли бы бизнесом создаваться в регионах. Это и рабочие места, это и дополнительные начисления в бюджет», — говорил Володин.
<!—
—>
Министр финансов Антон Силуанов также допускал, что СЗПК может коснуться не только правительственных регуляторных решений, но также и решений Банка России (речь о крупных банковских инвестициях, в первую очередь в высокотехнологичные проекты).
При этом Володин указывал, что пакет законопроектов о СЗПК в нынешнем виде нуждается в доработке. Замминистра финансов Андрей Иванов рассказывал журналистам в конце декабря, что ведомство обсуждает идею отказаться от ограничений по общему объему бюджета проекта, оставив только порог собственных инвестиций.
Не исключено, что в будущем снизятся пороговые значения и по собственным инвестициям — это, по словам Иванова, будет зависеть от адаптации системы принятия решений по управлению рисками к заключению соглашений в различных отраслях экономики.