Вашингтон предлагает Киеву сотрудничество в области разведки, добычи и транспортировки газа и поставок американского угля, а также продолжает выступать против российского газопроводного проекта «Северный поток-2». По словам экспертов, закупки энергоносителей у США возможны лишь при условии, что их будут кредитовать сами американцы.
Глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев провел переговоры с министром энергетики США Риком Перри. Об этом 26 апреля сообщила украинская компания. В пресс-релизе «Нафтогаза» говорится, что стороны обсудили риски, создаваемые такими проектами, как российский «Северный поток-2» (СП-2), для конкуренции, стабильности энергоснабжения, экономической и энергетической безопасности в Европе.
Реклама
Рик Перри в очередной раз выразил категорический протест США против второго «Северного потока».
Штаты уже не в первый раз выражают обеспокоенность российскими газопроводными планами, хотя США они напрямую не затрагивают (труба мощностью в 55 млрд кубометров предназначена для поставки российского газа в Европу через Балтийское море, в обход Украины).
В марте заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Бриджет Бринк заявляла, что СП-2 несет угрозу для энергетической безопасности Украины и всей Европы. В частности, риски связаны с тем, что в случае реализации СП-2 на одном маршруте будет сосредоточен слишком большой процент российского газового экспорта в Европу.
Кроме того, Штаты неоднократно называли «Северный поток-2» не коммерческим, но политическим проектом. Летом прошлого года группа американских сенаторов направило в Еврокомиссию письмо, где, помимо прямой критики СП-2, говорилось, что некоторые шаги России направлены на «подрыв мира и безопасности в Европе, в том числе посредством использования энергетики как рычага политического влияния». Джозеф Байден, будучи вице-президентом США, говорил, что проект будет «плохой сделкой» для Европы.
На встрече Коболева и Перри также поднимался вопрос сотрудничества американских и украинских компаний в сфере разведки, добычи и транспортировки природного газа. Перри выразил заинтересованность в том, чтобы министерство энергетики Украины такому сотрудничеству способствовало.
Кроме того, стороны обсудили возможность экспорта угля из США на Украину.
От российского газа Украина отказалась еще в конце 2015 года и с тех пор заменяет его реверсными поставками из Европы. Это преимущественно все тот же российский газ, избыток которого европейские трейдеры продают «Нафтогазу».
Что касается угля, законопроект о запрете закупок этого энергоносителя у России украинское Министерство энергетики и угольной промышленности подало в правительство на прошлой неделе, а сама инициатива обсуждалась еще в марте. Глава украинского Минэнерго Игорь Насалик ранее пояснял это рисками того, что под видом российского угля на Украину будет поступать уголь из самопровозглашенных Донбасской и Луганской народных республик, нарушая установленную украинской стороной блокаду.
Уголь и газ — основа украинской энергетики, первый, в частности, используется в металлургической промышленности. И если с газом за счет реверсных поставок ситуация пока относительно стабильная, то дефицит угля уже заставил украинские власти ввести чрезвычайное положение на рынке электроэнергии.
Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов уверен, что поставки СПГ из Америки на Украину — вещь пока гипотетическая.
Во-первых, потому, что пока Украина обходится реверсными поставками, а во-вторых — у нее нет собственного регазификационного терминала. Теоретически может быть задействован польский терминал в Свиноуйсьце, мощность которого поляки планируют увеличивать. «Но транспортировка газа еще и из Свиноуйсьце до Украины добавит стоимость американскому газу, который с учетом транспортного плеча и затрат на сжижение/регазификацию и без того получается дороже, чем российский», – отмечает эксперт.
Поставки же американского угля, по словам главы ФНЭБ, технически вполне возможны.
«Кстати, американцы еще со времен СССР рассматривают российский газ как конкурента собственному углю на рынках Европы и еще и поэтому выступают против российских газопроводных проектов», — отмечает Симонов.
Но закупки угля в США также связаны с определенными сложностями. В первую очередь, по словам Симонова, следует учитывать, что многие украинские станции ориентированы именно на донбасские сорта угля, так что полностью заменить поставки из ДНР и ЛНР будет довольно сложно.
Если же говорить об альтернативе поставкам из России, то здесь вновь возникает вопрос цены — американский уголь будет дороже. «А денег у Украины нет», — напоминает Симонов.
В данном случае может быть реализована схема, схожая с той, что используется при поставках газа по реверсу из Европы — европейские институты предоставляют Украине кредиты, которые та тратит на закупку газа у европейских же трейдеров.
«Но подобный сценарий будет означать, что США будут постепенно загонять Украину в кредитную ловушку, — предупреждает Симонов. — Кончится это в итоге экономическим, а затем и политическим кризисом, и в результате с Украиной произойдет то же, что уже случилось с Грецией».