Киев может снова начать покупать газ у России после более чем полугодового перерыва. Украинский «Нафтогаз» предлагает «Газпрому» участвовать в тендере на поставку топлива наравне с европейскими поставщиками. Эксперты отмечают, что европейский газ в основном обходится Киеву дороже российского, тем не менее, украинская сторона попробует добиться отмены действующего ранее принципа «бери или плати» между «Нафтогазом» и «Газпромом».
«Газпром» получил от украинского «Нафтогаза» письмо с просьбой возобновить поставки газа. «Речь идет о девяти месяцах: втором полугодии 2016 г. и I квартале 2017 г. То есть обо всей предстоящей зиме и периоде подготовки к ней», — заявил председатель правления газового холдинга Алексей Миллер. Он отметил, что желание украинской стороны понятно — оно обусловлено сокращением объема реверсных поставок газа из Европы. «Суточный объем реверса из Европы сократился в июне в 6,4 раза по сравнению с маем и в 16,8 раза по сравнению с апрелем», — отметил Миллер.
«Нафтогаз» хотел бы, чтобы в тендере, который будет проведен в третьем квартале, принимал участие и «Газпром», заявил накануне глава «Нафтогаза» Андрей Коболев в эфире украинского «5 канала». «Газпром» должен будет конкурировать с европейцами в цене газа, которую они могут предложить Украине. Но если они эту конкуренцию честно выиграют, то мы будем покупать», — отметил Коболев.
В сообщении «Нафтогаза», опубликованном 7 июня, уточняется, что компания считает экономически обоснованной цену газа от «Газпрома» на уровне «хаб минус транспорт» (стоимость газа в европейских хабов за вычетом транспортных расходов).
В ценовом эквиваленте речь, скорее всего, идет о $130 за тысячу кубометров. В мае именно такую цену экономически оправданной называл глава украинского Минэнергоугля Игорь Насалик.
С ноября 2015 года Украина перестала закупать российский газ, даже несмотря на то, что до 1 апреля действовали скидки на российский газ, которые «Газпром» предоставлял украинской стороне. Основной объем газа Киев импортирует из Европы, мотивируя свое решение тем, что европейский газ дешевле, чем российский. Уже в прошлом году Украина несколько раз полностью отказывалась от российского газа — в третьем квартале и в ноябре — декабре.
В результате, по данным украинского «Нафтогаза», поставки газа из России в прошлом году снизились в 2,4 раза и составили лишь 6,1 млрд кубометров, тогда как импорт по реверсу из Европы превысил 10 млрд кубов. Доля использования российского газа во внутреннем украинском потреблении сократилась с 38% в 2014 году до 18%.
Впрочем, что касается заявлений о дешевизне европейского газа в прошлом году, то они не вполне коррелируют с данными самого «Нафтогаза». Если брать прошлый год, то в первом квартале поставки «Газпрома» действительно были дороже европейских — $329 против $301 за 1 тыс. кубометров. Однако уже во втором квартале газ из России стоил $248, тогда как из ЕС он поступал по цене $275. В третьем квартале среднемесячная стоимость реверсного газа из Европы с учетом транспортировки до границы Украины составляла $266, тогда как «Газпром» предлагал по $248 за тысячу кубометров. Похожая ситуация сложилась и в четвертом квартале: российский газ был дешевле поставляемого из Европы ($227 против $232).
«В целом по году история с реверсным газом оказалась для Украины убыточной. По нашим оценкам, переплата Украины за прошлый год составила $210 млн. Не запредельные деньги, но для Украины это ощутимо», — отмечает Константин Симонов, глава Фонда национальной энергетической безопасности.
Цена европейского газа вновь опустилась ниже российского с учетом доставки только в 2016 году: в первом квартале цена поставок из России составляла $212 за 1 тыс. кубометров, тогда как средняя стоимость приобретения газа в Евросоюзе была около $200, отмечал в январе премьер Украины Арсений Яценюк. Во втором квартале цена газа от «Газпрома» опустилась до $180 (цена снижается вслед за падением нефтяных котировок, к которым привязаны долгосрочные контракты «Газпрома»). Это конкурентная цена с европейским реверсным газом, отмечает бывший пресс-секретарь НАК «Нафтогаз Украины» Валентин Землянский.
«Здесь больше вопрос политического порядка, — полагает Землянский. — Очень много заявлялось об отказе от российского газа. Это противоречит больше политической доктрине. С экономической точки зрения сотрудничество с «Газпромом» было выгоднее».
Лето — традиционный период, когда Украина начинает готовиться к грядущему отопительному сезону. Но обычно деловые переговоры о поставках газа перед отопительным сезоном возобновлялись во второй половине либо в конце лета. Киев начал разговор о возобновлении в начале лета вопреки сложившейся традиции, потому что перед отопительным сезоном Украине требуется заполнить ПХГ, а время для этого наиболее подходящее именно сейчас — цена на газ, чувствительная к нефтяным котировкам, показывает то же нисходящее движение, что и нефть, но с перерывом около полугода, отмечают опрошенные «Газетой.Ru» эксперты.
« Можно было бы потянуть, ведь летом Украина обходится своим газом. Но поскольку в январе-феврале цены на нефть находились на минимуме, газ как раз к третьему кварталу будет максимально дешевым для Киева», — отмечает Константин Симонов, глава Фонда национальной энергетической безопасности (по разным оценкам, к третьему кварталу цена 1 тыс. кубометров может опуститься до $120–130 — «Газета.Ru»).
Если говорить о том, каков минимальный объем газа, в закупке которого Украина может быть заинтересована, то это, по оценке Симонова, порядка 6 млрд кубометров: такой объем был закуплен в предыдущем году. Но точный объем зависит от погоды: прошлая зима на Украине была достаточно теплой, что во многом позволило отказаться от поставок российского газа. По данным министерства энергетики и угольной промышленности Украины, по сравнению с 2014 годом потребление газа в стране снизилось в 2015 году на 20,9%, составив 33,7 млрд кубометров.
Основным пунктом, который будет обсуждаться, если переговоры перейдут в более предметную плоскость, — это так называемый принцип take-or-pay («бери или плати»), который содержался в соглашениях «Газпрома» с «Нафтогазом», предполагает Валентин Землянский.
Это условие предполагает обязательство украинской стороны по отбору минимальных объемов. Отказ отбирать законтрактованный газ грозит покупателю штрафными санкциями. «Газпром» уже потребовал от Украины $2,549 млрд за неотобранные в третьем квартале прошлого года 10,485 млрд кубов. Украина сейчас пытается доказать в Стокгольмском арбитраже, что цена, предлагаемая «Газпромом», не является рыночной (как раз для того, чтобы избежать штрафов по take or pay).
Не исключает такого развития переговоров и Симонов. «Скорее всего, Украина все равно свои объемы не выбирает, а штрафы неизвестно когда мы сможем получить. Поэтому здесь «Газпром» может пойти на определенные уступки, компания всегда проявляла определенную гибкость по отношению к Украине», — рассуждает Симонов. Он добавил, что в прошлом году принцип take-or-pay не действовал три квартала.