Неожиданную связь между низким МРОТ и отсутствием желания у бизнеса развивать высокие технологии обнаружила в понедельник вице-премьер Ольга Голодец. Дешевизна рабочей силы, по ее словам, делает невыгодными вложения в инновации. Эксперты такой связи не видят: повышение МРОТ, по их словам, приведет только к росту безработицы и «серой» занятости.
Пять миллионов работающих бедных
Около 5 миллионов человек в России получают зарплату на уровне минимального размера оплаты труда, заявила в понедельник вице-премьер Ольга Голодец на инвестиционном форуме в Сочи. Повышение оплаты труда до прожиточного минимума даст выигрыш и производству, и людям, добавила она.
Называя стоимость рабочей силы в России заниженной, Голодец в своем выступлении связала низкий уровень зарплат с нежеланием бизнеса вкладываться в инновационные технологии.
«Сегодня основным препятствием роста производительности труда является резкое сокращение инвестиций в российскую экономику и отсутствие стимулов у предпринимателей вкладывать в техническое перевооружение. К этому стимулирует, к этому подталкивает абсолютно дешевая, заниженная стоимость рабочей силы, которая не соответствует сегодняшнему уровню квалификации наших работников», — сказала она (цитата по ТАСС).
Эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», прямой связи между минимальным размером оплаты труда и развитием инноваций не видят. Наоборот, искусственное повышение МРОТ оставит людей без работы.
«Предприятия не хотят перевооружаться по многим причинам: потому что будущее неопределенно, институты плохие, спроса на продукцию нет… Зарплаты — это вообще не причина», — заметил директор Центра трудовых исследований ГУ ВШЭ Владимир Гимпельсон. А повышение МРОТ приведет к росту безработицы, полагает он, поскольку у людей, имеющих низкую зарплату, одна альтернатива: остаться без работы вообще.
«Это не очень связанные вещи», — вторит профессор Российской экономической школы Ирина Денисова. Инновационное развитие, движение бизнеса в сторону более высоких технологий связано с бизнес-климатом — с конкуренцией, защитой прав собственности и прочими факторами, плохое состояние которых в России дестимулирует развитие предприятий.
МРОТ можно повысить, если снизить налоги
Уровень бедности в России в последние годы растет. Всего, по данным Росстата, доходы ниже прожиточного минимума в 2015 году имели 19,1 млн человек, или 13,3% россиян, — это рекордная величина с 2006 года. За прошлый год данных пока нет, но если верить Голодец, то примерно четверть всех бедных россиян, 4,9 млн человек, — это занятые люди с очень низкой зарплатой, на которую фактически невозможно прожить.
Величина прожиточного минимума устанавливается ежеквартально, по результатам прошлого периода и варьируется от региона к региону, где она рассчитывается, в свою очередь, на основании прожиточного минимума, установленного по России. Прожиточный минимум к тому же разный для трех групп населения: трудоспособное население, дети и пенсионеры. В целом по России на душу населения в третьем квартале прошлого года он составил 9,9 тыс. руб.
Минимальный размер оплаты труда в России пока остается ниже этого уровня и составляет 7,5 тыс. руб. Разговоры о том, чтобы довести его до прожиточного минимума, идут в правительстве много лет, однако пока это сделать не удается, в том числе из-за высоких рисков.
То, что в правительстве поднимают тему низких зарплат, — это хорошо, но просто поднять МРОТ — не решение проблемы, надо создавать настоящие стимулы для сокращения издержек, с одной стороны, и повышения уровня жизни населения — с другой, говорит вице-президент «Деловой России» Николай Остарков.
Например, предлагает он, правительство могло бы рассмотреть возможность освободить МРОТ от налогообложения с одновременным его увеличением. Во многих странах мира минимум зарплаты не облагается налогами, отмечает он. «Это принцип гуманности: нельзя брать налог с минимальной суммы. Если бы у нас был такой необлагаемый минимум, на который можно было прожить, зарплата в среднем была бы выше», — отмечает он.
Если же МРОТ будет просто повышен, то работодатели могут предпочесть перевод зарплат в «серую» зону, предупреждает Остарков. Такого же мнения придерживается Денисова из РЭШ. «Повышение зарплат будет способствовать снижению бедности среди работающего населения, с другой стороны, это может поспособствовать уходу части рабочих мест в неформальный сектор», — отмечает она.
Нельзя сначала увольнять, а потом создавать места
По словам Голодец, которые приводит «Интерфакс», высвобождение рабочей силы, которое происходит сегодня, «поможет перейти к производительным высокооплачиваемым рабочим местам». При этом она добавила, что в России на рынке труда нет недостатка в вакансиях. «Даже сегодня у нас продолжает оставаться число вакансий около 1 млн, и с 2012 года количество вакансий у нас ни разу не сокращалось», — сказала Голодец.
В разных отраслях ситуация разная, возражает Остарков из «Деловой России». Он приводит в пример одну из компаний, занятую в автопромышленности, где перевооружение одного цеха означало увольнение трех десятков человек, и альтернативной занятости для них не нашлось. «Идти им некуда, у нас нет «конвейера» высокотехнологичных рабочих мест», — говорит эксперт.
Еще одна проблема связана с тем, что на многих госпредприятиях нет стимулов к снижению затрат из-за тарифной системы, в которую заложены зарплаты.
«Если мы имеем некие тарифы, услуги, продукты, которые гарантированы на следующий год с инфляцией, то никакого стимула снижать затраты просто нет», — резюмировал он.
По сравнению с этими компаниями на предприятиях в сфере мобильной связи, компьютерных технологий, где рынок характеризуется высоким уровнем конкурентов, снижение затрат наблюдается колоссальное.
«Прежде всего, надо, чтобы фирмы создавали новые рабочие места, и тогда рост спроса на труд будет вести к повышению зарплаты», — отмечает Гимпельсон. В противном случае повышение МРОТ будет коррелировать с повышением производительности чисто статистически, за счет сокращения числа занятых.