В вопросе нефтепродуктопроводов, по которым на Украину поступало российское дизельное топливо, поставлена окончательная точка. В 2016 году появились предположения, что по этим трубам поступало топливо для украинской военной техники, ведущей боевые действия в ДНР и ЛНР. Теперь соглашение по нефтепродуктопроводам разорвано окончательно.
Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о прекращении действия соглашения по совместной эксплуатации с Украиной нефтепродуктопроводов Самара — Западное направление и Грозный — Армавир — Трудовая (общая мощность — 1,7 млн тонн). Соглашение расторгнуто по предложению российских МИДа и Минэнерго.
Речь идет о договоре, заключенном еще в середине 1995 года. Согласно документу, указанные трубы эксплуатируются структурами АК «Транснефтепродукт» (100-процентная «дочка» «Транснефти»).
Но в феврале 2016 года украинские участки нефтепродуктопроводов были проданы швейцарской компании International Trading Partners AG, подконтрольной гражданину Германии Анатолию Шеферу. «В связи с этим участие российской стороны в соглашении нецелесообразно», — подчеркивается в релизе, опубликованном на сайте российского правительства.
История с нефтепродуктопроводами уходит корнями еще в 2005 год, когда Украина впервые попробовала отсудить проходящие по ее территории участки труб. Тогда дело развалилось, но в марте 2011 года Хозяйственный суд Ровненской области постановил истребовать трубы из владения «Прикарпатзападтранса» (структура «Транснефтепродукта») в собственность украинского Фонда госимущества. Дело дошло до Высшего хозяйственного суда Украины, который оставил в силе вердикт низшей инстанции.
В ответ в 2011 году «Транснефть» прекратила поставки топлива.
В том или ином виде споры вокруг нефтепродуктопроводов продолжались до того момента, пока их не купила компания Шефера. Но здесь возникла другая коллизия.
«Нынешнее украинское руководство фактически развалило нефтеперерабатывающую отрасль страны, — рассказывает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. — Пришлось закупать топливо у России и частично Белоруссии. Хотя из Белоруссии поставлялись нефтепродукты, полученные из российской же нефти».
В итоге украинские танки и БТР, отправляющиеся воевать в ДНР и ЛНР, ездили на российской солярке, указывает Танкаев.
Россия, кстати, этот вопрос уже пыталась решить. В сентябре прошлого года были введены новые правила, согласно которым поставщики нефтепродуктов должны были получать специальное разрешение Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК). Такой документ получил, например, «ЛУКойл». Также сообщалось, что поставлять «дизель» будет «Роснефть». Но практически ровно через год, 9 сентября 2016 года, «Транснефть» получила предписание Центральной энергетической таможни, в котором сообщалось, что ФСТЭК ранее выданные заключения аннулировала. «Транснефти» было предложено приостановить поставки нефтепродуктов на Украину.
Однако, по словам Танкаева, это не решало исчерпывающим образом проблему.
«Всегда есть возможность найти лазейку, не нарушая впрямую указаний надзорных органов, — поясняет эксперт. — Но, с разрывом соглашения о совместной эксплуатации трубопроводов, Украина лишается любой законной возможности получать по ним топливо — как минимум до того момента, когда соглашение будет восстановлено».